Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы функций менеджмента
1.1. Понятие функций менеджмента. Характеристика общих функций
1.2. Характеристика конкретных функций менеджмента
Глава 2. Исследование функций менеджмента в ООО «Рубин»
2.1. Краткая характеристика ООО «Рубин»
2.2.Анализ реализации функций менеджмента в ООО «Рубин» (на примере закупочной деятельности)
Глава 3. Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование управления в ООО «Рубин»
По широте различают контроль, который охватывает все сферы деятельности, все виды ресурсов, и контроль, направленный на использование и преобразование человеческих, материальных, финансовых или иных ресурсов, различных видов деятельности, имеющих свои специфические особенности и требующие соответствующих форм и методов контроля[22].
Различают контроль:
1) предварительный — введение определенного порядка, правил, процедур, обеспечивающих реализацию целей организации;
2) текущий — проводится в ходе работы (например, начальник контролирует работу подчиненных);
3) заключительный — после завершения работы или определенного срока, периода[23].
1.2. Характеристика конкретных функций менеджмента
Конкретные функции управления определяются применением общих функций менеджмента к конкретным объектам управления. Определение конкретных функций управления необходимо для организации системы управления, построения организационной структуры управления, формирования штатов с учетом особенностей каждой организации. При системном подходе к управлению организация рассматривается как открытая система, на входе у которой разного рода ресурсы, а на выходе — результаты, получаемые в процессе их преобразования. Соответственно в качестве объектов управления могут рассматриваться ресурсы, процессы и результаты.
Конкретные функции по управлению ресурсами определяются составом и спецификой ресурсов. Организации используют в своей деятельности материальные, трудовые, финансовые, информационные и другие ресурсы. Соответственно формируются конкретные функции по управлению финансами, персоналом, запасами, информационными ресурсами[24].
Конкретные функции управления процессами ориентируются на разнообразные процессы, из которых состоит деятельность организации, с разной степенью их детализации. Например, можно выделить управление снабжением, производством и сбытом продукции. Можно выделить более узкие направления: управление основным производством, вспомогательным, обслуживающим производством, управление маркетингом[25].
В качестве результатов деятельности организации (или выходов) рассматривается не только выпускаемая предприятием проекция, но и прибыль, рентабельность, качество продукции, объемы производства и реализации, уровень затрат. Соответственно выделяют конкретные функции по управлению результатами: управление качеством, управление производительностью, управление затратами, управление доходами[26].
Кроме системного подхода при определении конкретных функций управления используются и другие. Например, в качестве объектов управления, определяющих формирование конкретных функций управления, могут выступать разные направления деятельности организации — производство, маркетинг, инновации, планирование. Соответственно выделяются производственный, инновационный, стратегический менеджмент.
К связующим процессам управления относят коммуникации и принятие
управленческих решений[27].
Управленческую деятельность невозможно представить без коммуникаций. Посредством разного рода коммуникаций реализуются все управленческие функции. Именно на коммуникации менеджеры затрачивают от 50 до 90 (по некоторым данным — от 75 до 95) процентов своего рабочего времени. При этом, по данным опросов, проводившихся в разных странах, подавляющее большинство менеджеров считает существующую систему коммуникаций недостаточно эффективной, препятствующей достижению организационных целей[28]. Коммуникации — это процесс обмена информацией между людьми или группами людей. Система коммуникаций включает все (и всех), что связано с приемом, переработкой, передачей информации. Она включает и то, что передается и то, как передается. К основным функциям коммуникаций относят информационную, мотивационную, контрольную и экспрессивную (выражение чувств, отношений) функции[29].
При построении и анализе организационных коммуникаций выделяют две основные группы: внешние и внутренние коммуникации. Под внешними
коммуникациями подразумевается обмен информацией с различными субъектами внешней среды, например, с различными контактными аудиториями. При этом выделяют благожелательные, искомые и неблагожелательные контактные аудитории, требующие особых подходов при построении коммуникаций[30].
Под внутренними коммуникациями понимается обмен информацией между уровнями управления и подразделениями в устной, письменной или электронной форме. Коммуникации между подразделениями называют горизонтальными, а между уровнями управления — вертикальными. Вертикальные коммуникации могут быть нисходящими (информация передается с низшего уровня на высший) и восходящие (информация передается на высшие уровни управления) [31].
Организационная информация может быть официальной и неофициальной. По содержанию коммуникации разделяют на информационные, административные, технические.
В качестве барьеров, препятствующих эффективным организационным
коммуникациям, выделяют искажение сообщений по разным причинам: коммуникационные перегрузки, с которыми часто сталкиваются менеджеры в современных условиях, недостатки организационной структуры и организации взаимодействия внутри организации и другие факторы. Современные условия требуют совершенствования системы коммуникаций, а современные технические средства создают для этого большие возможности. Но при этом от заинтересованности и профессионализма конкретных менеджеров зависит создание и использование эффективной системы коммуникаций[32].
Решение — это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям. Принятие управленческих решений — это сознательная целенаправленная творческая деятельность, осуществляемая менеджером индивидуально или в группе на основании анализа альтернатив. Управленческие решения, как и коммуникации, относятся к связующим функциям, без которых невозможна реализация основных. Управленческие решения часто рассматриваются в качестве основного продукта управленческого труда. При выработке управленческого решения менеджер должен использовать не только свои профессиональные знания, опыт и интуицию, но и современные подходы и методы принятия управленческих решений[33].
Выводы
Функции менеджмента — это специфические взаимосвязанные виды и направления управленческой деятельности, в совокупности обеспечивающие процесс управления организацией путем выполнения определенных комплексов задач и использования специальных управленческих методов и механизмов.
Общие функции управления присущи всем организациям, а конкретные или специальные обусловлены спецификой конкретной деятельности управляемого объекта. К общим функциям управления относятся планирование, организация, мотивация, контроль. Функция планирования состоит в «подготовке будущего» путем исследований, анализа и разработки программы действий, охватывающей все направления деятельности предприятия. Функция организации включает такие основные элементы как формирование организационной структуры, определение организационных полномочий и организация эффективного взаимодействия всех уровней и субъектов управления. Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для
достижения личных целей и целей организации. Контроль — это процесс обеспечения фактического достижения организацией намеченных результатов путем установления стандартов, измерения фактических результатов и сопоставления их со стандартами, и, если расхождение существенно, анализа ситуации и принятия решений о корректирующих действиях.
Конкретные функции управления определяются применением общих функций менеджмента к конкретным объектам управления.
Глава 2. Исследование функций менеджмента в ООО «Рубин»
2.1. Краткая характеристика ООО «Рубин»
ООО «Рубин» зарегистрировано в качестве хозяйствующего субъекта 11.04.1996г. (свидетельство № 63954369).
Предприятие расположено по адресу: Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 157.
Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля канцелярскими товарами и бухгалтерскими бланками.
Схема организационной структуры управления ООО «Рубин» представлена на рис. 1.
Рисунок 1 — Организационная структура управления
ООО «Рубин»
Директор ООО «Рубин»
Бухгалтер (1 работник)
Водитель-грузчик (1 работник)
Менеджер по закупкам (1 работник)
Продавцы (15 работников)
Управляющий магазином
Общая численность персонала организации в 2015 г. — 20 работников.
Организационная структура управления является линейно-функциональной, то есть в ней выделены подразделения, отвечающие за выполнение определенных направлений деятельности.
Динамика основных показателей деятельности предприятия за
2013–2015 гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика основных технико-экономических показателей
деятельности ООО «Рубин» за 2013-2015 гг.
Показатели |
Ед. изм. |
Абсолютное значение |
Абсолютное изменение |
Темп прироста, % |
||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2015/ 2013 |
2015/ 2014 |
2015/ 2013 |
2015/ 2014 |
||
Товарооборот |
тыс. руб. |
17880 |
13384 |
16467 |
–1413 |
3083 |
–7,90 |
23,03 |
Численность работающих, в том числе продавцов |
чел. |
24 19 |
20 15 |
20 15 |
–4 –4 |
– – |
–11,67 –21,05 |
– – |
Среднегодовой товарооборот одного работающего одного продавца |
тыс. руб. |
745,00 941,05 |
669,20 892,27 |
823,35 1097,80 |
78,35 156,75 |
154,15 205,53 |
10,47 16,66 |
23,02 23,03 |
Полная себестоимость товаров, В том числе издержки обращения |
тыс. руб. |
13178 6964 |
9784 5079 |
13733 6316 |
555 –648 |
3949 1237 |
4,21 –9,30 |
40,36 24,36 |
Валовый доход |
Тыс. руб. |
11666 |
8679 |
9050 |
–2616 |
371 |
–22,42 |
4,28 |
Прибыль от продажи товаров |
тыс. руб. |
4702 |
3600 |
2734 |
–1968 |
–866 |
–41,85 |
–24,06 |
Затраты на 1 руб. товарооборота |
руб. |
0,74 |
0,73 |
0,83 |
0,09 |
0,10 |
12,16 |
13,70 |
Рентабельность продаж |
% |
26,3 |
26,9 |
16,6 |
–9,7 |
–10,3 |
– |
– |
По данным таблицы 1 видно, что деятельность ООО «Рубин» за 2013–2015 гг. была прибыльной. Однако, прибыль от продажи товаров в 2015 г. существенно ниже показателей 2013 г. (на 41,85 %) и 2014 г. (на 24,06 %). Это объясняется, прежде всего, резким снижением товарооборота в 2015 г. к 2013 г., а также превышением темпа роста полной себестоимости проданных товаров (4,21 %) над темпом роста товарооборота (7,90%) в 2015 г. к 2013 г. По данным таблицы 1 видно, что существенное снижение товарооборота отмечается в 2014 г., когда он сократился с 17 880 тыс. руб. (2013 г.) до 13 384 тыс. руб.
Снижение объема товарооборота повлекло сокращение штата предприятия, в результате чего в 2014 г. произошло сокращение численности менеджеров: на 4 человека по сравнению с показателем 2013 г. В 2015 г. изменения численности работников не происходило. Среднегодовой товарооборот на одного работающего составил в 2015 г. 823 тыс. руб., что на 10,47 % выше показателя 2013 г. и на 23,02 % выше показателя 2014 г. Таким образом, можно сделать вывод, что прирост товарооборота в 2015 г. предприятие полностью достигло за счет увеличения производительности труда. Это свидетельствует об интенсивном направлении развития предприятия.
Показатель затрат на 1 руб. проданных товаров в 2015 г. составил 0,83 руб., что выше показателей 2013–2014 гг. Это объясняется ростом полной себестоимости проданных товаров (на 40,36% в 2015 г. относительно уровня 2014 г.). Рентабельность продаж в 2015 г. составила 16,6%, что на 9,7 % ниже показателя 2013 г. и на 10,3 % ниже показателя 2014 г.
Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что в целом за анализируемый период предприятие функционировало достаточно стабильно.
2.2.Анализ реализации функций менеджмента в ООО «Рубин» (на примере закупочной деятельности)
Рассмотрим реализацию функций менеджмента в ООО «Рубин» на примере закупочной деятельности.
В ООО «Рубин» процесс закупок курирует менеджер по закупкам. Закупка товаров осуществляется у московских фирм: ООО «Самал», ООО «Аверс», ООО «Арго», ООО «АМ-Тест». Товароснабжение ООО «Рубин» представляет собой комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятия. Процесс товароснабжения включает в себя закупку, доставку, приемку, хранение, подготовку к продаже и продажу товаров.