Файл: Теоретические основы составления бухгалтерской отчетности предприятия.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы составления бухгалтерской отчетности предприятия
Понятие бухгалтерской отчетности предприятия, её состав, формы и классификация
Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
Система нормативного регулирования
составления и представления бухгалтерской отчетности в РФ
2. Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности.
2.1. Понятие баланса, его функции и классификация
В связи с этим, необходимо соблюдать правила, позволяющие избежать неверного восприятия сведений, содержащихся в отчетности. Требования и правила по составлению бухгалтерской отчетности содержатся в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
Формируемая в организации бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям [[18]]:
- достоверности и полноты;
- нейтральности;
- целостности;
- последовательности;
- сопоставимости;
- существенности;
- соблюдения отчетного периода;
- своевременности.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении организации, о финансовых результатах ее деятельности. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету [[19]].
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
При формировании бухгалтерской отчетности организация должна гарантировать нейтральность информации, содержащейся в ней. Исключается одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими [[20]].
Пользователи должны иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях в целях сравнения их финансового положения, результатов деятельности.
Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей (учредителей, инвесторов, банков, кредиторов, покупателей, поставщиков) и должна обеспечивать возможность беспрепятственно с ней ознакомиться. Данные бухгалтерской отчетности не являются коммерческой тайной [[21]].
Организация обязана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности каждому учредителю в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Данные бухгалтерской отчетности за отчетный период должны быть сопоставимы с данными за предшествующие отчетные периоды [[22]].
Бухгалтерская отчетность, в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их расположения.
Бухгалтерская отчетность составляется в валюте Российской Федерации и считается составленной после подписания ее бумажного экземпляра руководителем организации [[23]].
Утверждение и опубликование бухгалтерской отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.
Отчетной датой при составлении бухгалтерской отчетности является последний календарный день отчетного периода [[24]].
Отчетным периодом для годовой бухгалтерской отчетности считается календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Для только что сформированных организаций, отчетным годом является период с даты регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно.
Все требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности логичны и вполне выполнимы каждой фирмой. Через несколько лет ведения учета с выполнением данных требований организация сможет вполне наглядно оценить ситуацию в целом, а также конкретно по отдельным статьям доходов и расходов, сделать выводы и предпринять все необходимые меры для стабилизации или улучшения рентабельности и ликвидности.
Система нормативного регулирования
составления и представления бухгалтерской отчетности в РФ
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, одни из которых обязательны к применению, другие носят лишь рекомендательный характер.
В Российской Федерации бухгалтерский учет и отчетность строго регламентируются законодательными органами. В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России имеет четырехуровневую структуру (Таблица 1).
I УРОВЕНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (Законы, Постановления Правительства РФ, Кодексы) |
II УРОВЕНЬ НОРМАТИВНЫЙ (положения по бухгалтерскому учету) |
III УРОВЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИЙ (инструкции, методические указания, разрабатываемые Минфином, ЦБ РФ) |
IV УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (рабочие документы, формирующие учетную политику, положения и инструкции для системы внутреннего регулирования) |
Таблица 1. Уровни нормативного регулирования составления и представления бухгалтерской отчетности в РФ
Первый уровень составляют законы и иные законодательные акты, регулирующие учет в организациях. Фундаментальным является Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Вторым важным нормативным актом данного уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации. В нем законодательно закреплены многие вопросы учетной работы.
К этой же группе документов относится Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором прописаны правила организации налогового учета. В свою очередь принципы налогового учета должны базироваться на данных, полученных на основе традиционных принципов бухгалтерского учета.
Второй уровень системы нормативного регулирования составляют положения по бухгалтерскому учету, разработанные Минфином РФ. Многие из Положений напрямую связаны с составлением отчетности, например, Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.
К числу документов второго уровня также относятся План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России.
Третий уровень нормативного регулирования включает в себя документы рекомендательного характера, такие как методологические указания и инструкции. Документы данного уровня утверждаются как Минфином РФ, так и другими органами управления, которым законом предоставлены соответствующие права (например, Центральным банком России, Министерством РФ по налогам и сборам и др.).
Четвертый уровень составляют приказы, методические указания, инструкции, выпускаемые самими хозяйствующими субъектами. Такими нормативными документами являются приказы, которые касаются учетной политики, методов оценки и амортизации объектов бухгалтерского учета, документов и документооборота. Изложенные в документах этого уровня рекомендации и методические положения не могут противоречить нормативным документам 1-3-го уровней.
Необходимо отметить, что многие организации ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют, или не утверждены руководителем вовсе. Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами.
2. Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности.
2.1. Понятие баланса, его функции и классификация
Наиболее важной формой отчетности в организации является бухгалтерский баланс, представляющий собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату.
В экономике каждого государства бухгалтерский баланс выполняет множество различных функций, а именно [[25]]:
- служит главным источником информации о финансовом положении организации для широкого круга пользователей;
- отражает окончательный финансовый результат деятельности организации (прибыль либо убыток);
- позволяет определить состав и структуру имущества предприятия, состояние и динамику дебиторской/кредиторской задолженности;
- определяет способность предприятия взять на себя обязательства перед учредителями, собственниками, кредиторами, покупателями, налоговыми органами;
- на основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование в любой организации и осуществляется контроль за движением потоков денежных средств;
- показатели баланса используются налоговыми органами, кредитными учреждениями, органами государственного управления и т.д.
По целевому предназначению выделяют множество видов бухгалтерского баланса. Для более четкого представления на рисунке 2 представлена их классификация.
Рис. 2. Классификация балансов
По сущности показателей, отражённых в балансе, бухгалтерские балансы классифицируются на:
- статические;
- динамические.
Статические балансы формируются на основе моментальных показателей, рассчитанных на определённую дату.
Динамические балансы отражают данные об имуществе экономического субъекта и источниках его образования не только по моментальным показателям, но и в движении - в виде интервальных показателей (оборотов за отчётной период).
По срокам составления различают следующие виды балансов:
- вступительный (организационный);
- текущий;
- санируемый;
- ликвидационный;
- разделительный;
- объединительный.
Ведение бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта начинается со вступительного баланса, представляющего собой совокупность активов и обязательств, которыми располагает организация вначале осуществления своей уставной деятельности на дату ее регистрации [[26]].
В отличие от вступительного баланса, который составляется только один раз в момент организации предприятия, текущий баланс разрабатывается в течение всего времени функционирования организации и подразделяется на начальный, промежуточный и заключительный [[27]].
Начальный (входящий) баланс - составляется на начало отчетного периода; промежуточный баланс составляется за период между началом и концом отчетного периода; заключительный (исходящий) баланс составляется, соответственно, на конец отчетного периода.
Санируемые балансы составляются в случаях, когда организация приближается к банкротству [[28]]. В этих случаях перед организацией стоит выбор: принять решение о ликвидации путем объявления о банкротстве или убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей. Для составления санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые должны выдать заключение о реальном состоянии дел в организации, величине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния организации.
Ликвидационный баланс - это бухгалтерский баланс, который составляется в процессе ликвидации организации с целью определения фактического имущественного состояния дел ликвидируемого предприятия [[29]]. Ликвидационный баланс представлен в Положении 3. На основании данного баланса организация определяет реальную стоимость своих активов и определяет, как их выгоднее реализовать. Все необходимые данные для баланса готовит бухгалтерия ликвидируемой организации.
Разделительные балансы составляются в момент распада крупной организации на несколько более мелких структурных единиц или при передаче одной или нескольких структурных единиц данной организации другой организации (в последнем случае баланс называется передаточным) [[30]].