Файл: Теоретические основы составления бухгалтерской отчетности предприятия.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы составления бухгалтерской отчетности предприятия
Понятие бухгалтерской отчетности предприятия, её состав, формы и классификация
Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
Система нормативного регулирования
составления и представления бухгалтерской отчетности в РФ
2. Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности.
2.1. Понятие баланса, его функции и классификация
Введение
В ходе своей деятельности любое предприятие в лице его руководителей принимает те или иные решения, осуществляет какие-либо хозяйственные операции. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Тема моей курсовой работы «Баланс и отчетность».
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что бухгалтерская отчетность выполняет важную роль в системе экономической информации. Составление отчетов - одна из наиболее сложных задач. Важным показателем, характеризующим финансовое положение организации, является бухгалтерская отчетность.
Целью моей курсовой работы является раскрытие понятия и экономического содержания баланса как основной формы бухгалтерской отчетности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать научную литературу по заданной теме;
- раскрыть понятия баланса и отчетности;
- изучить состав, задачи и основные формы бухгалтерской отчетности;
- рассмотреть основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;
- ознакомиться с бухгалтерским балансом, как основной формой бухгалтерской отчетности;
- изучить основные функции баланса, его классификацию, а также структуру.
Объектами исследования курсовой работы являются бухгалтерская отчетность и главная из ее форм - бухгалтерский баланс.
Предмет исследования - структура бухгалтерского баланса в отчетности организации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы * страниц.
Первая глава раскрывает понятие бухгалтерской отчетности в целом. В ней рассказывается о требованиях, которые предъявляются к бухгалтерской отчетности, а также о системе нормативно-правового регулирования ее составления и представления.
Во-второй главе раскрывается сущность баланса. В этой главе освещены такие вопросы, как понятие, виды и значение баланса, а также его принципы составления и содержание. Кроме того, баланс рассматривается с точки зрения источника информации для финансового анализа деятельности и эффективного управления предприятием.
Основой при написании курсовой работы явились такие нормативно-правовые акты, как Налоговый Кодекс РФ, ФЗ «О бухгалтерском учёте», Положение по Бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Также при написании работы я изучила труды отечественных авторов в сфере бухгалтерского учета.
На разных этапах исследования, в зависимости от поставленных задач, мной использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
1. Теоретические основы составления бухгалтерской отчетности предприятия
Понятие бухгалтерской отчетности предприятия, её состав, формы и классификация
Все хозяйственные операции предприятия отражаются в бухгалтерском учете.
Бухгалтерская отчетность, являясь неотъемлемым элементом системы бухгалтерского учета, выступает завершающим этапом деятельности за определенный период, и является наилучшим источником информации для принятия управленческих решений в области планирования, контроля, анализа и оценки деятельности организации [[1]]. По данным отчетности руководитель отчитывается перед финансовыми органами, трудовым коллективом, учредителями, банками, инвесторами, кредиторами.
Бухгалтерская отчетность - это система обобщения показателей, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность предприятий за определенный отчетный период (месяц, квартал, год) [[2]].
Процедура обобщения учетной информации играет на предприятии главную роль. Она связана с необходимостью уточнения, корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности организации. Бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, которые могут оказать влияние на оценку пользователями (руководителями, учредителями, собственниками имущества) информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылях и убытках. Содержание отчетности о деятельности предприятия, имущественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для инвесторов, заинтересованных во вложении капитала.
Основными задачами бухгалтерской отчетности являются [[3]]:
- составление отчетности всеми хозяйствующими субъектами, имеющими различные организационно-правовые формы и виды деятельности;
- соблюдение субъектами базовых принципов и правил бухгалтерского учета с целью получения достоверной итоговой информации;
- раскрытие в отчетности альтернативных способов и методов ведения бухгалтерского учета, принятых в учетной политике и влияющих на финансовое состояние организации;
- соответствие международно-признанным принципам бухгалтерской отчетности.
Классификация отчетности подробно представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация отчетности
По видам отчетность делится на статистическую, оперативную, налоговую и бухгалтерскую.
Статистическая отчетность служит для контроля за объемом и качеством произведенной продукции, за изменениями в производственных, финансовых и трудовых показателях [[4]].
Оперативная отчетность предназначена для отслеживания основных показателей деятельности организации [[5]].
Налоговая отчетность подтверждает правильность проведения расчетов с государственными налоговыми органами по определению и уплате налоговых платежей [[6]].
Бухгалтерская отчетность предназначена для контролирования итогов деятельности организации в целом, отрицательных результатов деятельности и сохранности имущества.
В зависимости от назначения выделяют внешнюю и внутреннюю отчетность [[7]].
Внешняя бухгалтерская отчетность составляется для информирования внешних пользователей о состоянии дел предприятия. Внутренняя отчетность составляется для нужд самого предприятия, связанных с принятием управленческих решений.
По периодичности составления бухгалтерская отчетность подразделяется на годовую и промежуточную [[8]].
Годовая отчетность составляется на 1 января года, следующего за отчетным. Промежуточная отчетность является периодической и составляется за внутригодовую дату (квартал, месяц, полугодие).
По степени обобщения данных отчетность делится на индивидуальную и сводную (консолидированную) [[9]].
Индивидуальная бухгалтерская отчётность предназначена для выявления конечного финансового результата деятельности организации (прибыли либо убытка) и распределения её между собственниками. С помощью индивидуальной бухгалтерской отчетности возможно выявить признаки банкротства.
Назначение сводной (консолидированной) отчётности - характеристика финансового положения и результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля [[10]]. Эта отчетность составляется компаниями, имеющими дочерние организации. Сводная отчётность выполняет информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям для принятия ими экономических решений.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций включает в себя [[11]]:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- приложения к ним.
В состав приложений к бухгалтерской (финансовой) отчетности включаются:
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о целевом использовании полученных денежных средств.
Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Рассмотрим детально каждую из форм.
Бухгалтерский баланс отражает состав имущества организации и источники формирования на отчетную дату. Актив баланса состоит из двух разделов: Внеоборотные активы и Оборотные активы. Пассив включает три раздела: Капитал и резервы, Долгосрочные обязательства и Краткосрочные обязательства [[12]].
Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период и аналогичный период предыдущего года [[13]]. В Отчете о прибылях и убытках показываются доходы и расходы, подразделяющиеся на обычные и прочие. В нем отражается валовая прибыль, прибыль/убыток от продаж, прибыль/убыток до налогообложения, чистая прибыль либо убыток отчетного периода.
В Отчете об изменениях капитала отражается информация о наличии и движении собственного капитала организации в отчетном году [[14]]. Отчет заполняют организации, в которых формируются уставный, добавочный и резервный капиталы. К таким организациям относятся акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
Данные Отчета о движении денежных средств показывают изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. т.е. в Отчете отражаются источники денежных средств организации и направления их использования. Как и в других формах, сведения даются за отчетный и за предыдущий год.
Текущей деятельностью является деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности [[15]].
Инвестиционная деятельность подразумевает действия физического или юридического лица, либо государства по вложению средств в производство продукции (услуг, работ) или иному их использованию для получения прибыли или достижения иного значимого результата. При этом инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений [[16]].
Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заёмных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.) [[17]].
В Приложениях к бухгалтерскому учету расшифровываются состав активов, принадлежащих организации, движение дебиторской и кредиторской задолженности, а также отдельные виды расходов и затрат организации.
Отчет о целевом использовании полученных средств - это документ, в котором отражаются сведения об остаточных средствах на счетах предприятий на протяжении отчетного периода. Бланк отчета утвержден по форме 6 (ОКУД 0710006) приказом Министерства Финансов (Приложение 1).
Подводя итоги можно сделать вывод о том, что организации должны последовательно от одного отчетного периода к другому придерживаться принятых ими форм бухгалтерской отчетности. Изменение принятых форм бухгалтерской отчетности возможно в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности, появлении нового типа активов или пассивов. Существенные изменения в формах бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты в пояснениях с указанием причин, вызвавших эти изменения.
Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность является важнейшим источником информации о финансовом положении, результатах деятельности, и изменениях в финансовом положении организации, которая представляет интерес для широкого круга пользователей.