Файл: Теоретические основы составления бухгалтерской отчетности предприятия.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы составления бухгалтерской отчетности предприятия
Понятие бухгалтерской отчетности предприятия, её состав, формы и классификация
Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
Система нормативного регулирования
составления и представления бухгалтерской отчетности в РФ
2. Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности.
2.1. Понятие баланса, его функции и классификация
Объединительные балансы разрабатываются при слиянии нескольких организаций в одну или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации [[31]].
По источникам информации балансы подразделяются на инвентарные, книжные и генеральные.
Инвентарные балансы составляются только на основании инвентарной ведомости. Ее результаты показывают размеры актива. Бухгалтер, вычитая кредиторскую задолженность, определяет величину средств, вложенных собственником.
Книжный баланс строится по данным текущего бухгалтерского учета без предварительной проверки книжных записей путем инвентаризации [[32]].
Генеральный баланс считается самым реальным потому, что в его основу положены текущие учетные записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей [[33]].
По объему информации балансы делятся на единичные и сводные.
Единичные балансы характеризуют деятельность только одной организации.
Сводный баланс получают путем сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов [[34]]. Сводный баланс дает четкое представление об израсходованных материалах, отходах и потерях.
По характеру деятельности балансы подразделяются на:
- баланс основной деятельности;
- баланс неосновной деятельности.
К основной относится деятельность, соответствующая профилю организации. Такая деятельность регистрируется в Уставе организации. Все прочие виды деятельности считаются неосновными.
По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные.
Самостоятельный баланс имеют только хозяйствующие субъекты, наделенные правами юридического лица.
Отдельные балансы составляют подразделения организаций (филиалы, отделы, цехи, представительства).
По способу очистки выделяются балансы-брутто и балансы-нетто.
Баланс-брутто включает в валюту баланса суммы регулирующих статей (например, в пассиве баланса указывается регулирующая статья "Амортизация основных средств") [[35]].
Баланс-нетто - это баланс, из которого регулирующие статьи исключены [[36]]. Это называется очисткой. Главной целью очистки баланса от регулирующих статей является получение реальной оценки капиталов и результатов хозяйственной деятельности.
По форме построения балансы подразделяются на:
- односторонние и двусторонние;
- разделительные;
- сводные;
-шахматные.
Односторонние бухгалтерские балансы построены по вертикальному признаку: актив сверху, пассив под активом либо наоборот [[37]].
Двусторонние бухгалтерские балансы представлены по горизонтальному признаку [[38]]. На одной линии показываются статьи и разделы актива баланса, а на этой же линии на противоположной стороне отражаются разделы и статьи пассива баланса.
В разделительных балансах по центру отражается название статей, а справа и слева от них указываются числовые значения актива и пассива.
При составлении сводных балансов слева пишутся названия статей, а справа в двух колонках, перечисляются суммы, которые относятся к активу и пассиву.
Шахматный баланс составляется в виде матрицы, по строкам которой перечисляются статьи актива, а по столбцам статьи пассива и наоборот (Таблица 2) [[39]].
Таблица 2. Форма шахматного баланса
По способу составления бухгалтерские балансы подразделяются на сальдовые, оборотные и шахматные.
В сальдовом балансе отражаются остатки активов и обязательств организации (Таблица 3) [[40]]. Они используются в целях текущего контроля за правильностью и полнотой проведения хозяйственных операций.
Пассив |
На начало отчётного периода |
На конец отчётного периода |
Актив |
||
БАЛАНС |
Таблица 3. Форма сальдового баланса
В оборотных балансах указывают остатки и движение активов и обязательств организации (Таблица 4) [[41]].
Таблица 4. Форма оборотного баланса
Как было сказано выше, шахматный баланс строится в виде матрицы, в которой по горизонтальной и вертикальной строке и столбцу записываются статьи баланса.
В матрицу из журнала регистрации хозяйственных операций переносятся суммы, отражающиеся на пересечении соответствующих строк и столбцов. В столбцах собираются кредитовые обороты, а в строках - дебетовые. Вычислив итоги оборотов, определяют конечное сальдо: дебетовое записывают в строке, а кредитовое - в столбце. В правом нижнем углу матрицы отражаются итоговые суммы оборотов и остатки (начальные и конечные). Достоинство шахматного баланса заключается в сокращении количества счетных записей, поскольку сумма по корреспондирующим счетам записывается за один прием при сохранении принципа двойной записи.
По отраслям народного хозяйства балансы подразделяют на промышленные, сельскохозяйственные, балансы торговых организаций, балансы строительных организаций и прочие.
Рассмотренная мной классификация бухгалтерских балансов объясняет познавательные и содержательные аспекты финансово-хозяйственной деятельности организации с различной организационно-правовой формой собственности за разные отчётные период.
2.2. Строение и структура бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс - это свод информации о стоимости имущества и обязательствах организации, представленный в табличной форме. Бухгалтерский баланс показан в Приложении 2. Баланс состоит двух разделов Актива и Пассива. Актив всегда должен быть равен Пассиву, именно поэтому форма отчета носит название Баланс.
Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, соответствующая конкретному виду имущества, обязательств, источников формирования имущества [[42]].
Балансовые статьи объединяются в группы (разделы баланса), исходя из их экономического содержания. Каждый раздел баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает его нахождение, и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств бухгалтерский баланс предусматривает две графы: на начало и на конец отчетного периода. Во второй графе показывается состояние средств и их источников на дату составления баланса.
В современном балансе статьи актива и пассива, исходя из их экономической однородности, объединены в определенные разделы. Форма бухгалтерского баланса, существующая на данный момент, была утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
Разделы в активе баланса расположены по возрастанию ликвидности, а в пассиве - по степени закрепления источников [[43]].
Актив баланса содержит два раздела: внеоборотные активы и оборотные активы (рис. 3).
Пассив баланса состоит из трёх разделов:
- капитал и резервы;
- долгосрочные обязательства;
- краткосрочные обязательства.
Рис. 3. Структура бухгалтерского баланса
Первый раздел Актива баланса «Внеоборотные активы» включает в себя информацию о нематериальных активах, движимом и недвижимом имуществе, представленном в составе основных средств, а также вложений в материальные ценности на период более 12 месяцев, которые являются долгосрочными активы организации [[44]].
Второй раздел «Оборотные активы» содержит сведения об остатках запасов, обслуживающих процессы производства и обращения, затратах в незавершенное производство, а также готовую продукцию и товары [[45]]. Ведущее место занимают материальные ресурсы, учитываемые на счете 10 «Материалы». Кроме того, в этом разделе отражаются статьи, характеризующие величину налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, состояние дебиторской задолженности организации, ее краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги и прочие доходные активы, а также наличие денежных средств на счетах в банках и других оборотных активов. Наибольший удельный вес здесь составляют денежные средства и дебиторская задолженность по покупателям и заказчикам.
Раздел Пассива «Капитал и резервы» отражает состав и структуру собственного капитала, включающего различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов организации: уставный капитал, резервный и добавочный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) [[46]].
Раздел «Долгосрочные обязательства» предназначен для отражения задолженности на отчетную дату по долгосрочным кредитам банков и займам, полученным от других организаций и учреждений [[47]].
Раздел «Краткосрочные обязательства» содержит информацию о состоянии расчетов по краткосрочным кредитам банков и займам, а также о наличии кредиторской задолженности и прочих краткосрочных пассивах. Здесь же отражаются доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов.
Итоги по каждому разделу актива баланса суммируются и дают общий результат, называемый валютой баланса.
Заключение
В заключение проведенного мной исследования я сделала следующие выводы по теме.
Бухгалтерская отчетность является важным инструментом для внешних и внутренних пользователей, при помощи которого они получают данные, необходимые для оценки финансового состояния предприятия. Если оценка деятельности предприятия благоприятна, то это влечет укрепление с ним партнерских взаимоотношений. Внутренним пользователям бухгалтерская отчетность дает сведения, приносящие пользу для принятия управленческих решений.
Совершенствование бухгалтерской отчетности неразрывно связано с совершенствованием бухгалтерского учета в целом. Полное, объективное и непрерывное документирование хозяйственных операций, правильное проведение инвентаризаций служат базой для формирования надежной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Основной формой бухгалтерской отчетности предприятия является бухгалтерский баланс, имеющий большое значение для руководства. Он отражает состояние средств организации на тот или иной момент времени, раскрывает их структуру и источники. Данные баланса предназначены для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность организации и ее финансовое состояние. С помощью данных баланса можно заблаговременно выявить недостатки в работе и разработать процедуры по их устранению.
Изучение бухгалтерского баланса позволяет выявить обеспеченность организации собственными оборотными средствами, состояние расчетных и кредитных отношений, финансовое состояние организации.
Таким образом, баланс является очень удобным документом, благодаря своей сжатой форме и удобному представлению. Он даёт законченное и целостное представление не только об имущественном состоянии организации на определенный период времени, но и о тех изменениях, которые произошли в тот или иной момент. Данные изменения можно проанализировать, сравнив балансы за ряд отчётных периодов.
Список использованных источников
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учёте» (ред. от 18.07.2017).
Положение по Бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утверждено приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н, с изменениями от 18.09.2006 № 115н, от 08.11.2010 г. № 142н).
Алексеева Г.Н. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2014. - 164 с.
Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина Л.В. Финансовый анализ: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. - 344 с.
Белозерцева И.Б., Тёрова И.К. Бухгалтерский учет: Учебно-методический комплекс. Части 1-3. - Новосибирск: НГУЭУ, 2014. - 176 с.
Бурая Ю.С. Бухгалтерское дело: Учебное пособие для студентов экономического факультета / Бурая Ю.С. - 3-е изд., пересмотр. - Казань: Юниверсум, 2014. - 91 с.
Воробьева О.А. Бухгалтерская мысль и балансоведение: Учебное пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2015. - 184 с.