Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1

Типы стрессоустойчивости сотрудников организации, в %

Тип стрессоустойчивости

Отдел продаж

Экономический отдел

Тип Б

86,6

53,3

Склонность к типу Б

13,4

26,7

Склонность к типу А

0

20

Тип А

0

0

Рисунок 2. Типы стрессоустойчивости сотрудников организации, в %

Итак, как видно из таблицы, подавляющее большинство специалистов отдела продаж имеют тип Б – 86,6 %, склонность к типу Б демонстрируют 13,4 % опрошенных специалистов; типа А в данной группе не выявлено.

Что касается группы специалистов экономического отдела, то тип Б выявлен у 53,3 % респондентов, склонность к типу Б – у 26,7 % респондентов, склонность к типу А – у 20 %; типа А в данной группе не выявлено.

Итак, специалисты с типом Б имеют высокую стрессоустойчивость, могут долго работать в сложных условиях, имеют высокую работоспособность, умеют быстро ориентироваться в сложных ситуациях и быстро принимать адекватные решения, не боятся трудностей, способны удерживать несколько задач во внимании, справляются с большим потоком информации и т.д.

Специалисты со склонностью к типу Б демонстрируют хорошую сопротивляемость стрессу, однако не всегда могут быстро сориентироваться в сложных ситуациях и принять адекватное решение.

Специалисты с типом А не всегда демонстрируют устойчивость к стрессу, некоторые сложные ситуации могут «выбить их из колеи». Эти люди стремятся к конкуренции, могут проявлять нетерпеливость, агрессию и т.д.

Таким образом, среди сотрудников организации в большей степени способность сопротивляться стрессу демонстрируют специалисты отдела продаж; специалисты экономического отдела имеют оптимальные показатели, однако некоторые сотрудники в ситуации повышенной ответственности и риска могут дать нежелательную реакцию на стресс.

Может быть данная особенность связана с переутомлением или симптоматикой эмоционального выгорания. Однако специалисты, демонстрирующие склонность к снижению сопротивляемости стрессу составляют так называемую «группу риска», т.к. неспособность сопротивляться стрессу в условиях работы при введении инноваций в организации может негативно сказаться на результатах работы всего отдела.


Далее были проанализированы данные, касающиеся выраженности степени личностной и ситуативной тревожности сотрудников отдела продаж и экономического отдела. Данные представлены в таблице 2 и диаграмме 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ выраженности степени ситуативной и личностной тревожности специалистов отдела продаж и экономического отдела, в %

Уровень выраженности тревожности

Отдел продаж

Экономический отдел

СТ

ЛТ

СТ

ЛТ

Низкий

20

66,6

60

66,6

Умеренный

46,6

33,4

26,6

33,4

Высокий

33,4

0

13,4

0

Итак, как видно из таблицы, у специалистов отдела продажпреобладает умеренный уровень ситуативной тревожности (46,6 % респондентов), также немалое количество респондентов демонстрируют высокий уровень ситуативной тревожности (33,4 %), низкий уровень ситуативной тревожности выявлен у 20 % специалистов психиатрической бригад.

У специалистов экономического отдела преобладает низкий уровень ситуативной тревожности (60 % опрошенных), умеренный уровень выявлен у 26,6 % респондентов, высокий – у 13,4 % респондентов.

Что касается личностной тревожности, то у специалистов отдела продаж преобладает низкий уровень личностной тревожности (66,6 % респондентов), умеренный уровень выявлен у 33,4 % респондентов, высокого уровня личностной тревожности у специалистов отдела продаж не выявлено.

У специалистов экономического отдела также преобладает низкий уровень личностной тревожности (66,6 % респондентов), умеренный уровень выявлен у 33,4 % респондентов, высокого уровня личностной тревожности у специалистов отдела продаж не выявлено.

Рисунок 3. Сравнительный анализ выраженности степени ситуативной и личностной тревожности специалистов отдела продаж и экономического отдела , в %

Чтобы более наглядно выделить особенности выраженности уровня ситуативной и личностной тревожности у специалистов обоих отделов, были рассчитаны средние групповые показатели.

Сравнительный анализ средних результатов СТ и ЛТ приведены в таблице 3 и диаграмме 3.


Таблица 3

Сравнительный анализ средних показателей ситуативной и личностной тревожности у сотрудников отдела продаж и экономического отдела

Показатели

Отдел продаж

Экономический отдел

СТ

40,1

31,7

ЛТ

27,5

28,4

Рисунок 4. Сравнительный анализ средних показателей ситуативной и личностной тревожности у сотрудников отдела продаж и экономического отдела

Итак, как видно из таблицы, показатели личностной тревожности у обеих групп практически одинаковы (у отдела продаж 27,5 баллов, у экономичесаого – 28,4 балла), и соответствуют низкому уровню.

Показатели ситуативной тревожности различаются: у отдела продаж 40,1 балл, что демонстрирует тенденцию к высокому уровню, у экономического отдела – 31,7 баллов, что демонстрирует тенденцию к низкому уровню.

Таким образом, можно отметить, что особенность специалистов отдела продаж является повышенный уровень ситуативной тревожности, а у сотрудников экономического отдела – низкий.

Данная психологическая особенность обусловлена спецификой работы отдела продаж. Специалисты отдела продаж «пропускают» через себя очень большой поток информации, должны взаимодействовать со многими клиентами, удерживать в памяти многие задачи, постоянно изменяя их приоритетность. Также может сказываться и сама атмосфера работы: шум, телефонные звонки, разговоры коллег по телефону, поездки, общение с «трудными клиентами» и т.д.

Данная специфика работы требует от «продажников» высокого уровня эмоционального и психического напряжения, собранности, высокой скоординированности действий, умения быть психологом, умения быстро принимать решения, силы воли и т.д. Поэтому у сотрудников отдела продаж отмечается повышенный уровень ситуативной тревожности.

Однако эти специалисты обладают низкими показателями личностной тревожности, что помогает психологически справиться с трудными стрессовыми ситуациями, вызывающими повышенную ситуативную тревогу.

Специалисты экономического отдела работают с менее стрессовыми случаями; эти сотрудники обычно решают плановые задачи, расставленные с определенным приоритетом, который редко меняется. Поэтому рабочие ситуации не вызывают повышенной ситуативной тревожности.

Однако и эти специалисты могут столкнуться с ситуациями повышенного риска, поэтому низкий уровень личностной тревожности способствует оптимальной эмоциональной регуляции.


Способность сопротивляться стрессу и контролировать уровень тревоги связана с определенными личностными характеристиками индивида. Поэтому далее были проанализированы данные, касающиеся особенностей эмоциональной сферы респондентов, а также склонности их к интроверсии или экстраверсии. Результаты представлены в таблице 4 и диаграмме 4.

Таблица 4

Выраженность эмоциональной устойчивости и склонности к экстраверсии – интроверсии у специалистов отдела продаж и экономического отдела, средние значения

Шкала

Отдел продаж

Экономический отдел

Экстраверсия - интроверсия

9,4

6,9

Эмоциональная устойчивость - нейротизм

5,3

6,3

Итак, сотрудники организации демонстрируют следующие особенности. Что касается эмоциональной устойчивости, то средний балл у специалистов отдела продаж равен 5,3, что свидетельствует о высокой способности к эмоциональному самоконтролю; по второй шкале средний балл равен 10,4, что свидетельствует о склонности к экстраверсии

Рисунок 5. Выраженность эмоциональной устойчивости и склонности к экстраверсии – интроверсии у специалистов отдела продаж и экономического отдела, средние значения

Специалисты экономического отдела также демонстрируют высокую способность к эмоциональному самоконтролю (6,3 балла) и средние показатели по шкале «экстраверсия - интроверсия» (6,9 баллов).

Таким образом, сотрудники организации обладают высоким уровнем способности к эмоциональному самоконтролю, что является обязательным условием успешности выполнения производственных задач даже в условиях введения инноваций.

Если сотрудник не может справиться со своими эмоциями, то результатом может быть потеря времени, неверно принятое решение, несогласованность действий и т.д., что снижает эффективность профессиональной деятельности.

Также необходимо отметить, что сотрудники отдела продаж достаточно общительны и открыты, что способствует снятию напряжения, стресса, отдыху, возможности переключиться. Общительность способствует установлению необходимого доверительного контакта с клиентом и партнером по работе, в этом случае менеджер имеет возможность быстрее убедить потенциального покупателя в необходимости совершить покупку и т.д. Однако в ситуациях, требующих сосредоточения, анализа менеджеры отдела продаж и экономического отдела способны к качественной и глубокой рефлексии.


Таким образом, было выявлено, что сотрудники организации, работающие в отделе продаж, демонстрируют более высокий уровень ситуативной тревожности, по сравнению с сотрудниками, работающими в отделе продаж, однако специалисты - продажники обладают более выраженной стрессоустойчивостью, что позволяет им справляться с ситуативной тревогой.

Предпочитаемые когнитивные стратегии, при помощи которых сотрудники справляются с организационным стрессом, вызванным введением инноваций в организации, представлены в таблице 5 и диаграмме 5.

Таблица 5

Особенности индивидуального стиля совладающего со стрессом поведения на когнитивном уровне у сотрудников отдела продаж и экономического отдела, кол-во человек

Стиль совладающего поведения

Отдел продаж

Экономический отдел

Проблемный анализ

1

1

Сохранение самообладания

9

6

Относительность

5

5

Игнорирование

0

3

Рисунок 6. Особенности индивидуального стиля совладающего со стрессом поведения на когнитивном уровне у сотрудников отдела продаж и экономического отдела, кол-во человек

Как видно из таблицы, сотрудники отдела продаж в ситуации организационного стресса в большей степени склонны сохранять самообладание; для них характерно следующее высказывание: «я не теряю самообладание и контроль над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния».

Также менеджеры по продажам склонны использовать стратегию относительности, уменьшая значение проблемы, считая ее несущественной по сравнению с другими проблемами на данный момент (возможно данная стратегия используется бессознательно на фоне проблем клиентов).

Стратегию проблемного анализа, когда индивид старается проанализировать, все взвесить и объяснить себе, почему так получилось, среди менеджеров по продажам продемонстрировал только 1 человек.

Что касается сотрудников экономического отдела, то они также отмечают склонность к таким стратегиям, как относительность и сохранение самообладания, однако склонность к использованию стратегии сохранения самообладания и этих специалистов менее выражена, чем у сотрудников отдела продаж. Это обусловлено, на наш взгляд, опять же спецификой работы.