Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также специалисты, работающие в экономическом отделе, склонны к такой стратегии, как игнорирование, когда индивид убеждает себя, что в данный момент есть что-то важнее, чем его трудности.

Стратегию проблемного анализа также выбрал только 1 человек.

Далее рассмотрим данные, касающиеся особенностей совладающего поведения со стрессом на эмоциональном уровне, которые представлены в таблице 6 и диаграмме 6.

Таблица 6

Особенности индивидуального стиля совладающего со стрессом поведения на эмоциональном уровне у сотрудников отдела продаж и экономического отдела, кол-во человек

Стиль совладающего поведения

Отдел продаж

Экономический отдел

Оптимизм

9

5

Пассивная кооперация

3

1

Протест

3

0

Подавление эмоций

0

9

Итак, у сотрудников отдела продаж на эмоциональном уровне преобладает оптимизм – они считают, что из любой трудной ситуации есть выход; также они склонны доверять свои проблемы людям, которые готовы помочь (пассивная кооперация), а также протестовать против несправедливости ситуации.

Рисунок 7. Особенности индивидуального стиля совладающего со стрессом поведения на эмоциональном уровне у сотрудников отдела продаж и экономического отдела, кол-во человек

У сотрудников из экономического отдела на эмоциональном уровне происходит подавление эмоций, эти специалисты также склонны с оптимизмом относятся к трудным ситуациям, а также демонстрируют стремление поделиться своими эмоциями с окружающими, чтобы получить от них поддержку (пассивная кооперация).

Далее рассмотрим данные, касающиеся особенностей совладающего реагирования со стрессом на поведенческом уровне, которые представлены в таблице 7 и диаграмме 7.

Таблица 7

Особенности индивидуального стиля совладающего со стрессом поведения на поведенческом уровне у сотрудников отдела продаж и экономического отдела, кол-во человек

Стиль совладающего поведения

Отдел продаж

Экономический отдел

Сотрудничество

8

4

Отвлечение

7

3

Обращение

0

8


Итак, менеджеры по продажам выбирают конструктивную стратегию сотрудничества, чтобы преодолеть возникшие трудности, также иногда прибегают к стратегии отвлечения, погружаясь в любимое занятие.

Сотрудники экономического отдела в большинстве своем используют стратегию обращения за помощью к окружающим; стратегию сотрудничества и отвлечения используют в меньшей степени.

Таким образом, сотрудники отдела продаж на когнитивном уровне склонны использовать стратегии сохранения самообладания и относительности, а специалисты, работающие в экономическом отделе, помимо сохранения самообладания и относительности, прибегают к игнорированию проблем.

Рисунок 8. Особенности индивидуального стиля совладающего со стрессом поведения на поведенческом уровне у сотрудников отдела продаж и экономического отдела, кол-во человек

Необходимо отметить, что все перечисленные когнитивные стратегии борьбы со стрессом относятся к группе относительно конструктивных. Конструктивную стратеги. Проблемного анализа сотрудники организации не используют.

На эмоциональном уровне сотрудники отдела продаж в первую очередь используют стратегию оптимизма, а также демонстрируют склонность к стратегии протеста. Сотрудники из экономического отдела – подавление эмоций, стратегия оптимизма им свойственна в меньшей степени, чем менеджеры по продажам.

Необходимо отметить, что стратегия оптимизма относится к конструктивным стратегиям, а подавление эмоций – к относительно конструктивным.

На поведенческом уровне сотрудники отдела продаж используют конструктивную стратегию сотрудничества; а экономисты – стратегию обращения к окружающим за помощью, которая относится к относительно конструктивным. Предпочтение данной стратегии у сотрудников отдела продаж можно объяснить более выраженной склонностью к экстраверсии, а менее выраженную склонность к сотрудничеству у экономистов можно объяснить тем, что у специалистов экономического отдела есть респонденты, у которых выявился такой тип срессоустойчивости, как склонность к типу А, что говорит о некоторой склонности к конкуренции.

Полученные эмпирические данные были подвергнуты математической статистической обработке. Для этого был использован метод U - образного критерия Манна – Уитни.

Таблица 8

Выявление различий между выборками по значениям уровня стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, экстраверсии, ситуативной и личностной тревожности при помощи U – образного критерия Манна – Уитни


тип стресс

ранг

экстраверсия - интроверсия

ранг

нейротизм - эм стабильность

ранг

СТ

ранг

ЛТ

ранг

1

4

28

4

29

3

29,5

24

26,5

16

30

2

4

28

4

29

3

29,5

26

24,5

18

28

3

4

28

5

25,5

4

25,5

28

22

19

26

4

5

23,5

5

25,5

4

25,5

31

18

21

23,5

5

5

23,5

6

21

4

25,5

33

17

23

21,5

6

5

23,5

6

21

5

19,5

34

16

25

19,5

7

6

19,5

7

16,5

5

19,5

38

13,5

26

17,5

8

6

19,5

7

16,5

5

19,5

40

12

28

15

9

7

16

8

13

6

13,5

42

10

29

13

10

7

16

9

9,5

6

13,5

44

8

30

11,5

11

7

16

9

9,5

6

13,5

46

6,5

32

9,5

12

8

13

9

9,5

7

7,5

49

4

34

8

13

8

13

10

6,5

7

7,5

53

3

35

6,5

14

10

8,5

11

4

7

7,5

55

2

37

5

15

11

7

11

4

7

7,5

58

1

39

3

1

4

28

4

29

4

25,5

17

30

17

29

2

4

28

5

25,5

4

25,5

19

29

19

26

3

5

23,5

5

25,5

4

25,5

21

28

19

26

4

6

19,5

6

21

5

19,5

24

26,5

21

23,5

5

6

19,5

6

21

5

19,5

26

24,5

23

21,5

6

8

13

6

21

5

19,5

28

22

25

19,5

7

9

10,5

7

16,5

6

13,5

28

22

26

17,5

8

9

10,5

7

16,5

6

13,5

30

19,5

28

15

9

10

8,5

8

13

6

13,5

30

19,5

28

15

10

13

6

8

13

7

7,5

36

15

30

11,5

11

15

5

9

9,5

7

7,5

38

13,5

32

9,5

12

17

4

10

6,5

8

3,5

41

11

35

6,5

13

21

3

11

4

8

3,5

43

9

38

4

14

23

2

13

2

9

2

46

6,5

42

2

15

26

1

14

1

10

1

48

5

43

1

64

сумма R1

сумма R1

сумма R1

сумма R1

сумма R1

283

240

264,5

184

237,5

сумма R2

сумма R2

сумма R2

сумма R2

сумма R2

182

225

200,5

281

227,5

U1

U1

U1

U1

U1

62

105

80,5

161

107,5

U2

U2

U2

U2

U2

163

120

144,5

64

117,5


Желтая заливка – респонденты отдела продаж. Белая заливка - респонденты экономического отдела.

Таблица 9

Выявление различий между выборками по значениям когнитивного, эмоционального и поведенческого уровня совладающего поведения при помощи U – образного критерия Манна – Уитни

когнитивная стратегия

ранг

эмоциональная

ранг

поведенческая

ранг

1

сохранение самообладания

1

23

оптимизм

1

23,5

сотрудничество

1

24,5

2

сохранение самообладания

1

23

протест

2

15

сотрудничество

1

24,5

3

сохранение самообладания

1

23

оптимизм

1

23,5

сотрудничество

1

24,5

4

сохранение самообладания

1

23

оптимизм

1

23,5

сотрудничество

1

24,5

5

относительность

2

10,5

оптимизм

1

23,5

отвлечение

2

13,5

6

проблемный анализ

3

4,5

оптимизм

1

23,5

сотрудничество

1

24,5

7

относительность

2

10,5

оптимизм

1

23,5

отвлечение

2

13,5

8

сохранение самообладания

1

23

оптимизм

1

23,5

сотрудничество

1

24,5

9

относительность

2

10,5

протест

2

15

отвлечение

2

13,5

10

относительность

2

10,5

пассивная кооперация

3

11,5

отвлечение

2

13,5

11

сохранение самообладания

1

23

оптимизм

1

23,5

сотрудничество

1

24,5

12

сохранение самообладания

1

23

пассивная кооперация

3

11,5

отвлечение

2

13,5

13

сохранение самообладания

1

23

оптимизм

1

23,5

сотрудничество

1

24,5

14

сохранение самообладания

1

23

пассивная кооперация

3

11,5

отвлечение

2

13,5

15

относительность

2

10,5

протест

2

15

отвлечение

2

13,5

1

Игнорирование

4

2

подавление эмоций

4

5

отвлечение

2

13,5

2

сохранение самообладания

1

23

оптимизм

1

23,5

сотрудничество

1

24,5

3

сохранение самообладания

1

23

оптимизм

1

23,5

сотрудничество

1

24,5

4

проблемный анализ

3

4,5

оптимизм

1

23,5

сотрудничество

1

24,5

5

Игнорирование

4

2

подавление эмоций

4

5

отвлечение

2

13,5

6

Игнорирование

4

2

подавление эмоций

4

5

сотрудничество

1

24,5

7

сохранение самообладания

1

23

пассивная кооперация

3

11,5

обращение

3

4,5

8

сохранение самообладания

1

23

оптимизм

1

23,5

обращение

3

4,5

9

относительность

2

10,5

подавление эмоций

4

5

обращение

3

4,5

10

относительность

2

10,5

подавление эмоций

4

5

обращение

3

4,5

11

относительность

2

10,5

подавление эмоций

4

5

обращение

3

4,5

12

сохранение самообладания

1

23

оптимизм

1

23,5

отвлечение

2

13,5

13

сохранение самообладания

1

23

подавление эмоций

4

5

обращение

3

4,5

14

относительность

2

10,5

подавление эмоций

4

5

обращение

3

4,5

15

относительность

2

10,5

подавление эмоций

4

5

обращение

3

4,5

64

сумма R1

сумма R1

сумма R1

264

291

290,5

сумма R2

сумма R2

сумма R2

201

174

174,5

U1

U1

U1

81

54

54,5

U2

U2

U2

144

171

170,5


Желтая заливка – респонденты отдела продаж. Белая заливка - респонденты экономического отдела

Как видно из расчетов, выявлены существенные различия по показателям уровня стрессоустойчивости, ситуативной тревожности, эмоционального и поведенческого уровня совладающего поведения у обеих выборок.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась:

  • у специалистов отдела продаж отмечается высокий уровень стрессоустойчивости, однако и высокий уровень ситуативной тревоги; преобладающей стратегией совладающего поведения на эмоциональном уровне является оптимизм, на поведенческом – сотрудничество;
  • у специалистов экономического отдела отмечается средний уровень стрессоустойчивости, однако и низкий уровень ситуативной тревоги; преобладающей стратегией совладающего поведения на эмоциональном уровне является подавление эмоций, на поведенческом – обращение к окружающим.

Итак, как общий вывод по особенностям стратегий преодоления стрессовых ситуаций у сотрудников организации, работающих в условиях введения инноваций, можно отметить, что все специалисты на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне используют как конструктивные, так и относительно конструктивные стратегии совладающего поведения. Склонности к использованию неконструктивных стратегий у респондентов не выявлено.

Данный факт способствует более успешному совладанию с организационным стрессом, однако специфика работы у сотрудников может привести к тому, что у специалистов (даже если они обладают высоким уровнем стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности и могут справляться со стрессом) могут возникнуть симптомы эмоционального выгорания, что приведет к снижению способности сопротивляться стрессу.

Потому необходимы специальные мероприятия, повышающие стрессоустойчивость сотрудников организации

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась:

  • у специалистов отдела продаж отмечается высокий уровень стрессоустойчивости, однако и высокий уровень ситуативной тревоги; преобладающей стратегией совладающего поведения на эмоциональном уровне является оптимизм, на поведенческом – сотрудничество;
  • у специалистов экономического отдела отмечается средний уровень стрессоустойчивости, однако и низкий уровень ситуативной тревоги; преобладающей стратегией совладающего поведения на эмоциональном уровне является подавление эмоций, на поведенческом – обращение к окружающим.