Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
Также специалисты, работающие в экономическом отделе, склонны к такой стратегии, как игнорирование, когда индивид убеждает себя, что в данный момент есть что-то важнее, чем его трудности.
Стратегию проблемного анализа также выбрал только 1 человек.
Далее рассмотрим данные, касающиеся особенностей совладающего поведения со стрессом на эмоциональном уровне, которые представлены в таблице 6 и диаграмме 6.
Таблица 6
Особенности индивидуального стиля совладающего со стрессом поведения на эмоциональном уровне у сотрудников отдела продаж и экономического отдела, кол-во человек
Стиль совладающего поведения |
Отдел продаж |
Экономический отдел |
Оптимизм |
9 |
5 |
Пассивная кооперация |
3 |
1 |
Протест |
3 |
0 |
Подавление эмоций |
0 |
9 |
Итак, у сотрудников отдела продаж на эмоциональном уровне преобладает оптимизм – они считают, что из любой трудной ситуации есть выход; также они склонны доверять свои проблемы людям, которые готовы помочь (пассивная кооперация), а также протестовать против несправедливости ситуации.
Рисунок 7. Особенности индивидуального стиля совладающего со стрессом поведения на эмоциональном уровне у сотрудников отдела продаж и экономического отдела, кол-во человек
У сотрудников из экономического отдела на эмоциональном уровне происходит подавление эмоций, эти специалисты также склонны с оптимизмом относятся к трудным ситуациям, а также демонстрируют стремление поделиться своими эмоциями с окружающими, чтобы получить от них поддержку (пассивная кооперация).
Далее рассмотрим данные, касающиеся особенностей совладающего реагирования со стрессом на поведенческом уровне, которые представлены в таблице 7 и диаграмме 7.
Таблица 7
Особенности индивидуального стиля совладающего со стрессом поведения на поведенческом уровне у сотрудников отдела продаж и экономического отдела, кол-во человек
Стиль совладающего поведения |
Отдел продаж |
Экономический отдел |
Сотрудничество |
8 |
4 |
Отвлечение |
7 |
3 |
Обращение |
0 |
8 |
Итак, менеджеры по продажам выбирают конструктивную стратегию сотрудничества, чтобы преодолеть возникшие трудности, также иногда прибегают к стратегии отвлечения, погружаясь в любимое занятие.
Сотрудники экономического отдела в большинстве своем используют стратегию обращения за помощью к окружающим; стратегию сотрудничества и отвлечения используют в меньшей степени.
Таким образом, сотрудники отдела продаж на когнитивном уровне склонны использовать стратегии сохранения самообладания и относительности, а специалисты, работающие в экономическом отделе, помимо сохранения самообладания и относительности, прибегают к игнорированию проблем.
Рисунок 8. Особенности индивидуального стиля совладающего со стрессом поведения на поведенческом уровне у сотрудников отдела продаж и экономического отдела, кол-во человек
Необходимо отметить, что все перечисленные когнитивные стратегии борьбы со стрессом относятся к группе относительно конструктивных. Конструктивную стратеги. Проблемного анализа сотрудники организации не используют.
На эмоциональном уровне сотрудники отдела продаж в первую очередь используют стратегию оптимизма, а также демонстрируют склонность к стратегии протеста. Сотрудники из экономического отдела – подавление эмоций, стратегия оптимизма им свойственна в меньшей степени, чем менеджеры по продажам.
Необходимо отметить, что стратегия оптимизма относится к конструктивным стратегиям, а подавление эмоций – к относительно конструктивным.
На поведенческом уровне сотрудники отдела продаж используют конструктивную стратегию сотрудничества; а экономисты – стратегию обращения к окружающим за помощью, которая относится к относительно конструктивным. Предпочтение данной стратегии у сотрудников отдела продаж можно объяснить более выраженной склонностью к экстраверсии, а менее выраженную склонность к сотрудничеству у экономистов можно объяснить тем, что у специалистов экономического отдела есть респонденты, у которых выявился такой тип срессоустойчивости, как склонность к типу А, что говорит о некоторой склонности к конкуренции.
Полученные эмпирические данные были подвергнуты математической статистической обработке. Для этого был использован метод U - образного критерия Манна – Уитни.
Таблица 8
Выявление различий между выборками по значениям уровня стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, экстраверсии, ситуативной и личностной тревожности при помощи U – образного критерия Манна – Уитни
№ |
тип стресс |
ранг |
экстраверсия - интроверсия |
ранг |
нейротизм - эм стабильность |
ранг |
СТ |
ранг |
ЛТ |
ранг |
1 |
4 |
28 |
4 |
29 |
3 |
29,5 |
24 |
26,5 |
16 |
30 |
2 |
4 |
28 |
4 |
29 |
3 |
29,5 |
26 |
24,5 |
18 |
28 |
3 |
4 |
28 |
5 |
25,5 |
4 |
25,5 |
28 |
22 |
19 |
26 |
4 |
5 |
23,5 |
5 |
25,5 |
4 |
25,5 |
31 |
18 |
21 |
23,5 |
5 |
5 |
23,5 |
6 |
21 |
4 |
25,5 |
33 |
17 |
23 |
21,5 |
6 |
5 |
23,5 |
6 |
21 |
5 |
19,5 |
34 |
16 |
25 |
19,5 |
7 |
6 |
19,5 |
7 |
16,5 |
5 |
19,5 |
38 |
13,5 |
26 |
17,5 |
8 |
6 |
19,5 |
7 |
16,5 |
5 |
19,5 |
40 |
12 |
28 |
15 |
9 |
7 |
16 |
8 |
13 |
6 |
13,5 |
42 |
10 |
29 |
13 |
10 |
7 |
16 |
9 |
9,5 |
6 |
13,5 |
44 |
8 |
30 |
11,5 |
11 |
7 |
16 |
9 |
9,5 |
6 |
13,5 |
46 |
6,5 |
32 |
9,5 |
12 |
8 |
13 |
9 |
9,5 |
7 |
7,5 |
49 |
4 |
34 |
8 |
13 |
8 |
13 |
10 |
6,5 |
7 |
7,5 |
53 |
3 |
35 |
6,5 |
14 |
10 |
8,5 |
11 |
4 |
7 |
7,5 |
55 |
2 |
37 |
5 |
15 |
11 |
7 |
11 |
4 |
7 |
7,5 |
58 |
1 |
39 |
3 |
1 |
4 |
28 |
4 |
29 |
4 |
25,5 |
17 |
30 |
17 |
29 |
2 |
4 |
28 |
5 |
25,5 |
4 |
25,5 |
19 |
29 |
19 |
26 |
3 |
5 |
23,5 |
5 |
25,5 |
4 |
25,5 |
21 |
28 |
19 |
26 |
4 |
6 |
19,5 |
6 |
21 |
5 |
19,5 |
24 |
26,5 |
21 |
23,5 |
5 |
6 |
19,5 |
6 |
21 |
5 |
19,5 |
26 |
24,5 |
23 |
21,5 |
6 |
8 |
13 |
6 |
21 |
5 |
19,5 |
28 |
22 |
25 |
19,5 |
7 |
9 |
10,5 |
7 |
16,5 |
6 |
13,5 |
28 |
22 |
26 |
17,5 |
8 |
9 |
10,5 |
7 |
16,5 |
6 |
13,5 |
30 |
19,5 |
28 |
15 |
9 |
10 |
8,5 |
8 |
13 |
6 |
13,5 |
30 |
19,5 |
28 |
15 |
10 |
13 |
6 |
8 |
13 |
7 |
7,5 |
36 |
15 |
30 |
11,5 |
11 |
15 |
5 |
9 |
9,5 |
7 |
7,5 |
38 |
13,5 |
32 |
9,5 |
12 |
17 |
4 |
10 |
6,5 |
8 |
3,5 |
41 |
11 |
35 |
6,5 |
13 |
21 |
3 |
11 |
4 |
8 |
3,5 |
43 |
9 |
38 |
4 |
14 |
23 |
2 |
13 |
2 |
9 |
2 |
46 |
6,5 |
42 |
2 |
15 |
26 |
1 |
14 |
1 |
10 |
1 |
48 |
5 |
43 |
1 |
64 |
||||||||||
сумма R1 |
сумма R1 |
сумма R1 |
сумма R1 |
сумма R1 |
||||||
283 |
240 |
264,5 |
184 |
237,5 |
||||||
сумма R2 |
сумма R2 |
сумма R2 |
сумма R2 |
сумма R2 |
||||||
182 |
225 |
200,5 |
281 |
227,5 |
||||||
U1 |
U1 |
U1 |
U1 |
U1 |
||||||
62 |
105 |
80,5 |
161 |
107,5 |
||||||
U2 |
U2 |
U2 |
U2 |
U2 |
||||||
163 |
120 |
144,5 |
64 |
117,5 |
Желтая заливка – респонденты отдела продаж. Белая заливка - респонденты экономического отдела.
Таблица 9
Выявление различий между выборками по значениям когнитивного, эмоционального и поведенческого уровня совладающего поведения при помощи U – образного критерия Манна – Уитни
№ |
когнитивная стратегия |
ранг |
эмоциональная |
ранг |
поведенческая |
ранг |
|||
1 |
сохранение самообладания |
1 |
23 |
оптимизм |
1 |
23,5 |
сотрудничество |
1 |
24,5 |
2 |
сохранение самообладания |
1 |
23 |
протест |
2 |
15 |
сотрудничество |
1 |
24,5 |
3 |
сохранение самообладания |
1 |
23 |
оптимизм |
1 |
23,5 |
сотрудничество |
1 |
24,5 |
4 |
сохранение самообладания |
1 |
23 |
оптимизм |
1 |
23,5 |
сотрудничество |
1 |
24,5 |
5 |
относительность |
2 |
10,5 |
оптимизм |
1 |
23,5 |
отвлечение |
2 |
13,5 |
6 |
проблемный анализ |
3 |
4,5 |
оптимизм |
1 |
23,5 |
сотрудничество |
1 |
24,5 |
7 |
относительность |
2 |
10,5 |
оптимизм |
1 |
23,5 |
отвлечение |
2 |
13,5 |
8 |
сохранение самообладания |
1 |
23 |
оптимизм |
1 |
23,5 |
сотрудничество |
1 |
24,5 |
9 |
относительность |
2 |
10,5 |
протест |
2 |
15 |
отвлечение |
2 |
13,5 |
10 |
относительность |
2 |
10,5 |
пассивная кооперация |
3 |
11,5 |
отвлечение |
2 |
13,5 |
11 |
сохранение самообладания |
1 |
23 |
оптимизм |
1 |
23,5 |
сотрудничество |
1 |
24,5 |
12 |
сохранение самообладания |
1 |
23 |
пассивная кооперация |
3 |
11,5 |
отвлечение |
2 |
13,5 |
13 |
сохранение самообладания |
1 |
23 |
оптимизм |
1 |
23,5 |
сотрудничество |
1 |
24,5 |
14 |
сохранение самообладания |
1 |
23 |
пассивная кооперация |
3 |
11,5 |
отвлечение |
2 |
13,5 |
15 |
относительность |
2 |
10,5 |
протест |
2 |
15 |
отвлечение |
2 |
13,5 |
1 |
Игнорирование |
4 |
2 |
подавление эмоций |
4 |
5 |
отвлечение |
2 |
13,5 |
2 |
сохранение самообладания |
1 |
23 |
оптимизм |
1 |
23,5 |
сотрудничество |
1 |
24,5 |
3 |
сохранение самообладания |
1 |
23 |
оптимизм |
1 |
23,5 |
сотрудничество |
1 |
24,5 |
4 |
проблемный анализ |
3 |
4,5 |
оптимизм |
1 |
23,5 |
сотрудничество |
1 |
24,5 |
5 |
Игнорирование |
4 |
2 |
подавление эмоций |
4 |
5 |
отвлечение |
2 |
13,5 |
6 |
Игнорирование |
4 |
2 |
подавление эмоций |
4 |
5 |
сотрудничество |
1 |
24,5 |
7 |
сохранение самообладания |
1 |
23 |
пассивная кооперация |
3 |
11,5 |
обращение |
3 |
4,5 |
8 |
сохранение самообладания |
1 |
23 |
оптимизм |
1 |
23,5 |
обращение |
3 |
4,5 |
9 |
относительность |
2 |
10,5 |
подавление эмоций |
4 |
5 |
обращение |
3 |
4,5 |
10 |
относительность |
2 |
10,5 |
подавление эмоций |
4 |
5 |
обращение |
3 |
4,5 |
11 |
относительность |
2 |
10,5 |
подавление эмоций |
4 |
5 |
обращение |
3 |
4,5 |
12 |
сохранение самообладания |
1 |
23 |
оптимизм |
1 |
23,5 |
отвлечение |
2 |
13,5 |
13 |
сохранение самообладания |
1 |
23 |
подавление эмоций |
4 |
5 |
обращение |
3 |
4,5 |
14 |
относительность |
2 |
10,5 |
подавление эмоций |
4 |
5 |
обращение |
3 |
4,5 |
15 |
относительность |
2 |
10,5 |
подавление эмоций |
4 |
5 |
обращение |
3 |
4,5 |
64 |
|||||||||
сумма R1 |
сумма R1 |
сумма R1 |
|||||||
264 |
291 |
290,5 |
|||||||
сумма R2 |
сумма R2 |
сумма R2 |
|||||||
201 |
174 |
174,5 |
|||||||
U1 |
U1 |
U1 |
|||||||
81 |
54 |
54,5 |
|||||||
U2 |
U2 |
U2 |
|||||||
144 |
171 |
170,5 |
Желтая заливка – респонденты отдела продаж. Белая заливка - респонденты экономического отдела
Как видно из расчетов, выявлены существенные различия по показателям уровня стрессоустойчивости, ситуативной тревожности, эмоционального и поведенческого уровня совладающего поведения у обеих выборок.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась:
- у специалистов отдела продаж отмечается высокий уровень стрессоустойчивости, однако и высокий уровень ситуативной тревоги; преобладающей стратегией совладающего поведения на эмоциональном уровне является оптимизм, на поведенческом – сотрудничество;
- у специалистов экономического отдела отмечается средний уровень стрессоустойчивости, однако и низкий уровень ситуативной тревоги; преобладающей стратегией совладающего поведения на эмоциональном уровне является подавление эмоций, на поведенческом – обращение к окружающим.
Итак, как общий вывод по особенностям стратегий преодоления стрессовых ситуаций у сотрудников организации, работающих в условиях введения инноваций, можно отметить, что все специалисты на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне используют как конструктивные, так и относительно конструктивные стратегии совладающего поведения. Склонности к использованию неконструктивных стратегий у респондентов не выявлено.
Данный факт способствует более успешному совладанию с организационным стрессом, однако специфика работы у сотрудников может привести к тому, что у специалистов (даже если они обладают высоким уровнем стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности и могут справляться со стрессом) могут возникнуть симптомы эмоционального выгорания, что приведет к снижению способности сопротивляться стрессу.
Потому необходимы специальные мероприятия, повышающие стрессоустойчивость сотрудников организации
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась:
- у специалистов отдела продаж отмечается высокий уровень стрессоустойчивости, однако и высокий уровень ситуативной тревоги; преобладающей стратегией совладающего поведения на эмоциональном уровне является оптимизм, на поведенческом – сотрудничество;
- у специалистов экономического отдела отмечается средний уровень стрессоустойчивости, однако и низкий уровень ситуативной тревоги; преобладающей стратегией совладающего поведения на эмоциональном уровне является подавление эмоций, на поведенческом – обращение к окружающим.