Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека. Сущность невербальной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Проявление эмоций во время молчания

Изучение молчания напрямую связано с пониманием коммуникации. Толкование коммуникации как обмена информацией, как «знакового общения» [[43]] обусловило разграничение молчания коммуникативного, или коммуникативно-значимого, и некоммуникативного, или коммуникативно-незначимого [[44]]. В истории изучения молчания в науке о языке зафиксировано множество попыток определить коммуникативно-значимое молчание, выявить его релевантные признаки. Молчание, анализируемое в контексте коммуникации, рассматривается как некое взаимодействие, предполагающее наличие как отправителя, так и получателя; оно способно передавать информацию, которая может быть воспринята и адекватно интерпретирована другим. Сознательность и целенаправленность позволяют рассматривать молчание как коммуникативное действие (акт). Выражая более неоднозначные значения, чем речь, молчание напрямую зависит от контекста – это контекстуально зависимый конструкт. Молчание многозначно, способно выражать множество значенийю

С. В. Крестинский [[45]] определяет коммуникативно-значимое молчание как «акт молчания, который, будучи включенным в структуру языкового общения как один из его невербальных компонентов, способен выполнять некоторую коммуникативную функцию, то есть способен быть единицей общения, знаком, коммуникативным актом» [[46]], чем актуализирует проблему молчания как невербальной коммуникации.

Традиционно молчание рассматривается и определяется в оппозиции к речи. «Молчание противостоит слову… Феномен молчания заключается в том, что, онтологически предшествуя слову, в структурном отношении оно противопоставлено ему как немаркированный член оппозиции» [[47]]. Молчание, традиционно рассматриваемое в оппозиции к речи, в оппозиции к слову, априори относится к невербальной коммуникации [[48]].

Рассмотрим, к примеру, невербальное выражение радости.

Г. Е. Крейдлин отмечает, что выражение на лице эмоции радости связано с тремя основными частями лица: 1) бровями и лбом; 2) глазами и веками; 3) ртом, губами и подбородком [[49]]. Различное положение этих частей лица определяет появление такого мимического жеста, как улыбка. В западном мире улыбка – это знак культуры, это традиция.


Весьма значимо, по нашему мнению, то, что различные положения тела и выражения глаз довольно сильно влияют на тип улыбки. Например, улыбка со слегка наклоненной в сторону головой говорит о намерении привлечь к себе внимание, а улыбка, при которой общее выражение лица практически не изменяется, скорее, напоминает натянутую, деланную улыбку.

Эмоция радости легко проявляется и в жестах: всплескивание руками, радостно потирание рук.

2.3. Проявление эмоций в интонациях

Одним из важнейших средств невербального канала является интонация. Интонация может подтверждать словесную информацию, но может и противоречить ей (например, радушные слова, произнесенные холодным тоном), однако, бывает и так, что «говорящий своей интонацией, особенно мелодией речи, говорит больше, чем намеревался» [[50]], на что обращает внимание В. Ф. Биркенбил.

Установлено, что с помощью интонации в процессе общения может передаваться следующая невербальная информация:

1) о личности коммуникатора, которая включает сведения о темпераменте человека, его эмоциональном состоянии в данной ситуации, его «Я»-образе и самооценке, личностных свойствах и качествах, коммуникативной компетентности, социальном статусе, принадлежности его к определенной группе или субкультуре;

2) об отношении участников коммуникации друг к другу, их желаемом уровне общения, характере или типе отношений (доминирование – зависимость, расположение – нерасположение), динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его);

3) об отношении участников коммуникативного процесса к самой ситуации, позволяющей им регулировать взаимодействие [[51]].

Связано это с тем, что в системе речевого общения наличествует эмоциональная невербальная информация, передаваемая особенностями звукопроизношения [[52]]. Об этом же пишет Л.А. Мазель: «интонации передают бесконечно многообразными способами эмоциональное состояние говорящего, его отношение к тому, что он говорит» [[53]].

Понимание смысла интонации происходит на основе внутреннего соинтонирования, в котором помимо внутреннего слуха участвует моторика голосовых связок, благодаря чему слушатель воспринимает интонации вместе с выраженными в них эмоциями как свои собственные. Вследствие этого интонация является важнейшим универсальным коммуникативным средством, способствующим эмоциональному «заражению» собеседника, внушению ему определенного строя чувств и мыслей: «именно по интонациям (повышению или понижению голоса, увеличению или уменьшению силы звука, возникновению и характеру пауз, изменению темпо-ритма речи и тембральной окраски голоса) слушатель угадывает чувство, через интонации он приходит в соприкосновение с тем, что живет в душе говорящего» [[54]], – утверждает З. В. Савкова. М. М. Бахтин считает, что «…автор интонирует каждую подробность своего героя, каждую черту его, каждое событие его жизни, каждый его поступок, его мысли, чувства, подобно тому как и в жизни мы ценностно реагируем на каждое проявление окружающих нас людей» [[55]].


Кроме интонации сопровождают и дополняют речь и другие акустические свойства голоса – высота, мелодика, громкость, темп, тембр, скорость, ритм, артикуляция, паузы, которые также являются интонационными: «к интонационной сфере живой речи относятся … все средства, которые передают эмоциональное и смысловое содержание речи не через значения произносимых слов, а через самый характер произнесения – высоту тона и ее изменения, громкостную динамику, ритм и темп речи, ее тембр» [[56]], – пишет Л. А. Мазель.

Рассмотрим выражение эмоций в компонентах, формирующих речевую интонацию.

Высота голоса определяется частотой колебаний голосовых связок. Эмоциональное состояние человека может изменять звуковысотные характеристики. Так, гнев сопровождается увеличением звонкости, «металличности», а страх делает голос «глухим», «тусклым», «сдавленным».

Громкость – воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания – важное акустическое средство кодирования невербальной информации. Бoльшая громкость голоса сочетается с выраженной побудительной силой высказывания и, как правило, служит намерению повлиять на собеседника. Говорить громче бывает легче, если одновременно повышать частоту – говорить «на повышенных тонах». Если повышение тона превышает допустимый уровень для конкретного партнера, то это воспринимается как покушение на личное достоинство. Малая громкость голоса в процессе общения чаще всего ассоциируется со сдержанностью, скромностью, нехваткой жизненной силы, однако часто слово, произнесенное тихим голосом на фоне громкой речи, привлекает к себе большее внимание, чем слово, усиленное криком.

Темп – скорость речи, от которой зависит степень восприятия сообщений партнерами по коммуникации. На протяжении речи темп может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации, в частности, чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, подавленность, инертность, раздумье – замедляют его. Наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением темпа речи, то есть то, что говорящий считает важным, он обычно произносит более медленно. Эти ситуативные изменения присущего человеку индивидуального темпа речи позволяют судить об изменении его состояния.

Ритм речи также имеет свое значение. Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на волнение, нервно-психическое напряжение. Когда человек говорит на трудные для себя темы, он сбивается, часто неправильно строит фразы. Сбивчивая речь часто принимается за попытку обмануть. Ритмичное говорение (ровное перетекание слов), напротив, ассоциируется в представлении слушателей с уравновешенностью, богатством чувств.


Тембр – дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. Субъективно тембр голоса воспринимается как приятный или неприятный, мягкий, стальной, скрипучий или визгливый.

Артикуляция – это точность произношения звуков в слове. Ясное и четкое произношение слов свидетельствуют о внутренней дисциплине говорящего, его уверенности в своих словах, невнятное, наоборот – о неуверенности, растерянности, страхе. Четкая артикуляция является одним из условий положительной самопрезентации.

Пауза в разговоре может иметь разное значение: придавать дополнительную силу следующим за ней словам, тем самым выделяя их; быть сигналом, что собеседнику нужно время на размышление; быть сигналом для собеседника, что он может высказать сам – молчание провоцирует другого заговорить; свидетельствовать о затруднительном положении [[57]]. Паузы хезитации (то есть колебания) возникают в речи в том случае, если человек не знает, что или как сказать, задумывается при выборе слов. Часто паузы хезитации наблюдаются при эмоциональной напряженности, возбуждении. Такие паузы могут возникать в любом месте высказывания и никак не связаны с его лексико-грамматической структурой. Паузы хезитации являются незапланированными, появляются в речи спонтанно, произвольно. Речь, содержащая паузы хезитации, расценивается как признак неуверенности, некомпетентности говорящего. Особый вид пауз – психологические, цель которых – привлечь и удержать внимание слушателя, вызвать у него интерес к сообщению. Психологические паузы являются, как правило, запланированными.

С помощью интонации могут преследоваться различные коммуникативные цели: побуждение, запрет, вопрос, восклицание. Г. Е. Крейдлин также отмечает, что слово «интонация», помимо специальных терминологических значений («повышение и понижение тона в речевом потоке» и «звучание музыкального инструмента и голоса», имеет коммуникативное значение – выражение голосом определенного смысла или коммуникативного намерения: «интонация в языке призвана соответствовать коммуникативным потребностям говорящего» [[58]].

Н. И. Жинкиным открыт механизм, посредством которого происходит передача эмоционального состояния человека посредством интонации: «эмоциональные приспособления внутренней среды организма возникают раньше, чем начинается реплика … все это тянет, увлекает за собой речевой поток и накладывает на него свой особый интонационный отпечаток» [[59]], причем эмоциональные проявления затрагивают моторику лица, весь артикуляционный комплекс [[60]], добавляет И. Н. Горелов.


Интонация является отражением эмоционального состояния человека: «именно по интонациям (повышению или понижению голоса, увеличению или уменьшению силы звука, возникновению и характеру пауз, изменению темпо-ритма речи и тембральной окраски голоса) слушатель угадывает чувство, через интонации он приходит в соприкосновение с тем, что живет в душе говорящего» [[61]], – пишет З. В. Савкова. Интонация соединяет в себе напряжение, динамику, ритм, темп, тембр, характеризующие эмоциональное состояние человека, что позволяет ей быть одним из главных эмоционально-смысловых невербальных информационных средств.

Выводы. Эмоциональные состояния человека имеют четко выраженный «внешний облик», проявляющийся в виде выразительных движений тела, совокупность которых и образует невербальные средства общения. Эмоции и чувства, будучи по своей форме существования субъективными переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике (и пантомимике), в интонации и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.

Способность выявлять по внешним признакам психологическое состояние человека, выявлять разногласия в коммуникативных действиях, его намерения является очень важным условием в достижении целей взаимодействия. Построение точного образа партнера по общению имеет значение для осуществления эффективного взаимодействия с ним. Социально-перцептивная деятельность осуществляется с помощью специальных механизмов. Рациональное использование и сознательное овладение этих психологических механизмов позволяет правильно воспринимать собеседника, «прочитывать» за его внешними проявлениями внутренние, побуждения, психические установки, состояния, намерения, возможные схемы поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоциональной считают такую коммуникацию, которая независимо от основной функции, которую она выполняет при общении индивидуумов, передает вместе с фактической эмоциональную информацию или только её. Эмоциональность в коммуникации влияет на модус общения, его результат и на отношения коммуникантов.

Вербальное поведение в коммуникации неразрывно связано с невербальным, которое его сопровождает или часто замещает. Трудно переоценить влияние невербальных компонентов на результат коммуникации. Невербалика призвана передавать самый широкий спектр эмоционального коммуникативного поведения.