Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека. Сущность невербальной коммуникации.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ
1.1. Сущность невербальной коммуникации
1.2. Эмоциональность в невербальной коммуникации
ГЛАВА 2. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Невербальное проявление эмоций
2.2. Проявление эмоций во время молчания
Американский исследователь П. Экман для изучения мимики предложил методику FAST – Facial Affect Scoring Technique, обычно используемую в медицинской практике. Согласно FAST, лицо делится на три зоны: лобброви-глаза, нос-щеки, рот-подбородок. У каждой из семи основных эмоций – радости, гнева, удивления, отвращения, страха, грусти, интереса – фиксируются свои особенности выражения в различных зонах лица. Существует другие эмоции, которые признаются вторичными или скомбинированными из семи базовых, универсальных.
Важные аспекты для понимания невербальной коммуникации открывает наука окулесика. Она занимается изучением организации визуального поведения и акцентирует внимание на таких аспектах коммуникации, как время фиксации взгляда на партнере или частота фиксации. Это помогает установить, например, наличие взаимных установок общающихся лиц или степень близости собеседников.
Существенными для невербальной коммуникации становятся характеристики голоса, которые принято относить к просодическим или экстралингвистическим явлениям, изучаемым в рамках паралингвистики. Трейгер Дж. выделял два типа паралингвистических явлений: вокализацию (звуковые явления, не обладающие языковой структурой) и голосовые характеристики (своеобразные языковые и неязыковые шумы). Такие явления факультативны или обязательны. Вокализация, согласно Дж. Трейгеру, делится на характеризаторы (всевозможные звуки, производимые артикуляционной системой, например, смех, шепот), квалификаторы (они определяются интенсивностью произнесения) и разделители (маркированные комбинации звуков, например, «уф», «кхм»).
Значимой для исследования невербальной коммуникации является еще одна частная наука – проксемика. Основателем проксемики считается американский антрополог Э. Холл, называвший проксемику «пространственной психологией» [[21]]. В рамках проксемики исследуются пространственные и временные отношения в коммуникации, называемые хронотопами, и поведение людей в указанных условиях (например, хронотоп больничной палаты) [[22]].
1.2. Эмоциональность в невербальной коммуникации
Эмоциональной считают такую коммуникацию, которая независимо от основной функции, которую она выполняет при общении индивидуумов, передает вместе с фактической эмоциональную информацию или только её [[23]]. Таким образом, эмоциональность в коммуникации влияет на модус общения, его результат и на отношения коммуникантов [[24]].
По мнению Ю. Е. Кравченко, нарушение в отношениях и коммуникации является одним из наиболее мощных источников негативных переживаний и факторов возникновения стресса. Как отмечает автор, «если обратиться к спискам событий, наиболее часто приводящих к стрессу, полученным в многочисленных исследованиях, то окажется, что подавляющее большинство этих событий связано с изменением характера отношений человека с окружающими и особенно с близкими людьми» [[25]].
С недавних пор в ряде современных работ по лингвистике эмоций поднимаются проблемы экологичности коммуникации. В них от культуры речи, экологии (природы) и валеологии (человека) исследователи приходят к экологии языка. На основе лингвистики эмоций разрабатываются параметры экологичности коммуникации.
Как полагают авторы, «создание такого направления в рамках коммуникативистики диктуется острой необходимостью контролировать социальную и языковую ситуацию в современной России, которая представляет собой константную, эмоционально-напряжённую ситуацию с превалированием негативных событий и их негативной вербальной упаковки в различных СМИ и в бытовом общении (естественно, что всем этим процессом управляют административные ресурсы власти). Эта негативность разрушительна для нравственной, духовной культуры общества, языка как культурного компонента, а также для здоровья и психики человека – носителя культуры, нравственности и самого языка. Таким образом, речь идёт одновременно как о здоровье языка, так и о здоровье человека, пользующегося им правильно или неправильно [[26]].
Однако помимо языка, неотъемлемой частью коммуникации является также ее невербальная составляющая. Вербальное поведение в коммуникации неразрывно связано с невербальным, которое его сопровождает или часто замещает. Трудно переоценить влияние невербальных компонентов на результат коммуникации. Не случайно невербальные средства общения часто называют «windows to the soul» – «окнами души» [[27]]. Мы разделяем точку зрения Н. А. Красавского, который полагает, что это «обусловлено значительной трудностью психологического контроля за своим неязыковым поведением, коррелирующим с уровнем бессознательного» [[28]].
По мнению исследователя, невербальные знаки важны в особенности для эмоциональной коммуникации, провоцируемой обычно эмоциогенными (как правило, сопровождаемыми речевыми поступками) событиями. «Невербальные знаки способны эксплицировать (и часто эксплицируют) трудно вербализуемые естественным языком коммуникативные интенции говорящего. Адекватное оязыковление эмоций осложнено самой их природой, диффузным характером [[29]]. Этим обстоятельством и обусловлено самое активное и, что не менее важно, достаточно результативное обращение коммуникантов в ситуациях эмоционального общения к невербальному коду» [[30]]. При этом следует также отметить важность адекватного выражения собственных эмоции при помощи невербальных средств, а также умения считывать невербальные посылы собеседника. Данное обстоятельство также, на наш взгляд, объясняет внимание многих, как отечественных, так и зарубежных, исследователей к вопросу невербального поведения.
Так, исследуя невербальное поведение эмигрантов из России и реэмигрантов – наших соотечественников, вернувшихся на родину, Г.Е. Крейдлин, делает вывод о том, что «собственное неправильное поведение или отклонение от правильной интерпретации чужого невербального поведения, как показывают многие общественные события в России и за ее пределами, нередко приводят к взаимной неприязни, ссорам и столкновениям» [[31]].
Выводы. Эмоциональной считают такую коммуникацию, которая независимо от основной функции, которую она выполняет при общении индивидуумов, передает вместе с фактической эмоциональную информацию или только её. Эмоциональность в коммуникации влияет на модус общения, его результат и на отношения коммуникантов.
Вербальное поведение в коммуникации неразрывно связано с невербальным, которое его сопровождает или часто замещает. Трудно переоценить влияние невербальных компонентов на результат коммуникации. Невербалика призвана передавать самый широкий спектр эмоционального коммуникативного поведения.
ГЛАВА 2. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Невербальное проявление эмоций
Невербалика призвана передавать самый широкий спектр эмоционального коммуникативного поведения. По мнению некоторых исследователей, особенно богаты на невербалику ситуации, в которых проявляется агрессивное поведение коммуникантов. Мы считаем, что в большинстве случаев агрессия может быть причислена к ситуациям негативного, неэкологичного общения [[32]]. Приведем в качестве иллюстрации невербальные проявления агрессии, представленные в работе Е. М. Мартыновой. Исследователь отмечает, что «оптико-кинетическая система невербального поведения может характеризовать интенции говорящего как агрессивные с помощью соответствующей мимики, резких, быстрых жестов, гневного, пронзительного, продолжительного взгляда, а примером тактильно-кинестетического насилия, помимо открытой физической агрессии, может служить фамильярное похлопывание по плечу. С точки зрения проксемики, агрессивным следует считать сокращение благоприятной для собеседника дистанции общения, «нависание» над слушающим [[33]]. Что касается ольфакторной системы, то некоторые естественные или искусственные запахи могут рассматриваться конкретным индивидом как агрессивные, что может отрицательно сказаться на ходе коммуникации.
Об агрессии, передаваемой по акустическому каналу, могут свидетельствовать такие просодические элементы, как темп воспроизведения высказывания (быстрый, замедленный), модуляция высоты голоса (резкая), громкость голоса говорящего (высокая), неравномерный, прерывистый ритм, напряженность, интонация. Экстралингвистические элементы акустической системы передачи информации также могут отражать агрессивные интенции говорящего. Под экстралингвистическими элементами понимают характерные, специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, стон, шепот, вздохи; разделительные звуки (кашель); нулевые звуки (паузы); звуковые «назализации» («хм», «э-э») [[34]].
Отметим, что помимо агрессии, представленные выше невербальные средства могут характеризовать не только негативное, неэкологичное общение. Для сравнения рассмотрим невербальное поведение индивидуумов на примере ситуации «признание вины», поскольку, по нашему убеждению, данную коммуникативную ситуацию по типу выполняемых функций можно отнести к ситуации экологичного общения [[35]].
Психологи считают, что чувство вины образовалось в процессе социализации индивидуума и является своеобразным инструментом обеспечение выживания человеческого вида, как социального существа, это основа развития культуры человеческого общества. Основным идентификационным ядром коммуникативной ситуации «признание вины» является коммуникативный акт признания вины.
Коммуникативный акт признания вины в коммуникативной ситуации «признание вины» имеет несколько составляющих, представляющих собой определенные вербальные и невербальные действия [[36]].
Исследование вербальных и невербальных способов и средств выражения эмоций показало, что поведение персонажей в эмоциональной коммуникативной ситуации «признание вины» мотивируется и определяется сложным эмоциональным состоянием, в котором сочетаются различные эмоции, основными из которых являются эмоции, составляющие кластеры стыд, страх, тоска, злость и симпатия [[37]].
Спецификой экспликации эмоций в коммуникативной ситуации «признание вины» можно считать то, что они являются мотивами, побуждающими субъекта к признанию вины и так или иначе связаны с осознанием неправомерности своего поступка [[38]].
Рассмотрим невербальные проявления вышеупомянутых эмоций в исследованных нами примерах коммуникативных актов признания вины.
Самыми частотными являлись эмоции кластера стыд (32,3% от общего количества примеров). К невербальной экспликации стыда относятся: направление взгляда, «уменьшение» в размере, потение, голосовые модуляции (понижение голоса), вздохи, прикусывание губы. Вторым по частотности экспликации были эмоции кластера «симпатия» (31,9%). Невербальные средства выражения симпатии, любви в коммуникативной ситуации «признание вины» включали поцелуи, объятия, касания.
Довольно часто в коммуникативной ситуации «признание вины» эксплицируются эмоциональные состояния кластера страх (26,66%). Вокальными невербальными маркерами страха были паузы, заминки, различные интонационные модуляции [[39]]. Для экспликации страха были характерны соматические и психофизиологические проявления (нарушения сердца и дыхания, крик, сухость во рту, дрожь). О страхе также свидетельствовали умолчание, мимика и плачь. Действия кинесико-проксемического характера при переживании страха в основном заключались в удалении персонажей от объектов страха.
Менее частотными в коммуникативной ситуации «признание вины» являлись эмоции, которые мы условно обозначили эмоциями кластера тоска (32 примера – 15,24% от общего количества).
К характерным невербальным действиям при переживании тоски можно отнести особенности мимики и внешнего вида, голосовые модуляции, а также демонстрацию желания заплакать. В некоторых случаях (13% от общего количества) поведение персонажей в коммуникативной ситуации «признание вины» сопровождалось эмоциями кластера злость. Невербально эмоции кластера злость эксплицировались в основном через кинесику, в которой преобладали резкие агрессивные движения. На вербальном уровне в большей степени выражены эмоции кластеров злость и симпатия [[40]].
Разнообразные невербальные проявления характерны для стыда и страха. Соматические и психофизиологические явления в большей степени маркируют эмоции кластера страх [[41]].
Анализ вышеупомянутых невербальных проявлений, сопутствующих выражению эмоций в исследованных коммуникативных актах «признание вины» показывает, что основные эмоций сопровождались, на наш взгляд, негативными, в некоторой степени неприятными для продуцента признания вины невербальными проявлениями. Пожалуй, лишь невербальные проявления любви можно было охарактеризовать как положительные. Однако данные негативные проявления не служили цели навредить собеседнику, а как раз наоборот, (за исключением случаев неискреннего признания вины, а также признания вины под чьим-либо давлением), свидетельствовали о том, что винящийся осознает неправомерность или негативную сторону своего поступка. Таким образом, очевидно, что ситуации экологичной коммуникации могут сопровождаться негативными для инициатора данной коммуникации невербальными проявлениями. Однако на наш взгляд, речь идет в основном о психосоматических и акустических явлениях. Здесь можно согласиться с утверждением, что «произнесенное слово никогда не является нейтральным» [[42]].