Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека. Сущность невербальной коммуникации.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ
1.1. Сущность невербальной коммуникации
1.2. Эмоциональность в невербальной коммуникации
ГЛАВА 2. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Невербальное проявление эмоций
2.2. Проявление эмоций во время молчания
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Человек является величайшим творением природы и неотделимой ее частью. Человек – существо общественное, следовательно, общение человека является основным условием его существования в среде себе подобных. Прагматика и характер этого общения существенно влияют на качество каждого конкретного общения и его результат.
Основными прагматическими характеристиками коммуникации следует считать её целесообразность и осмысленность, что отражается в первую очередь в мотивах и целях партнеров общения, а также в средствах их достижения. Прагматика общения призвана учитывать человеческий фактор, который напрямую связан с его эмоциональной составляющей, поскольку эмоции являются основным мотивом, побуждающим человека к действию (К. Бюлер, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, Ч. Дарвин, К. Изард, К. Лоренц). Эмоциональный компонент мотивации определяет эмоциональность коммуникации.
Цель работы – исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.
Задачи работы:
- исследовать сущность невербальной коммуникации;
- рассмотреть эмоциональность в невербальной коммуникации;
- рассмотреть невербальное проявление эмоций;
- исследовать проявление эмоций во время молчания;
- рассмотреть проявление эмоций в интонациях.
Предмет исследования – невербальное проявление эмоций человека.
Научно-методическая основа работы – литературные источники, публикации, посвященные исследуемой теме.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ
1.1. Сущность невербальной коммуникации
Проблематикой невербальной коммуникации целенаправленно начали заниматься лишь 60-ые гг. прошлого века. К ней обратились представители разных областей знаний: лингвисты (Вежбицкая, Гореллов, Колшанский, Крейдлин), психологи (Андреева, Джеймс, Изард, Ильин, Парыгин, Фризен, Экман, Якобсон), физиологи (Дарвин, Вундт, Ланге, Кеннон, Уэйнбаум, Анохин, Симонов). Одна из важных проблемных областей этой науки – экспрессия (выражение эмоций) и, следовательно, мимические знаки различных эмоциональных состояний.
Так, уже в классических работах В. Вундта по психологии эмоций отмечалось, что мимика первоначально возникла как отражение эмоционального тона ощущений. Хотя эмоции, будучи более сложными чувствами, появились позже, они ассоциативно вызывают близкие по эмоциональному тону ощущения, которые в свою очередь, влекут изменения в мимике [[1]].
В разработку проблемы психологии эмоций существенный вклад внес П. М. Якобсон. Он, изучая понятия «чувства» и «эмоции», их природу и механизмы возникновения, затрагивал вопрос о формах выражения чувств (словами и действиями) и понимании их собеседниками [[2]]. Якобсон П. М. писал: «Чувства человека получают специфическое выражение в непроизвольных мимических и пантомимических движениях. Правильное различение выражения таких разных по своему существу эмоций без уточнения оттенков объясняется тем, что механизм выражения этих основных эмоций достаточно древен» [[3]]. Помимо мимики и пантомимики, он выделял изменение интонации речи, ее замедление или ускорение, изменение тембра голоса как средства выражения чувств. Он объединил такие специфические формы выражения чувств, как интонация голоса, мимика, походка, в понятие «экспрессия».
Подробный обзор исследований выражения чувств представлен в монографии Е. П. Ильина. Он также выделял ряд невербальных способов выражения эмоционального состояния. Ильин писал: «Установлено, что различные эмоциональные состояния отражаются в интонации, интенсивности и частоте основного тона голоса, темпе артикулирования и паузации, лингвистических особенностях построения фраз: их структуре, выборе лексики, наличии или отсутствии перформулировок, ошибках, самокоррекции, семантически нерелевантных повторений»[[4]]. Он определял жестикуляцию, эмоциональные действия, мимику, звуковые и речевые средства экспрессии и описывал наиболее значимые для трактовки эмоций элементы. Так, для адекватного понимания эмоционального состояния по выразительным телодвижениям необходимо воспринимать всю совокупность жестов как единый комплекс.
Исследуя сущностные характеристики невербального общения и механизмы возникновения эмоций, ученые обратили внимание на тот факт, что невербальные коммуникативные средства сформировались значительно раньше вербальных. Еще Ч. Дарвин, изучая выражение эмоций у людей и животных, отмечал, что формы их проявления похожи: люди понимают, в каком «настроении» находятся животные, а животные – как настроен человек [[5]].
В XX веке благодаря трудам И. П. Павлова было установлено, что эмоции выражаются невербальными средствами разного порядка, связанными с первой сигнальной системой, доступной человеку. Вторая же сигнальная система – язык – сформировалась в ходе социализации человека и называлась И. П. Павловым «чрезвычайная прибавка», так как язык прибавился к средствам невербальной коммуникации, дополнил их [[6]].
Как в психологии, так и в лингвистике дискуссионным является вопрос о значимости вербальной и невербальной коммуникации в жизнедеятельности людей. Одни ученые считают невербальное поведение лишь дополнением к главенствующему в взаимодействии людей вербальному общению. Другие ученые акцентируют значимость невербальной коммуникации, видя в нем основу для вербального взаимодействия. Известный отечественный лингвист Г. В. Колшанский разделял первую точку зрения. Он считал, что языковая система самодостаточна и ее средствами можно выразить любое мысленное содержание, тогда как паралингвистические средства восполняют смысловые лакуны [[7]].
Альтернативной точки зрения придерживался И. Н. Горелов. Он полагал, что невербальная составляющая коммуникации является основой речевого высказывания. Согласно автору, невербальные компоненты коммуникации являются первичными, что «в акте речевого поведения человека сначала развертываются невербальные коммуникативные средства, а затем – если их ресурса недостаточно для взаимопонимания – вербальные средства, поток речи на национальном языке» [[8]].
Само понятие невербальной коммуникации трактуется исследователями по-разному: либо некоторый способ поведения людей – «социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действия и поступков» [[9]], либо определенная система неречевых знаков – «совокупность невербальных средств, участвующих в речевой коммуникации» [[10]]. Нет полного единства мнений и в вопросе о составе типологизации элементов невербального общения. Согласно Т. М. Николаевой и Б. А. Успенскому, в рамках невербальной семиотики выделяют три вида невербальных средств: фонационные, кинесические и графические [[11]]. Изучением фонационных и кинесических невербальных средств занимаются соответственно паралингвистика и кинесика. Графические средства неречевого общения – почерк, графические дополнения, символы – область изучения почерковедение.
Лабунская В. А. к элементам невербального поведения относит различные движения тела, а также интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, временную и пространственную организацию общения [[12]]. Она выделяет три основные характеристики невербального поведения: движение, пространство и время. На базе этих характеристик строится ряд систем невербальной коммуникации.
1. Оптико-кинетическая система. В ее рамках учитывается общая моторика различных частей тела – рук, лица, то есть жесты и мимика и, кроме того, пантомимика.
2. Пара- и экстралингвистическая системы, где паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность, а экстралингвистическая система охватывает темп и ритм речи, включение в речь пауз или таких вкраплений, как покашливание, плачь, смех.
3. Проксемика, то есть организация пространства и времени коммуникативного процесса.
4. Визуальный контакт. Изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и другие аспекты окулесики – науки о визуальном коммуникативном поведении людей.
Во многом близка точка зрения Г. Е. Крейдлина. Однако он объединяет паралингвистическую и экстралингвистическую системы под именем паралингвистики. Для обозначения проблематики организации пространства общения автор использует термин «проксемика», а проблематики временной организации коммуникации – термин «хронемика». Он выделяет следующие частные науки: паралингвистика, кинесика, окулесика, аускультация (наука о слуховом восприятии звуков и аудиальном поведении людей в процессе коммуникации), гаптика (наука о тактильной коммуникации), гастика (наука о знаковых и коммуникативных функциях пищи и напитков), ольфакция (наука о роли запахов в коммуникации), проксемика, хронемика; системология (наука о системах объектов, каковыми люди окружают свой мир, о функциях и смыслах, которые эти объекты выражают в процессе коммуникации) [[13]].
Кратко охарактеризуем некоторые дисциплины, входящие в невербальную семиотику. Остановимся на предмете кинесики. Ученые, изучающие кинесическое поведение, среди его знаковых форм выделяют позы, жесты, мимические движения, иногда манеры.
Согласно В.А. Лабунской, поза определяется как «элементарная единица пространственного поведения человека» [[14]]. Позы могут быть ограничены социальными или культурными издержками. Поэтому в отдельную категорию выделяют некоторые этикетные позы, которые обычно осуществляются автоматически. Знаковые позы, входящие в другую категорию, обычно позволяют установить тип отношений между людьми, их социальный статус, психическое или физическое состояние, степень вовлеченности в диалог или участия в ситуации.
Психолог А. Шефлен выделяет ряд фаз, соответствующих принимаемым человеком позам в процессе коммуникации. Эти фазы выделены аналогично названиям жестов-регуляторов. Минимальные выделимые компоненты изменения поз называются точками, это отдельные движения головы, шеи, глаз или рук. Несколько точек составляют позиции, то есть жестовые конфигурации и комплексы, в которых задействовано больше половины тела. Позиции обычно обозначают различные отношения, возникшие или проявившиеся в диалоге. Представления – это «самые крупные жестовые конфигурации вместе с их параметрами, формирующие сложные комплексы движений, которые совершаются в интерактивном акте» [[15]]. Представление обычно завершается полной сменой положения тела.
Под жестами, также входящими в кинесику, традиционно подразумеваются значимые движения рук, ног, корпуса, реже лица (в связи с чем иногда говорят о мимических жестах). Для структурного описания жестов в кинесических исследованиях были предприняты попытки выделения минимальных единиц телодвижений человека, из которых в дальнейшем формируется более сложная жестикуляция, и создания классификации выделенных единиц. Так, Р. Бердвистел предложил выделять кины – «мельчайшие, далее не делимые, наименее заметные движения» [[16]]. Кин, будучи «буквой» языка жестов, как и отдельная буква алфавита, не несет самостоятельного значения. Кины объединяются в кинемы, то есть «более крупные единицы, с помощью которых происходит реальная коммуникация» [[17]]. В процессе коммуникации из кинем формируются кинеморфы. Р. Бердвистел ввел также понятие аллокина – контекстно взаимозаменяемых движений, не влекущих изменения значения. В классификации Н. И. Смирновой различаются: коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка; описательно-изобразительные жесты, сопровождающие некоторые элементы языка; модальные жесты, выражающие отношение говорящего к окружающим предметам и явлениям [[18]]. В «Невербальной семиотике» Г.Е. Крейдлина жесты разделяются на эмблемы (движения, способные передавать смысл независимо от вербального контекста), иллюстраторы (движения, выделяющие вербализованную составляющую), регуляторы (движения, устанавливающие, поддерживающие и регулирующие диалог) [[19]].
Кинесика проявляется и в мимике – движениях мышц лица. Согласно Г. В. Колшанскому, мимика может быть сильной и слабой, неопределенной и красноречивой, стереотипной и индивидуальной, беспорядочной, судорожной, гармоничной [[20]].