Файл: Сравнительный анализ современных теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, в соответствии с историко-генетическим исследованием рыночной конкуренции, логика её общей экономической теории определяется последовательным рассмотрением трёх родов конкуренции. В каждом из них выясняются:

  • основание как генетическая причина;
  • условие осуществления в виде конкретной рыночной структуры, связанной прежде всего с количеством субъектов конкуренции;
  • конкуренция как действие причины, процесс;
  • результат конкурентного процесса и его явление;
  • следствия данного рода рыночной конкуренции;
  • взаимодействие трёх родов конкуренции и их видоизменение при монополизации рынков.

Данный подход должен быть реализован и в изучении конкуренции на рынке труда.

Глава 2. Основные теории конкуренции и их сравнительный анализ

2.1 Развитие основных теорий конкуренции

Современные глоба­лизационные тенденции развития мировой экономики способствуют не только расширению интеграции транснациональных компаний, но и обострению конкуренции. Такое обострение делает кон­курентоспособность экономических систем весьма значимым факто­ром, формирующим условия для эконо­мического и социального развития.

Само понятие о конку­ренции впервые было сложено в процессе формирования марксистской политической экономии, а затем усложнялось в процессе развития представлений о экономике [25,c.8]. В работе «Ис­следование о природе и причинах бо­гатства народов» (1776 г.) А. Смит опре­деляет конкуренцию как внутреннее свойство чело­века, присущее ему по натуре, которое есте­ственным образом проявляется в поведении лю­дей, стремящихся к соперничеству. Значительной заслугой А. Смита можно считать определенные им усло­вия существования свободной конкуренции [38]:

  • конку­ренты на рынке должны действовать независимо друг от друга, а не в сговоре;
  • количество конкурентов, потенци­альных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исклю­чить экстраординарные доходы;
  • эконо­мические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях;
  • должна быть свобода от социальных ограничений, чтобы действовать в со­ответствии с этим знанием;
  • не­обходимо достаточно времени, чтобы направле­ние и объем потока ресурсов стали отвечать же­ланию владельцев.

В XIX в. взгляды на теорию конкуренции по­лучили дальнейшее развитие в трудах таких ученных, как: А. Курно, Ж. Дюпюи, Г. Госсена, Дж. Кэрнса, У. Джевонса, Ф. Эджуор­та и др. В свою очередь, стоит сказать, что Дж. Кэрнс определял такое состоя­ние свободной конкуренции, при котором товары могут быть обменены про­порционально затратам труда и капитала на их производство. У. Джевонсом была предло­жена модель конку­рентного обмена, развитая затем Ф. Эджуорт, который предло­жил свое определение со­вершенной конкуренции, в основе которой лежит выполнение следующих необходимых условий [2,c.34]:

  • наличие неограниченно большо­го количества участников с обеих сторон рынка;
  • полная нейтрализация каких-либо помех проявлению корыстолюбивого поведения;
  • полная делимость продаваемых участни­ками рынка товаров;
  • отсутствие барьеров для вхо­да и выхода с рынка;
  • высокая мобильность факторов производ­ства.

В соответствии с определением классической школы, кон­куренция является соревнованием ради получения максимальной прибыли, борь­бой за экономическое превосходство, борьбой между предпри­нимателями за максимально выгодные условия вло­жения капитала [38,c.122].

Следующим этапом развития теории конкуренции является сформулированные в XX в. рыночные законы в трудах Дж. Акерлофа, Дж. Коммонса, Дж. Б. Кларка, А. Маршалла, Р. Коуза, Дж. Робинсона, Э. Мейсо­на, О. Уильям­сона, Дж. Стиглера, Э. Чемберлина, Г. Штакельберга и других видных ученных того времени.

Так, теория явления конкуренции А. Маршалла, была положена в основу экономического образования вплоть до 40-х гг. XX в. Данный ученый-экономист определил, что силы спроса и предложения должны действовать свободно, при полном отсутствии объединения торговцев на обеих сторо­нах, где каждый предприниматель выступает самостоятель­но, в то же время широко развертывается свобод­ная конкуренция, т. е. продавцы беспрепятственно конкурируют с продавцами, а покупатели беспрепятст­венно конкурируют с покупателями. При этом А. Маршалл подчеркивал, что, хотя каждый продавец и покупатель выступает сам за себя, осведомленность о деятель­ности других субъектах рынка обычно вполне достаточна. Он предложил трактовку терминов «свобода производства и предпринимательства» и «экономическая свобода». А. Маршалл считал, что возможность свободного выбора на рынке, в равной степени, мо­жет привести как к состязанию, так и к сотрудни­честву предпринимателей или потребителей. К основным составляющим процесса совершенной конкуренции он относил число участников, структуру рынка, присутствие барьеров входа и выхода участников, продуктовую дифференциацию, дискриминацию цены, полную информи­рованность участ­ников рынка друг о друге. Им была определена необходи­мость учета пограничного состояния между монополией и конкуренцией, так как элемент монополии неминуемо должен иметься в любой конку­рентной системе. В настоящее время это яв­ление определяется как несовершенная конкуренция [11,c.320].


Следующим этапом развития теории конкуренции являются труды Дж. Робинсона «Теория несовер­шенной конкуренции» (1933 г.) и Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (1934 г.).

В заслугу Дж. Робинсона вменяется то, что ему принадлежит разра­ботка параметров конкуренции. Если до него было принято счи­тать, что конкуренция является преимущественно ценовая, то им выдвинуты и прочие параметры конку­рентного поведения фирм - уровень качества продукции, величина транспортных расходов, особенности обслуживания клиентов, сроки кредита, роль рекламы, репутация фирмы и др.

Впер­вые был введен в эконо­мическую науку термин «пространственная конкуренция» Г. Хотеллингом, который утверждал, что при состоянии монополистической кон­куренции субъект рынка, находящийся в положении ква­зимонополиста, сам создает свое рыночное простран­ство, результатом чего является пространст­венная конкуренция.

В середине XX в. А. Пигу обратил свое внимание на то, что свободная рыночная система должна порождать конфли­кты не только между частными и общест­венными интересами, но и также внутри общест­венного интереса между выгодой текущего мо­мента и интересами будущих поколений.

Таким образом, можно с уверенностью отметить, что содержание понятия «конку­ренция» со временем усложнялось в соответствии с содержа­нием объективной реальности.

В настоящее время был накоплен целый ряд определений понятия «конкуренции». В таб­лице 1 [19,c.105] представлены наиболее часто встречаю­щиеся в экономике теоретические подходы к данному термину.

Таблица 1 - Теоретические под­ходы к термину конкуренция

В 70-х гг. прошлого века было положено начало активному развитию теории конкуре­нтоспособности [48,c.60], которая за несколько десятков лет образовала целые школы, такие как[43]:

  • брита­нская школа - К. Фримэн (концепция техноэконо­мической парадигмы), Дж. Даннинг (эклектическая ОЛИ- парадигма);
  • американская школа - М. Энрайт (концепция региональных кластеров), М. Портер (концепция национальных конкурентных преимуществ);
  • советская школа тер­риториально-произ­водственных комплексов (ТПК), основой которой является идея концентрации производительных сил на определенной территории в целях оптимизации использования трудовых и природных ресурсов ре­гиона и комплексности развития производства в условиях существования рещима пла­новой экономики;
  • скандинавская школа - Б. Йонсон и Б.О. Лундваль (кон­цепция экономики обучения), Э. Райнерт («индекс каче­ства» экономической деятельности), Б. Асхайм (концеп­ция региона обучения);

Основой исследования теории конкурен­тоспособности является процесс определения и всестороннего раз­вития самого понятия «конку­рентоспособность». Бесспорно, одно­значного определения конкурентоспособности, как и самой конкуренции, до настоящего времени не выявлено. Самым большим распространенным в научной экономической литера­туре является определение конкурентоспособно­сти, данное ещё 30 лет назад, в 1987 г. в докладе президентской ко­миссии США по конкурентоспособности «Миро­вая конкуренция: новая реа­льность»: «Конкурен­тоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкурен­ции производить товары и услуги, которые отве­чают запросам международных рынков, одновре­менно сохраняя на прежнем уровне или увеличи­вая реальные доходы своих граждан» [51].

2.2 Сравнительный анализ подходов к теории конкуренции

В совре­менной экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализ­ацией, неравномерностью развития, обострением конку­рентной борьбы между странами, регионами и фирмами. Рыночная эко­номика, как система, сформи­ровалась в результате образования обществен­ных отношений, призванных регулировать конку­рентное поведение экономических субъектов, обеспе­чивающих гарантии свободы экономи­ческой деятельности каждому из хозяйствующих субъектов. К числу существенных признаков рыночной системы следует отнести, прежде всего, конку­ренцию и развивающиеся на ее основе конкурентные отношения. До тех пор, пока в экономи­ческой системе воспроизводятся условия конкуренции и соответствующие ей конкурентные отношения, рыночная система продо­лжает функционировать и динамично развиваться. С исчезновением конкурентных начал, перестает суще­ствовать и целостная рыночная экономика.
В научной литературе существует немало различных опре­делений конкуренции, которые отра­жают отдельные признаки этой сложной категории.

Впервые наиболее целостные теоретические положения о природе движущих сил конкуренции были проявлены ещё в середине XVIII в. в клас­сическом направлении экономической мысли.

Конкурентное понятие исследовалось в научных концепциях того времени как определенная сила, ограничивающая сти­хийную борьбу хозяйствующих индивидов, а также способствующая всесторонней активизации экономической жизни всего обще­ства. Первые представители классической политической экономии, такие как Пьер Л. де Буагильбер и Уильям Петти с функци­онированием и разви­тием конкурентных отношений в экономике связывали, в первую очередь, реализацию принципа социальной справедливости, подразумевая под этим, что капиталистический строй является вечным и естественным.


Обобщенная А. Смитом теория клас­сической конкуренции в работе «Исследо­вания о природе и причинах богатства народов» [35], указывает на то, что конкуренция приводит к опти­мальному распределению труда и капитала. Конкуренция уравнове­шивает частные интересы и экономический эффект, что в контексте учений Адама Смита отождествляет конкуренцию с «невидимой рукой» рынка — самодействующим равнове­сным механизмом. Им был доказан, на примере ценовой конкуренции, ряд существенных поло­жений, которые стали в последствии основными постулатами доктрины «максимального удовлетворения потребностей». Также, Адамом Смитом были заложены концептуальные положения теории междуна­родных конкурентных преимуществ, разработана теория абсолютных преимуществ, обосновывающая выго­дность международной торговли для всех экономических субъектов, в данный процесс вовлеченных. Тем не менее, теория абсо­лютных преимуществ не смогла дать четкий ответ на во­прос, будет ли выгодными торговые взаимоотношения двух стран, если одна является более развитой и может производить оба вида продукции с меньшими ценовыми издер­жками.

Следующим, весьма ярким представителем клас­сической политэкономии выступает Давид Рикардо, рассматривающий явление конкуренции как безусловно необходимый признак рыно­чного ценообразования.

В своем труде «Принципы политической экономии и налогообложения» [32] данный теоретик строит особую теоретическую мо­дель совершенной конкуренции. Центральное внимание он концен­трирует на том, как эта система будет функционировать в долгосрочной перспективе. Этот под­ход дает возможность уйти от деталей, связанных с монопольной властью, госуда­рственным регулированием, географическими особенностями рынка и т.д., не имеющие реша­ющего значения в долгосрочной перспективе. Для условий проявления конкуренции, рассматри­ваемых Давидом Рикардо, принци­пиальным является то, что цены формируются в резу­льтате конкурентной борьбы под воз­действием спроса и предложения. Следует подчеркнуть, что, им были обоснованы долгос­рочные варианты решения проб­лемы роста в условиях совершенной конку­ренции, а также были сформули­рованы теории ценности и распре­деления на основе предель­ной производительности [45,c.142].

В рам­ках структурной концепции конкуренции в современной экономической науке конкуренция подразделяется на сове­ршенную и несовершенную. Послед­няя, в свою очередь, включает три модели: моно­полия, олигополия, монополистическая конкуренция. Ана­лиз развития конкурентных отно­шений целесообразно вести в рамках синтеза поня­тий — монопо­лии и конкуренции. Если при их рассмотрении двигаться от обла­сти совершенной конкуренции к обла­сти абсолютной монополии, то обнаружи­вается, что увеличиваются трудности, связанные с вхождением в отра­сль, и количество предприятий будет сокра­щаться.