Файл: Сравнительный анализ современных теорий конкуренции.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и эволюция представлений о конкуренции
1.1 Понятие конкуренции и конкурентной теории
1.2 Историко-генетический подход в понимании конкуренции
Глава 2. Основные теории конкуренции и их сравнительный анализ
2.1 Развитие основных теорий конкуренции
Итак, в соответствии с историко-генетическим исследованием рыночной конкуренции, логика её общей экономической теории определяется последовательным рассмотрением трёх родов конкуренции. В каждом из них выясняются:
- основание как генетическая причина;
- условие осуществления в виде конкретной рыночной структуры, связанной прежде всего с количеством субъектов конкуренции;
- конкуренция как действие причины, процесс;
- результат конкурентного процесса и его явление;
- следствия данного рода рыночной конкуренции;
- взаимодействие трёх родов конкуренции и их видоизменение при монополизации рынков.
Данный подход должен быть реализован и в изучении конкуренции на рынке труда.
Глава 2. Основные теории конкуренции и их сравнительный анализ
2.1 Развитие основных теорий конкуренции
Современные глобализационные тенденции развития мировой экономики способствуют не только расширению интеграции транснациональных компаний, но и обострению конкуренции. Такое обострение делает конкурентоспособность экономических систем весьма значимым фактором, формирующим условия для экономического и социального развития.
Само понятие о конкуренции впервые было сложено в процессе формирования марксистской политической экономии, а затем усложнялось в процессе развития представлений о экономике [25,c.8]. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) А. Смит определяет конкуренцию как внутреннее свойство человека, присущее ему по натуре, которое естественным образом проявляется в поведении людей, стремящихся к соперничеству. Значительной заслугой А. Смита можно считать определенные им условия существования свободной конкуренции [38]:
- конкуренты на рынке должны действовать независимо друг от друга, а не в сговоре;
- количество конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;
- экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях;
- должна быть свобода от социальных ограничений, чтобы действовать в соответствии с этим знанием;
- необходимо достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев.
В XIX в. взгляды на теорию конкуренции получили дальнейшее развитие в трудах таких ученных, как: А. Курно, Ж. Дюпюи, Г. Госсена, Дж. Кэрнса, У. Джевонса, Ф. Эджуорта и др. В свою очередь, стоит сказать, что Дж. Кэрнс определял такое состояние свободной конкуренции, при котором товары могут быть обменены пропорционально затратам труда и капитала на их производство. У. Джевонсом была предложена модель конкурентного обмена, развитая затем Ф. Эджуорт, который предложил свое определение совершенной конкуренции, в основе которой лежит выполнение следующих необходимых условий [2,c.34]:
- наличие неограниченно большого количества участников с обеих сторон рынка;
- полная нейтрализация каких-либо помех проявлению корыстолюбивого поведения;
- полная делимость продаваемых участниками рынка товаров;
- отсутствие барьеров для входа и выхода с рынка;
- высокая мобильность факторов производства.
В соответствии с определением классической школы, конкуренция является соревнованием ради получения максимальной прибыли, борьбой за экономическое превосходство, борьбой между предпринимателями за максимально выгодные условия вложения капитала [38,c.122].
Следующим этапом развития теории конкуренции является сформулированные в XX в. рыночные законы в трудах Дж. Акерлофа, Дж. Коммонса, Дж. Б. Кларка, А. Маршалла, Р. Коуза, Дж. Робинсона, Э. Мейсона, О. Уильямсона, Дж. Стиглера, Э. Чемберлина, Г. Штакельберга и других видных ученных того времени.
Так, теория явления конкуренции А. Маршалла, была положена в основу экономического образования вплоть до 40-х гг. XX в. Данный ученый-экономист определил, что силы спроса и предложения должны действовать свободно, при полном отсутствии объединения торговцев на обеих сторонах, где каждый предприниматель выступает самостоятельно, в то же время широко развертывается свободная конкуренция, т. е. продавцы беспрепятственно конкурируют с продавцами, а покупатели беспрепятственно конкурируют с покупателями. При этом А. Маршалл подчеркивал, что, хотя каждый продавец и покупатель выступает сам за себя, осведомленность о деятельности других субъектах рынка обычно вполне достаточна. Он предложил трактовку терминов «свобода производства и предпринимательства» и «экономическая свобода». А. Маршалл считал, что возможность свободного выбора на рынке, в равной степени, может привести как к состязанию, так и к сотрудничеству предпринимателей или потребителей. К основным составляющим процесса совершенной конкуренции он относил число участников, структуру рынка, присутствие барьеров входа и выхода участников, продуктовую дифференциацию, дискриминацию цены, полную информированность участников рынка друг о друге. Им была определена необходимость учета пограничного состояния между монополией и конкуренцией, так как элемент монополии неминуемо должен иметься в любой конкурентной системе. В настоящее время это явление определяется как несовершенная конкуренция [11,c.320].
Следующим этапом развития теории конкуренции являются труды Дж. Робинсона «Теория несовершенной конкуренции» (1933 г.) и Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (1934 г.).
В заслугу Дж. Робинсона вменяется то, что ему принадлежит разработка параметров конкуренции. Если до него было принято считать, что конкуренция является преимущественно ценовая, то им выдвинуты и прочие параметры конкурентного поведения фирм - уровень качества продукции, величина транспортных расходов, особенности обслуживания клиентов, сроки кредита, роль рекламы, репутация фирмы и др.
Впервые был введен в экономическую науку термин «пространственная конкуренция» Г. Хотеллингом, который утверждал, что при состоянии монополистической конкуренции субъект рынка, находящийся в положении квазимонополиста, сам создает свое рыночное пространство, результатом чего является пространственная конкуренция.
В середине XX в. А. Пигу обратил свое внимание на то, что свободная рыночная система должна порождать конфликты не только между частными и общественными интересами, но и также внутри общественного интереса между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений.
Таким образом, можно с уверенностью отметить, что содержание понятия «конкуренция» со временем усложнялось в соответствии с содержанием объективной реальности.
В настоящее время был накоплен целый ряд определений понятия «конкуренции». В таблице 1 [19,c.105] представлены наиболее часто встречающиеся в экономике теоретические подходы к данному термину.
Таблица 1 - Теоретические подходы к термину конкуренция
В 70-х гг. прошлого века было положено начало активному развитию теории конкурентоспособности [48,c.60], которая за несколько десятков лет образовала целые школы, такие как[43]:
- британская школа - К. Фримэн (концепция техноэкономической парадигмы), Дж. Даннинг (эклектическая ОЛИ- парадигма);
- американская школа - М. Энрайт (концепция региональных кластеров), М. Портер (концепция национальных конкурентных преимуществ);
- советская школа территориально-производственных комплексов (ТПК), основой которой является идея концентрации производительных сил на определенной территории в целях оптимизации использования трудовых и природных ресурсов региона и комплексности развития производства в условиях существования рещима плановой экономики;
- скандинавская школа - Б. Йонсон и Б.О. Лундваль (концепция экономики обучения), Э. Райнерт («индекс качества» экономической деятельности), Б. Асхайм (концепция региона обучения);
Основой исследования теории конкурентоспособности является процесс определения и всестороннего развития самого понятия «конкурентоспособность». Бесспорно, однозначного определения конкурентоспособности, как и самой конкуренции, до настоящего времени не выявлено. Самым большим распространенным в научной экономической литературе является определение конкурентоспособности, данное ещё 30 лет назад, в 1987 г. в докладе президентской комиссии США по конкурентоспособности «Мировая конкуренция: новая реальность»: «Конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан» [51].
2.2 Сравнительный анализ подходов к теории конкуренции
В современной экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. Рыночная экономика, как система, сформировалась в результате образования общественных отношений, призванных регулировать конкурентное поведение экономических субъектов, обеспечивающих гарантии свободы экономической деятельности каждому из хозяйствующих субъектов. К числу существенных признаков рыночной системы следует отнести, прежде всего, конкуренцию и развивающиеся на ее основе конкурентные отношения. До тех пор, пока в экономической системе воспроизводятся условия конкуренции и соответствующие ей конкурентные отношения, рыночная система продолжает функционировать и динамично развиваться. С исчезновением конкурентных начал, перестает существовать и целостная рыночная экономика.
В научной литературе существует немало различных определений конкуренции, которые отражают отдельные признаки этой сложной категории.
Впервые наиболее целостные теоретические положения о природе движущих сил конкуренции были проявлены ещё в середине XVIII в. в классическом направлении экономической мысли.
Конкурентное понятие исследовалось в научных концепциях того времени как определенная сила, ограничивающая стихийную борьбу хозяйствующих индивидов, а также способствующая всесторонней активизации экономической жизни всего общества. Первые представители классической политической экономии, такие как Пьер Л. де Буагильбер и Уильям Петти с функционированием и развитием конкурентных отношений в экономике связывали, в первую очередь, реализацию принципа социальной справедливости, подразумевая под этим, что капиталистический строй является вечным и естественным.
Обобщенная А. Смитом теория классической конкуренции в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» [35], указывает на то, что конкуренция приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Конкуренция уравновешивает частные интересы и экономический эффект, что в контексте учений Адама Смита отождествляет конкуренцию с «невидимой рукой» рынка — самодействующим равновесным механизмом. Им был доказан, на примере ценовой конкуренции, ряд существенных положений, которые стали в последствии основными постулатами доктрины «максимального удовлетворения потребностей». Также, Адамом Смитом были заложены концептуальные положения теории международных конкурентных преимуществ, разработана теория абсолютных преимуществ, обосновывающая выгодность международной торговли для всех экономических субъектов, в данный процесс вовлеченных. Тем не менее, теория абсолютных преимуществ не смогла дать четкий ответ на вопрос, будет ли выгодными торговые взаимоотношения двух стран, если одна является более развитой и может производить оба вида продукции с меньшими ценовыми издержками.
Следующим, весьма ярким представителем классической политэкономии выступает Давид Рикардо, рассматривающий явление конкуренции как безусловно необходимый признак рыночного ценообразования.
В своем труде «Принципы политической экономии и налогообложения» [32] данный теоретик строит особую теоретическую модель совершенной конкуренции. Центральное внимание он концентрирует на том, как эта система будет функционировать в долгосрочной перспективе. Этот подход дает возможность уйти от деталей, связанных с монопольной властью, государственным регулированием, географическими особенностями рынка и т.д., не имеющие решающего значения в долгосрочной перспективе. Для условий проявления конкуренции, рассматриваемых Давидом Рикардо, принципиальным является то, что цены формируются в результате конкурентной борьбы под воздействием спроса и предложения. Следует подчеркнуть, что, им были обоснованы долгосрочные варианты решения проблемы роста в условиях совершенной конкуренции, а также были сформулированы теории ценности и распределения на основе предельной производительности [45,c.142].
В рамках структурной концепции конкуренции в современной экономической науке конкуренция подразделяется на совершенную и несовершенную. Последняя, в свою очередь, включает три модели: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Анализ развития конкурентных отношений целесообразно вести в рамках синтеза понятий — монополии и конкуренции. Если при их рассмотрении двигаться от области совершенной конкуренции к области абсолютной монополии, то обнаруживается, что увеличиваются трудности, связанные с вхождением в отрасль, и количество предприятий будет сокращаться.