Файл: Сравнительный анализ современных теорий конкуренции.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и эволюция представлений о конкуренции
1.1 Понятие конкуренции и конкурентной теории
1.2 Историко-генетический подход в понимании конкуренции
Глава 2. Основные теории конкуренции и их сравнительный анализ
2.1 Развитие основных теорий конкуренции
Введение
Актуальность темы настоящей курсовой работы вызвана тем, что центральным механизмом экономического роста рыночной экономики выступает явление конкуренции, что наглядно подтверждает динамика экономического развития мирового сообщества в каждой отрасли. Можно выделить тезис, что конкуренция является краеугольным камнем функционирования всех законов рыночного механизма.
Среди теоретиков экономики нет единого мнения о содержании самого понятия «конкуренция», что также подчеркивает важность и актуальность выбранной темы курсовой работы. Феномен конкуренции во всей экономической литературе интерпретируется как нечто однородное и выставляется в противоположность или монополии, или системе активного государственного регулирования. Такую концепцию не дополняет тот факт, что она может быть классифицирована на отдельные виды, методы, способы исследования. Таким образом, стоит констатировать, что теоретического обоснования родовой структуры конкуренции пока не дано.
Степень разработанности данной темы отражаются в работах В.А. Гордеева, Т.Н. Гоголевой, А. Маршалла, К. Маркса, Л. Мизеса, К. Менгера, А. Смита, Ю.Б. Рубина, А. Ю. Юданова, Ю.В. Таранухи и других отечественных и зарубежных ученых-экономистов
Цель курсовой работы проявляется в сравнительном изучении многообразий теорий конкуренции, их оснований и путей современного развития.
Для достижения этой цели необходимы постановка и решение следующих крупных задач:
- дать понятие конкуренции и конкурентной теории;
- определить историко-генетический подход в понимании конкуренции;
- рассмотреть развитие основных теорий конкуренции;
- провести сравнительный анализ подходов к теории конкуренции.
Объект исследования – экономическое явление конкуренции. Предмет данного исследования – многообразие теорий конкуренции.
Теоретическая основа курсовой работы заключается в использовании монографий, научных трудов, научных статей отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой теме.
В структуре данной работы можно выделить введение, две главы основного содержания, заключение и список литературы.
Глава 1. Понятие и эволюция представлений о конкуренции
1.1 Понятие конкуренции и конкурентной теории
Изучение основных теорий конкуренции стоит начать с тезиса о том, что само понятие «конкуренция» многозначно и не может быть сведено лишь к какому-либо упрощенному определению. Наиболее полному раскрытию сущности явления конкуренции может помочь рассмотрение развития и эволюции теоретических взглядов ученых-экономистов.
Впервые максимально целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы были сформулированы к середине XVIII в. Так, классическая политическая экономия определяет конкуренцию как нечто само собой существующее априори, пронизывающее все сферы деятельности экономических систем и ограничиваемое исключительно субъективными причинами [36,c.15].
Первым мыслителем, попытавшихся обозначить проблемы конкуренции, определить ее и наметить некоторые пути решения, являлся французской политэкономии П. Буагильбер, выставивший принцип «экономики невмешательства и свободной конкуренции». Теоретическое обоснование же данного лозунга принадлежит другому видному теоретику А. Смиту, который в основу своих взглядов на конкуренцию положил учение о «естественном» порядке, «экономического человека», стремящегося исключительно к собственной выгоде, представляющего собой персонифицированную идею конкуренции [30,c.65].
Таким образом, конкуренция явилась процессом реакции на новую силу, а также способом достижения нового равновесия, ядром которой является борьба конкурентов за относительные преимущества. [35].
Следовательно, конкуренция как явление - это борьба, соперничество. Но экономическая борьба не всегда тождественна конкуренции. Конкуренция, как некий способ борьбы, нуждается в собственном, особом, определении в отличие от борьбы в целом. [50,c.18]. Определение конкуренции как борьбы на рынке - это её непосредственный образ как явления, а не как экономической категории. Подобное не редкость. Так товар часто определяется не по сути, не как экономическое отношение, не как противоречие, а как продукт для обмена (т.е. обмен существует до товара), а рынок - как место его купли-продажи и т.п. [38,c.122]
Если допустить, что рыночная конкуренция – всё же является борьбой, то в ней должны выделяться противоположности. В зависимости от типа таких противоположностей возможны два вида борьбы [17,c.80]. Первый тип отношения противоположностей - это их единство, они есть «свое иное», т.е. противоположные стороны целого. Тогда существует не только борьба противоположностей, но и взаимообогащение сторон целого, рождение новых противоположностей и их единства, ведущих к развитию целого. Другой тип противоположения таков, что у них нет единства. Тогда их борьба будет отношением уничтожения одной из сторон [39,c.14].
Наряду с конкуренцией как борьбой в литературе повсеместно встречается «конкурентная борьба» и если в бытовом сознании это допустимо, то в науке «конкурентная борьба» - это тавтология: «борьбовая борьба». Аналогичная тавтология есть у И. Кирцнера, когда он говорит о «сопернической конкуренции» [16,c.198], поскольку получается «соперническое соперничество».
Вместе с тем, объект конкуренции может определяться как «соперничество за выгодные условия производства» [39,c.16]. Что резко изменяет трактовку конкуренции, а также ее объекта, когда ее определяют как «способ достижения равновесия ... равновесие достигаемое конкуренцией» [4,c.125].
Также может существовать и нерыночная конкуренция - в среде спорта, на политическом рынке, «даже в семейном общении». В сфере науки конкурируют разные взгляды, теории, направления, школы. Поэтому конкуренция существует и как абстрактно общее понятие. И на этом основании, как иногда полагают, «термин «конкуренция» будет использован в гораздо более широком смысле, включающем все формы состязательного взаимодействия между организациями и отдельными людьми». Но в данном экономико-теоретическом исследовании его объект - это реальные процессы трёх конкретных родов рыночной конкуренции, а предмет исследования - отражение в понятиях экономических отношений в этих родах конкуренции на их сущностном уровне [49,c.27].
Предмет исследования может проявиться не только «положительным» его определением, но и установлением факторов, обстоятельств, областей знания, анализ которых к нему напрямую не относится. На процессы каждого вида конкуренции оказывают воздействие различные внешние для нее факторы: институты, конкурентная политика, внешние эффекты, производство и потребление общественных благ, информация разного рода. Исследование воздействия таких факторов может лежать за пределами предмета теории рыночной конкуренции. Так, к примеру, развитие институтов, защита прав собственности, существование традиций, изменение политических структур, абсолютно точно, влияет на конкурентный процесс и поведение его субъектов [28,c.17]. Тем не менее если взять за основу то, что сами институты общества определяются его экономической системой, то в результате обратной связи «поведение может существенно корректироваться институтами».
Теория конкуренции в отличие от институционального её объяснения имеет другое онтологическое основание, другой объект и предмет. У первой - это объективные общественно-экономические отношения, у второго - волевые отношения [14,c.11]. И хотя, стоит признать, что институты создают рамки нормального осуществления объективно-необходимых отношений рыночной конкуренции, - обеспечивают их «поддержание» сферой права, политики и традиций, тем не менее, выяснение собственной онтологии рыночной конкуренции, необходимо и возможно в абстракции от ее институтов. [27,c.120].
В предмете исследования родов рыночной конкуренции необходимо уточнить влияет ли экономическое пространство и время на их процессы. «Теория общего экономического равновесия Л. Вальраса исключила пространство и время из своей центральной концепции равновесия. С пространственной точки зрения каждый рынок в ней сведен к точке, определяемой взаимодействием спроса и предложения ... Более того, все рынки находятся в одной и той же точке ... Временное измерение в этой теории также равно нулю: «очищение рынка» - мгновенный процесс» [12,c.145].
1.2 Историко-генетический подход в понимании конкуренции
Логика исследования рыночной конкуренции должна отразить её историю, т.е. возникновение, становление, развитое состояние и отрицание, что соответствует принципу единства исторического и логического, когда история берётся в своей необходимости, как воспроизводящаяся в своём развитом состоянии. Иное даёт «обзор явлений, но не генетическое исследование» [6,c.99]. Это имеет и практическое значение, ибо позволяет ответить на актуальный вопрос: можно ли возродить (или сохранить) рыночную конкуренцию? И если можно, то как?
О возникновении рыночной конкуренции можно сказать тавтологично: она возникла, когда возник рынок. По существу это означает, что ни простая (случайная), ни развернутая форма стоимости товара не образуют рынка и конкуренции на нем. Если бы в обмен на одинаковый товар вступили два покупателя с двумя продавцами, то была бы, как сейчас говорят, дуополия, а не рынок свободной конкуренции. Даже само понятие «продавец», «покупатель» предполагает всеобщую форму стоимости, наличие товара - эквивалента. С этой формы при наличии на таком рынке не двух - трёх продавцов (что было бы «олигополией), а хотя бы десятка - другого, возникает их внутрирыночная конкуренция.
Далее, по мере развития разделения труда, происходит тысячелетнее становление рыночной конкуренции с её феодальными ограничениями. Становится не только внутрирыночная, но и межрыночная конкуренция, которая связана с перемещением ресурсов товаропроизводителей в наиболее «выгодные занятия», определяемые превышением объёмов спроса над предложением. Зрелая, развитая рыночная конкуренция существует со времени формирования рынка труда, причём не только в локальном, но и национальном его масштабе. И с того времени, когда появляется отношение «наемный труд и капитал», развивается третий род рыночной конкуренции - межотраслевая, связанная с перемещением не просто ресурсов товаропроизводителей, но именно переливом капиталов, вызванных не нарушением равновесия спроса и предложения, а разным строением и оборотом капиталов и необходимостью обеспечить «на равный капитал равную прибыль» [13,c.11].
Объектом и началом теории рыночной конкуренции должна быть её зрелая, развитая форма, т.е. всеобщая и свободная на товарных рынках и рынке труда. Основанием такого подхода можно считать положение о том, что «вещи еще нет, когда она начинается» [7,c.153]. Только в зрелой рыночной конкуренции можно обнаружить её основание и механизм (процесс) осуществления.
Историко-генетическое состояние познаваемого объекта может быть разным. Его развитое состояние можно назвать совершенным, а на этапе своего становления оно ещё несовершенно. Таким образом, в антагонистичность принятому сегодня названию «несовершенная конкуренция», которая фактически деформирована и ограниченна монополией разной степени, можно предположить, что является правомерным использование формулировку «несовершенная конкуренция» применительно и к эволюции свободной рыночной конкуренции.
Первый шаг на пути к совершенству рыночная конкуренция совершила с обращением рабочей силы в товар, упразднением предпринимательских феодальных ограничений. Следующим шагом является переход к организованному рынку в форме его институтов - бирж и банков с полной информацией. Информационная составляющая совершенства свободной конкуренции со временим дополнилась технически развитой рекламной деятельностью. Заключительным третьим шагом к совершенству явилось развитие электронных средств коммуникации, рынков и платежей. К примеру, информация о ценах предложения отдельных продавцов становится моментально доступной для всех участников рынка. [18,c.73].
Следуя историко-генетическому методу можно представить становление, развитие и отрицание рыночной конкуренции в виде схемы (рис. 1) [29,c.49].
Только теоретически зная, что есть рыночная конкуренция, соответствующая своему понятию, зная, что совершенство есть зрелость, развитость, можно понять современное, «перезрелое» её состояние, определяемое в литературе как «несовершенная конкуренция», соединяющая элементы конкуренции и монополии. Иначе не понять, как конкуренция эволюционирует от несовершенства как становления к несовершенству как отрицанию.
Рисунок 1 - Ступени развития рыночной конкуренции
Но если начать исследование рыночной конкуренции непосредственно с «несовершенной конкуренции», фактически отрицающей конкуренцию, когда её нормальное, зрелое состояние теоретически не определено, то не может быть дан ответ на вопрос: в чем её «несовершенство»? Поэтому «точкой отсчёта при классификации рыночных структур служит рынок свободной или совершенной конкуренции ... хотя признакам свободной конкуренции не удовлетворяет практически ни один реально существующий рынок, тем не менее, классифицировать рынки можно по степени их соответствия или несоответствия конкурентному рынку» [1,c.140].