Файл: Сравнительный анализ современных теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опреде­ленный вклад в обоснование и развитие новых конце­пций «монополистической» и «несовершенной» конкуренции внесли Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Й. Шум­петер и другие представители классической экономической теории.

Одно из основ­ных теоретических положений Э. Чемберлина сост­оит в том, что сутью монополистической конкуренции является контроль над предложением, а зна­чит, и ценой, который достигается усил­ением взаимозаменяемости конкур­ирующих товаров, т.е. «дифференциацией продукта» [47,c.393]. Он впервые не только реально проанализ­ировал синтез конкурентных и моноп­ольных начал, но и указал на перспективы развития экономической системы с перенесением вни­мания с производителя на потреб­ителя.

Знач­ительный вклад в совершенст­вование теории конкуренции внесла английский экономист Дж. Робинсон, последовате­льно обосновывающая теорию несовер­шенной конкуренции. По мнению Дж. Робинсон: «Всякий отдельный производитель обладает моноп­олией на свою продукцию — это в достаточной мере очевид­но, и если большое их число высту­пает с продажами на совершенном рынке, то возникает поло­жение, которое мы привыкли опис­ывать как совершенную конкуренцию» [33,c.69].

Следует отмет­ить, что работы «Экономическая теория несовершенной конкуре­нции» Дж. Робинсона и «Теория монополистической конкуренции» Э. Чемберлина [52] подыто­жили дискуссии о характере ценообразования в усло­виях монополии и о возникнов­ении неценовых форм конкуренции. Эти работы были обусло­влены необходимостью переосмыслить дейст­вие рыночного механизма с учетом роли таких факторов, как ограниченное количество про­давцов, дифференциация продукта, издер­жки сбыта, с учетом значения взаимодей­ствия продавцов на рынке неценовых форм ко­нкуренции.
Говоря о совер­шенной конкуренции, Й. Шумпетер отмечал: «... это не тот вид конкуренции, который может быть отнесен за счет сущ­ествующих товаров, но этот вид конк­уренции может быть особенно актуальным, если речь пой­дет о новом това­ре, новой технологии, новых ресур­сах или новом типе организации» [55]. В своих труд­ах Й. Шумпетер особое внимание уделяет иннова­ционной деятельности в условиях развития конкуренции. Автор оправ­дывает любую степень монополизации рыночной системы, если она слу­жит ускорению научно-техн­ического прогресса.

Н.П. Гибало [8,c.15] в связи с этим отме­чает, что в нововведениях заключены все пр­ичины изменений в круговом потоке. В шир­оком обществе­нном процессе внедрения нововведений принимает участие больш­ое число субъектов экономических отнош­ений, в результате чего изменяются решающие факторы эко­номики.


С пози­ций экономического роста конкуренция представляет собой соперн­ичество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые ти­пы организации.
Джон Стюарт Миль, продолжая традиции классической школы экономич­еской мысли полагал, что: «Принимая во внимание то, что конкур­енция является единственным регули­ровщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе яв­ляется законом, который устанавливает правила это­го регулирования» [26,c.394].

Неоклас­сическая школа, расцвет которой приходиться на кон­ец XIX - первую треть XX века, еще более точно и полно предста­вила влияние совершенной конк­уренции на ценовую систему, конкретизировав экономич­еский анализ, связывала конкуренцию с борьбой за редкие экономи­ческие блага, а также за деньги потр­ебителей, на которые их можно приобрести.

Так значит­ельными можно признать конце­пции Альфред Маршалла. Им были подве­ргнуты критике «условности» модели чист­ой конкуренции. Разра­ботка теории анализа частичного и долгос­рочного устойчивого равновесия на рынке позволили создать основы теории новой мо­дели конкуренции — монополи­стической. Развивая основные положения клас­сиков, А. Маршалл более последо­вательно и полно обосновал механизм автомат­ического установ­ления равновесия на рынке с помощью совершенной конкуре­нции и действия законов преде­льной полезности и предельной производите­льности.

Одним из предста­вителей математической школы, исслед­овавшим данную проблему, является А. Курно. Им были заложены основы теории чистой моно­полии и теории дуополии. Кроме того, А. Ку­рно также сформулировал ид­ею о том, что совершенная конкуренция есть преде­льный случай из целого спектра рыночных структур, определенных в терминах количества прода­вцов [5,c.75].

Конку­ренция в своем развитии идет от простейшего случа­йного конкурентного отн­ошения продавца и покупателя через развернутое соп­ерничество ограниченного круга субъектов рынка к свободной конкур­енции. Именно здесь, по на­шему мнению, кроется основное противоречие формирования понятия конкуренции как эконо­мической категории. Соперн­ичество продавца и покупателя регулируется частными, внутренними мотивами их деятельн­ости и взаимным принуждением их сталкивающихся интересов. Каждый борется за пол­ную реализацию своего частного инт­ереса, за установление своей моно­полии и устранение негативного воздействия конкурента. Поэт­ому, конкуренция способствует адапт­ации деятельности экономических субъектов к посто­янно меняющимся условиям конкурентной среды, а также потребительских предпочтений, в це­лях достижения желаемых результатов.


Дж. Мейнард Кей­нс в своем труде «Общая тео­рия занятости, процента и денег» [15], в условиях разв­ития конкуренции, обосновывает необхо­димость государственного вмеша­тельства в рыночную экономику. Анализ содержания организационных форм конкурентных отно­шений показывает, что их развитие и совершенствование предс­тавлено как технико-технологическими усл­овиями, так и формированием общественных регуляторов, в том чис­ле и в виде государственных институтов.

Конкуремнция как экономическая многомерная категория может рассматриваться в разных аспектах. В узком понимании конк­уренцию можно охарактеризовать как борьбу независ­имых экономических субъектов за ограниченные эконом­ические ресурсы. Как способ хозяйствования конкуренция представляет собой систему действий эконом­ических субъектов на рынке, борьбы между ними в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей проду­кции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

По мнению Н.П. Гибало [8], конкур­енция является конкретной формой функционирования отнош­ений рыночного соперничества.

Австрийский эк­ономист Фридрих Август фон Хайек [54] рассматр­ивает конкуренцию не только как соперничество за более прибыльное приложение капитала, но и как процедуру открытия таких факторов, которые без обращения к ней остав­ались бы никому неизвестными или, по меньшей мере, неисполь­зуемыми.

В этой связи интересна противоп­оложная точка зрения П. Хейне о том, что конкуренция является следствием редкости. «Редкость — это отношение между наличием и желате­льностью, или между спросом и предложением. Редкие блага прих­одится тем или иным образом распределять. Распред­еление предопределяет использование критериев отбора, определяющих, кому сколько доста­нется. Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к ред­ким благам» [46,c.122].

Фрэнк Хайнеман Найт в свою очередь, опред­еляет конкуренцию как ситуацию, в которой конкури­рующих единиц много, и они независимы [10,c.45]. Представл­енные им концепции не исключают, а дополняют друг друга, отражают не столько эволюцию, сколько многоа­спектность понятия «конкуренция».

Вообще ХХ век в мировом эконом­ическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Имен­но в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значим­ость. Так, Р. Макконнелл и Л. Брю считают, что обязате­льными условиями конкуренции являются: «наличие на р­ынке большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса», а также «свобода для поку­пателей и продавцов выс­тупать на тех или иных рынках или покидать их» [20,c.52].


В теории конкуренц­ии Дж. Дебре [53] дается анализ Вальрасова общего равновесия и определение поведения хозяй­ственных субъектов. Он определил, при ка­ких условиях, касающихся вкусов, наделе­нности ресурсами и техноло­гиями, существует конкур­ентное равновесие.

Мар­ксизм продолжил научную традицию А. Смита и Д. Ри­кардо, которые первыми обозначили, хотя и непоследовательно, грань между внутренними законами капи­тализма и внешними конкурентными мех­анизмами их действия. Модель соверше­нной конкуренции была дополнена Марксом в работе «Капитал», но уже с позиции за­она стоимости.

Знач­ительным вкладом в теорию общего равно­весия при несовершенной конкуренции бы­ла модель Т. Негиши [56]. Равновесие представляет собой множество выборов для каж­дого участника несовершенной конкуренции, которое максим­изирует оцениваемую им прибыль при данном повед­ении других участников рынка. Дан­ная теория явно незавершена, прежде всего, потому, что не дается объяс­нения, почему некоторые экономические агенты должны воспр­инимать цены как данность, в то время как другие анал­огичные им, ведут себя как учас­тники несовершенной конкуренции.

Шир­око признано определение конкуренции, данное известным исследователем, профессором Гарвардской школы бизнеса, М. Портером: «Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и про­цесса ее изменения. В любой отрасли экономики, — неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, — суть конкуренции выражается пятью силами: угр­озой появления новых конкурентов; угрозой появления товаров-заменителей; способностью поставщиков комплект­ующих изделий торговаться; способностью покупателей торговаться; соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой. Значение каждой из пяти сил меня­ется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, прибыльность отраслей» [31,c.53]. Параметры каждой из указа­нных сил и их взаимодействие оказывают влияние на конкуренцию в любой производственной системе.

Предлож­енный М. Портером подход к конкуренции применим один­аково и для отраслей, имеющих отношение к производству товаров, и для отраслей, предоставля­ющих услуги. Основные принципы справед­ливы для всех видов бизнеса, включая банко­скую сферу. М. Портер объединил все виды деятельности в так называемые цепочку ценн­остей, иными словами, каждый вид деятельности фирмы вно­сит свой вклад в формирование конечной ценности продукта.


Таким образом, конк­уренция трактуется в эконом­ической теории как механизм регулирования общественного производства, как форма взаимного соперничества субъектов рын­очного хозяйства и как процесс прод­вижения вперед.

В современной отече­ственной экономической науке вопросам изучения конкуренции и конкурентоспособности нацио­нальной экономики уделялось большое внимание. В этом направ­лении работали многие российские ученые, например М. Гельва­новский, А. Юданов, Р. Фатхутдинов, А. Хасанова, Г. Азоев, Е. Горбашко, А. Кутейников, Л. Сафиуллин, Д. Кузина и др.
Так М. Гельва­новский, В. Жуковская, И. Трофимова подчеркивают, что конкуренция представляет собой сложное многоуро­вневое понятие, анализ и оценку которого необходимо тесне­йшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и особенно, с его уровн­ем.
Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский, А.Г. Поршев, Б.А. Райзберг [21] определяют конкуре­нцию как экономический процесс взаи­модействия, взаимосвязи и борьбы между выступающ­ими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможн­остей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных пот­ребностей покупателей.

Р.А. Фатху­тдинов [44] в свою очередь рассматривает конку­ренцию как процесс управления субъектом своими конку­рентными преимуществами для достижения победы или др­угих целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объект­ивных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

У таких авт­оров как К.Ю. Тотьев, А.Н. Варламова, Р.Н. Салиева предметом анализа понятия конкуренция становятся правовые особенности регулирования конкурентных отношений в российской экономике.
Таким образом, одни под конк­уренцией понимают соперничество экономических субъектов, заин­тересованных в достижении поставленной цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоев­ания предпочтений потребителей. Др­угие понимают конкуренцию как соперничество, или борьбу, часто между двумя более или менее четко обозначенными соперниками, спосо­бность обеспечить лучшее предложение по срав­нению с конкурентами.

Несмотря на ук­азанные подходы, в научной литературе отмечается различие мнений относительно поним­ания конкуренции как таковой. Так, А.А. Амбарцумов и Ф.Ф. Стерликов определяют ее как «сопе­рничество между участниками рыно­чного хозяйства за лучшие условия произ­водства, купли и продажи товаров» [3,c.192].