Файл: Сравнительный анализ современных теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И.А. Спиридонов опре­деляет конкуренцию как «экономи­ческий процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовл­етворения разнообразных потребностей покупателей и получение наибольшей прибыли» [37,c.15].

В определении Хасан­овой А.Ш. конкуренция как экономическая категория, выражает отношения между субъектами рын­очной системы по поводу экономического соперн­ичества за получение дополнительного дохода. В данном определении подчеркнута сущностная черта конкуренции, а име­нно, что она представляет собой эконо­мическое соперничество.

Определения конку­ренции, данные разными авто­рами, как правило, не противоречат, а скорее допо­лняют друг друга. В то же время каждое из них, взятое в отдельности, невозможно признать доста­точным. Это выражается в том, что многими экон­омистами упускается из виду общетеоретический аспект проблемы — суть присущих ей эконом­ических отношений. В связи с этим конкуренцию целесообразно рассматривать с позиций следующих определ­яющих ее признаков: она является систем­ообразующей составляющей рыночных отно­шений, определяя всю совок­упность присущих им элементов (издержки произв­одства, формирование цены, адапти­вность предприятий и организаций к требо­ваниям рынка, удовлетворение в това­рах и услугах и пр.); служит фундам­ентом рыночных методов веде­ния хозяйства, основой формирования и прояв­ления конкурентоспособности продукции; про­являет себя в системе воспроизводства технич­еских и экономических параметров продукции на всех стадиях ее проекти­рования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуж­ивания, потребления.

Таким обра­зом, под конкуренцией понимается экономический процесс соперничества экономических субъ­ектов за более выгодные условия сущест­вования на рынке.

Осуществленный нами анал­из позволяет утверждать, что конкуренция является определяющим факто­ром упорядочения цен, стимулом для активизации инновац­ионных процессов. Она способствует вытеснению из производства неэффек­тивных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат про­изводителей по отношению к потребителю. При дан­ном подходе понятие конкуренция рассматривается в первую очередь как динам­ический процесс. Она проявляется в совершенствовании продуктов и технологий, формирован­ии новых рынков, новых источников сырья или но­вых типов организации, что, как правило, требует инве­стиций. В свою очередь, стимулом для осуществления инвестиций выс­тупает возможность получения поло­жительной экономической прибыли до тех пор, пока ценовая конкуренция не приведет к снижению цены до уро­вня долгосрочного равновесия.


Заключение

Отталкиваясь от общепринятого определения понятия конкуренции, как экономической борьбы, были выделены два её рода, существенно различающихся друг от друга. В первую очередь, это борьба противоположностей в их единстве, ведущая к взаимообогащению, развитию её составных. Другое понятие - это взаимоотрицание её составляющих без их единства, что означает борьбу как «взаимовыталкивание», взаимоуничтожение сторон - рыночной конкуренции.

Объектом же теории рыночной конкуренции являются реальные экономические процессы всех трёх её видов: внутрирыночной, межрыночной и межотраслевой. Знание объекта и предмета общей экономической теории конкуренции дает возможность рассматривать эволюцию её исследований, что позволяет определить знание самой рыночной конкуренции и определяет связь между трактовкой предмета, дащейся различными теоретиками экономической науки и вытекающим отсюда пониманием эволюции становления теории рыночной конкуренции.

Однозначное, качественное, сущностное определение конкуренции является предпосылкой установления её количественных параметров. С другой же стороны, варьирование количества участников конкуренции изменяет её вплоть до той меры, где вместо «множества» остаётся «несколько», что означает смену её качества - изменение конкуренции на монополию.

Рассмотренный в работе историко-генетический подход к исследованию феномена рыночной конкуренции даёт возможность понять, что в её теории:

  1. конкуренция целостна, она рассматривается не столько в стадиях возникновения и становления, а больше как развитая, что рассчитывает не только множество её субъектов, но и существование установившегося рынка труда;
  2. конкуренция определяет изменение отраслей. Это выражается в том, что отрасль выпускает не один вид товара, как несколько веков назад, а большое число видов товаров и, в настоящее время, конкурентные процессы идут внутри рынка каждого вида товара. Это означает, что сегодня вместо «внутриотраслевой» можно видеть внутрирыночную конкуренцию;
  3. исходная точка изучения внутрирыночной конкуренции состоит в её свободном состоянии и процессе развития, что дает возможность перейти к «несовершенной», несвободной, ограниченной конкуренции, отрицаемой монополией.

По итогам данной работы, можно сделать определенный вывод о том, что классическая политическая экономия определяет:


  • параметры существования конкуренции и её последствия;
  • влияние спроса и предложения на изменение рыночной цены от «естественной», выявляемой конкуренцией, показывает движение товаропроизводителей из его «невыгодных» рынков в «выгодные», т.е. межрыночную конкуренцию;
  • указывает движение отраслевых капиталов, приводящее к установлению равной нормы прибыли на капитал, но не объясняет его причину и не отличает это движение от переизбытка капитала при волатильности рыночной цены относительно «естественной».

Таким образом, подробно рассматривая эволюцию научных взглядов на явление конкуренции в экономике, можно сделать ряд заключительных выводов.

К. Маркс, при разработке основных постулатов политэкономики, определил, что основанием рыночной конкуренции являются законы, имманентные капиталистическому производству. По мнению Маркса конкуренция является исполнителем этих законов, разделенная на внутриотраслевую и межотраслевую. Конкуренция, по его мнению, отмечает движение капиталов на более прибыльные рынки, что можно отнести и к межрыночной и к межотраслевой тоже. На рынке труда, согластно марксистской политической экономики, обнаруживается конкуренция капиталов, что увеличивает заработную плату, и конкуренцию продавцов рабочей силы, что снижает уровень заработной платы.

Неоклассические экономические теории объясняют, что рыночные цены товаров данного рода определяются их полезностью и редкостью (Л. Вальрас) или издержками, ценностью и спросом-предложением (А. Маршалл). В австрийской школе не рассматривается рыночная конкуренция на общественно-экономическим уровне, сама конкуренция обосновывается постоянными субъективно-психологическими побуждениями и оценками индивидов, а цены на товары, согласно данной теории, устанавливаются на основе соотношения спроса и предложения. Также стоит отметить, что вместо изучения функционирования рыночной конкуренции её определяют как процедуру открытия знаний о новых способах производства и продажи товаров, или о выгодных сферах вложения капитала.

В настоящее время, западная экономическая мысль не продвинулась вперед ни в определении конкуренции на рынке отдельного рода товара, ни в развитии теории общего рыночного равновесия. Исследование рыночной конкуренции у современных отечественных экономистов и, прежде всего, у А.Ю. Юданова, на уровне её экономико- теоретического содержания, содержит указания на её обусловленность индивидуализмом частных лиц. Это отмечает и Ю.Б. Рубин, говоря об объективных противоречиях их экономических интересов. Он обосновывает различие четырёх видов конкуренции - от продуктовой до межотраслевой, но в ином смысле, чем принято в существующей экономической науке.


Таким образом, в работе была всесторонне рассмотрена эволюция понятий о конкуренции, изучены основные экономические теории, описывающие конкуренцию на рынке, как явление. В ходе этого, необходимо отметить разносторонность интерпретаций и подходов в определении данного феномена у различных ученых и невыработанность единого мнения о причинах и механизмах конкуренции.

Список литературы

  1. Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России//Вопросы экономики. 1997. №6. С. 140.
  2. Алиев З. Т. Конкурентоспособность как объект научного анализа: теоретико-методологические аспек-ты // Вестник университета. Государственное и муни-ципальное управление. М., 2008. № 2(10).
  3. Амбарцумов А., Стерликов Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. — М.: Социально-политический журнал. -1996. — С. 192.
  4. Батищева С.Э., Каданэр Э. Д., Симонов П. М. Математические модели микроэкономики / Перм. гос. техн. ун-т., Пермь: Изд-во Пермск. гос. техн. ун-та, 2006. С. 125.
  5. Буцкая Н. Г. Теории конкуренции: сравнительный анализ // Научно-практический журнал Экономика и управление: проблемы, решения. — 2013. — № 11. — С. 71–86
  6. Веблен, Т. Почему экономика не является эволюционной наукой/ Т. Веблен// Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2006. —4 т. — №2. — С. 99–111.
  7. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.: Государственное изд-во, 1929. Т.1: Энциклопедия философских наук. 4.1: Логика. С. 153.
  8. Гибало Н.П. Конкуренция как перманентная движущая сила рыночной экономики // Вестн. Костромского госуд. педагогического ун-та. — 1999. — № 4. — С. 15.
  9. Гибало Н.П. Экономическая мысль в ретроспективе. В 3-х т. Т.1. — Тамбов, М., СПб., Баку, Вена: Нобелистика, 2004. — С. 149.
  10. Градова А.П. Экономическая стратегия фирмы. — СПб.: Специальная литература., 1995. — С.45.
  11. Гуляев Г. Ю. Эволюция теории конкуренции // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28 С.317-321.
  12. Диденко О.В. Проблема пространственного содержания экономических теорий // Балтийский экономический журнал. 2009. №2. С. 145-146.
  13. Ильенков, Э.В. Что такое личность/ Э.В. Ильенков// Российский экономический журнал. — 2004. — №11–12.
  14. К современной трактовке предмета и метода экономической науки: материалы теоретикометодологического семинара, организованного редакцией журнала «Проблемы современной экономики» // Проблемы современной экономики. 2004. №4(12). С.11.
  15. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: «ЭКСМО», 2007.
  16. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство: пер. с англ. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С.198.
  17. Круглов В.В. Конкуренция. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2004. 80с.
  18. Кузнецов А. Электронные рынки и конкуренция // Вопросы экономики. 2004. №2. С.73
  19. Лоскутова М. В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №9 С.101-106
  20. Макконнел К.Р., Брю Л.С. Экономикс: Принципы, проблема и политика. В 2-х т.; Пер. с англ. Т1. — М.: Республика. — 1993.-С.52.
  21. Маркетинг / Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский, А.Г. Поршев, Б.А. Райзберг. — М.: ОАО «НПО “Экономика”», 2000.
  22. Маркетинг: словарь / Азоев Г. Л. [и др.]. М., 2000
  23. Маршалл А. Принципы экономической науки: пер. с англ. М., 1993. Т. 1.
  24. Международный маркетинг: учеб. пособие / Н. И. Перцовский, И. А. Спиридонов, С. В. Барсукова; под ред. Н. И. Перцовского. М., 2001.
  25. Микрюкова Д. А. Этапы развития неокласси-ческой теории конкуренции // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2007. № 6. С. 3-10.
  26. Милль Дж. Основы политической экономии. Т.1. — М.: Прогресс. — 1980. — С.394.
  27. Московский, А. Институциализм: теория, основа принятия решений, метод критики/ А. Московский // Вопросы экономики. —2009. —№3.— С. 110-124.
  28. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М: Фонд экономической книги «Начала», 1997. С. 17
  29. Петрищев М.В. Конкуренция: экономико-теоретическое исследование; монография. Тверь: РИУ Тверского гос. ун-та, 2011. С. 48 – 52.
  30. Пороховский А. Политическая экономия - основа и стержень экономической теории // Экономист. 2012. №1. С.65.
  31. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения. — 1993. — С. 52–53
  32. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогообложения. — М., 1935.
  33. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. — М.: Прогресс. — 1986. — C.65–84.
  34. Рыночная экономика: словарь / под общ. ред. Г. Я. Кипермана. М., 1993
  35. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. — М.: Наука, 1993.
  36. Соседов Г. А. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание категорий в условиях смешанной экономики // Вестник ТГУ. 2010. №2 С.15-22.
  37. Спиридонов И. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. — М.: ИНФРА-М., 1998. — С.15.
  38. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли: теория фирмы. Т. 2 / под ред. В. М. Гальперина. СПб., 1999. С. 122.
  39. Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах). М.: Изд-во «Дело и сервис», 2008. С. 13-16.
  40. Тарануха Ю.В. Экономическая природа и сущность конкуренции // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. №1(81). С. 16
  41. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: учебник. М., 2001.
  42. Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992-2015. М., 2015.
  43. Фатхутдинов Р. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России // Общество и экономика. 2003. № 1. С. 32-33.
  44. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М., 2000.
  45. Хазиахметов Б. З. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике // Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
  46. Хейне П. Экономический образ мышления. — М., 1992. — С. 122.
  47. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: реориентация теории стоимости. — М.: Экономика. — 1996. — С. 393.
  48. Швандар К. В. Международная конкурентоспособность: трансформация понятия, критерии оценки, практические результаты // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2008. № 2. С. 58-72.
  49. Шмелев А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции. М.: ИЧП «Изд-во «Магистр», 1997. С.27.
  50. Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. С. 18.
  51. America's competitive crisis: confronting the new reality Council of competitiveness. Washington, 1987. P. 3.
  52. Chamberlin E. The Theory of Monopolistic Competition. Cambridge (Mass.). — 1993.
  53. Debreu G. The Theory of Value. — New York.: John Wiley and Sons, 1959.
  54. Hayek F.A. New Studies in Philosophy, Politics, Economics and the History of Ideas. L. — 1978. — P.180.
  55. Joseph A. Schumpeter. Capitalism, Socialism, and Democracy. — New York: Harper & Row, 1962.
  56. Negishi T. Monopolistic competition and general equilibrium // Review of Economic Studies 28, 1961. р.196–201