Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг (Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные понятия и источники правового регулирования качества продукции, работ и услуг
1.1 Понятие «качество» в законодательстве и теории
1.2 Источники регулирования качества продукции, работ, услуг
Глава 2. Ответственность за нарушение требований к качеству продукции, работ и услуг
2.1 Административная ответственность за нарушение требований к качеству продукции, работ и услуг
2.2 Уголовная ответственность за нарушение качества продукции, работ и услуг
Характеристику административной ответственности в сфере розничной торговли можно рассмотреть на примере одной из приведенных норм. Общей нормой по отношению к другим статьям является ст. 14.5 КоАП РФ, по которой квалифицируются действия в том случае, если правонарушение не предусмотрено иными статьями административного законодательства.
Санкция приведенной статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на виновное лицо. Для граждан размер штрафа составляет от 300 рублей до 1500 рублей, для юридических лиц размер штрафа составляет от 10000 до 30000 рублей. При этом, если лицом совершено несколько правонарушений, квалификация правонарушения осуществляется не по совокупности, а как ряд правонарушений, которые совершены одним лицо в определенный период времени.
Одним из оснований применения административной ответственности к предпринимателю может являться нарушение законодательства о лицензировании[25]. Действие лицензии может быть приостановлено лицензирующим органом в случае выявленных неоднократных нарушений или одного грубого нарушения лицензионных условий и требований. Срок приостановления действия лицензии может быть до полугода, в течение указанного периода лицензиат должен устранить выявленные недостатки. Лицензирующие органы могут обратиться в суд с иском об аннулировании лицензии, выданной на осуществление определенной деятельности. Такое право появляется у лицензирующего органа, если лицензиат в течение предоставленного ему срока не устранил недостатки и замечания.
В судебной практике имеется достаточно много примеров такого аннулирования лицензий. Например, Министерство здравоохранения Ульяновской области обратилось в суд с иском аннулировать лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную ООО «Эльмада». Причинами такого решения истец обозначил нарушение лицензионных требований, которые были выявлены в ходе проверки, среди которых можно назвать: отсутствие штатного расписания Общества, не организован контроль за безопасностью и качеством осуществляемой медицинской деятельности и деятельности; не заключается договор на оказание платных медицинских услуг, хотя последние потребителю предоставляются, не выделена карантинная зона, нет данных о проведении метрологического контроля оборудования и др.
Все нарушения, которые были выявлены в ходе проверки, перечислены в акте. Лицензиату был предоставлен срок для устранения выявленных недостатков, но ответчик не устранил их. Суд удовлетворил требования истца и аннулировал лицензию, выданную ООО «Эльмада»[26].
Оказание медицинских услуг без лицензии влечет административную ответственность по п. 1 ст. 6.2. или по п. 2 ст. 14.1 Коап РФ[27]. Различия в применении данных норм зависят непосредственно от характера и вида деятельности. Если речь идет о медицинской практике, то ответственность возникает по п. 1 ст. 6.2 КоАП РФ, в других случаях – по второй статье. Так, например, Сунн Ц. был подвергнут административному штрафу в размере 2000 руб. за осуществление народного целительства без соответствующей лицензии[28].
Нельзя забывать, что лицо, незаконно осуществляющее медицинскую деятельность, без получения лицензии может быть привлечено и к уголовной ответственности (ст. 235 УК РФ), когда в результате его действий причиняется по неосторожности вред здоровью человека или влечет его смерть. Так, например, Ермошенко был привлечен к уголовному наказанию в размере штрафа – 40 тыс. руб. за оказание стоматологических услуг на дому без соответствующего разрешения в ходе чего потерпевшей были причинен легкий вред здоровью в связи с дефектным удалением зуба[29].
Для применения санкции, установленной нормой ст. 14.5 КоАП РФ, следует определить объект и субъект правонарушения, а также объективную и субъективную сторону. К ним применяются общие правила, указанные ранее.
Следует отметить, что в соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006г.[30] субъектами административной ответственности являются граждане, индивидуальные предприниматели, а также должностные и юридические лица. При этом должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за совершенные в сфере розничной торговли правонарушения, являются руководитель организации, а также другие работники, которые при выполнении возложенных на них обязанностей и функций совершили правонарушение. Причем данные лица должны выполнять административно-хозяйственные либо организационно-распорядительные функции. К перечисленным лицам приравниваются индивидуальные предприниматели, поскольку нормы главы 14 КоАП РФ не предусматривают иного.
Должностными лицами в соответствии с административным законодательством, также признаются лица, которые состоят в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем. К административной ответственности также могут быть привлечены другие работники, которые состоят в трудовых отношениях с предпринимателем или юридическим лицом, если такими работниками совершено административное правонарушение (например, продавцы).
Субъективную сторону правонарушения составляет совершение его с прямым умыслом. Для привлечения лица к административной ответственности за правонарушения, совершенное в сфере розничной торговли, следует учитывать соответствие объективной стороны правонарушения. То есть, виновное лицо должно нарушить те ли иные правила, которые, чаще всего, установлены правительством РФ.[31]
Одним из важных условий привлечения лица к административной ответственности, является соблюдение государственными органами требований законодательства, которым обеспечивается правомерность их действий. Органы, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать по их итогу административное наказание, приведены в ст. 23.49 КоАП РФ. К ним относятся федеральные органы исполнительной власти (в том числе сотрудники полиции), надзорные органы, суд и др.
Кроме того, возбуждать дело об административном правонарушении в сфере розничной торговли и направлять данное дело на рассмотрение в соответствующий орган, вправе органы прокуратуры. Наделение соответствующими полномочиями тех или иных органов обеспечивает законность привлечения лица к административной ответственности. В противном случае принятое решение подлежит отмене.
Еще одним обязательным для соблюдения при привлечении к административной ответственности условием является надлежащее извещение о месте и времени составления протокола лица, привлекаемого к ответственности.
Протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствии лица, привлекаемого к ответственности (либо его законного представителя) только в том случае, если данное лицо в установленном порядке извещено об этом. При этом в течении трех суток копия протокола направляется привлекаемому лицу.
Важным является правило, которое касается привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей, о невозможности вынесения постановления по делу об административном правонарушении позднее года со дня, когда административное правонарушение было совершено[32]. Данное исключение устанавливается ст. 4.5 КоАП РФ.
Кроме того, при привлечении к административной ответственности за правонарушения при квалификации объективной стороны состава данной группы правонарушений суд должен исходить из субъектного состава, а также существа правоотношений. Данное разъяснение дано в п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 в связи с отсутствием выделения правонарушении в сфере защиты прав потребителей в отдельную главу КоАП РФ[33]. Кроме того, ВАС РФ напоминает судам о необходимости принимать во внимание цель нормативного регулирования потребительских правоотношений, которая состоит в обеспечении прав граждан при приобретении ими товаров.
2.2 Уголовная ответственность за нарушение качества продукции, работ и услуг
Более строгим видом ответственности в сфере розничной торговли является уголовная ответственность. Она наступает за совершение такого деяния, которое содержит признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ[34]. В основном, нормы о наступлении уголовной ответственности в сфере розничной торговле, содержаться в главе 25 УК РФ. В частности, модно назвать нормы ст. ст. 171.1, 238 УК РФ.
В соответствии со ст. 238 УК РФ уголовная ответственность наступает в случае, если гражданин употребил опасные или некачественные пищевые продукты, что повлекло отравление или заболевание, причинение по неосторожности смерти или вреда здоровью. Кроме того, состав преступления ,предусмотренного ст. 238 УК РФ может повлечь не только вред здоровья или жизни, о и посягает на гарантии интересов потребителей, установленные законом.
В том числе, при совершении предусмотренного ст. 238 УК РФ преступления, лицо, его совершившее, нарушает требования ст. 7 Закона о защите прав потребителей, норма которой предусматривает безопасность товара при использовании, транспортировке и утилизации.
Объективную сторону преступления в соответствии со ст. 238 УК РФ составляют следующие действия:
- производство, либо перевозка или хранение для последующего сбыта товаров, которые не соответствуют требованиям безопасности;
- сбыт обозначенных товаров;
- неправомерное использование специальных документов, которыми удостоверяется соответствие продукции требованиям безопасности, а также неправомерная выдача таких документов. К ним модно отнести декларации и сертификаты о соответствии, лицензии и др.
Следует согласиться с мнением о том, что для привлечении к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ лица должен быть доказан как факт производства и т.д. товаров, не соответствующих требованиям безопасности, так и опасности указанных действий для здоровья либо жизни покупателей. Кроме того, установленным должен являться факт осознания характера совершаемых действий лицом, их совершившим.
В соответствии с санкцией ст. 238 УК РФ уголовная ответственность наступает в виде обязательных работ, либо штрафа, либо принудительных работ, либо в виде ограничения или лишения на определенный срок свободы.
Актуальным в настоящее время является применение уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 171.1 УК РФ. Следует согласиться, что включение в УК РФ данной нормы позитивно отражается на экономическом состоянии государства, поскольку увеличиваются денежные поступления в бюджет за счет обложения товаров акцизными сборами, а также на безопасности потребителей[35].
Указанная норма непосредственно связана с исполнением постановления Правительства РФ, регулирующего маркировку товара акцизными марками[36].
Объектом преступления, предусмотренного ст. 171.1 УК РФ является установленный нормативно порядок ведения предпринимательской деятельности, который обеспечивает как легальное производство, так и оборот товаров, установленных Постановление Правительства РФ.
Предметом рассматриваемого преступления являются товары, которые подлежат маркировке определенными марками, которые содержат обязательную информацию.
Объективную сторону преступления составляют приобретение. Производство, перевозку и хранение продукции, которая подлежит обязательной маркировке в том случае, если данные действия совершаются виновным лицом с целью сбыта. Кроме того, объективной стороной преступления является и сам сбыт. Криминально значимыми указанные действия являются в том случае, если стоимость продукции составляет более 1500000 рублей.
Следует отметить, что указание в уголовном законодательстве на товары и продукцию в качестве предметов преступления предполагает, что извлечение прибыли от их реализации является конечной целью совершения преступления. При этом предметом является только продукция (товары), подлежащая обязательной маркировке приеме обязательности.
Субъективная сторона рассматриваемого деяния состоит в прямом умысле и наличии специальной цели, состоящей в сбыте товаров. Лицо, совершившее преступление, при этом должно осознавать общественную опасность совершаемых им действий.
Субъектом преступления является любое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Специальный субъект ст. 171.1 УК РФ не установлен. Представляется, что это недоработка законодателя, поскольку, например, ответственность за отсутствие маркировки алкогольной продукции несет ее собственник[37].
Недоработка рассматриваемой нормы заключается в том, что уголовная ответственность за совершение действий, названных в ней, несут лица, непосредственно совершающие действия. В то же время, представляется, что ответственность за преступление в полной мере должна быть возложена и на лицо, которое при этом выполняет управленческие функции.