Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг (Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные понятия и источники правового регулирования качества продукции, работ и услуг
1.1 Понятие «качество» в законодательстве и теории
1.2 Источники регулирования качества продукции, работ, услуг
Глава 2. Ответственность за нарушение требований к качеству продукции, работ и услуг
2.1 Административная ответственность за нарушение требований к качеству продукции, работ и услуг
2.2 Уголовная ответственность за нарушение качества продукции, работ и услуг
Введение
Актуальность темы «Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг» обусловлена тем, что понятие «качество» является многоплановым, его исследование в правовом понимании тесно связано с пониманием качества другими науками и законодателем. В настоящее время актуальной является проблема повышения качества продукции, а также работ и услуг, которые производятся в России и предоставляются потребителям. Здесь важная роль отводится как потребителям, их запросам, так и требованиям к безопасности товаров (работ, услуг) для человека и окружающей среды.
На сегодняшний день улучшение качества продукции является одним из наиболее важных направлений в развитии экономики и производства. Так, различные предприятия по-разному подходят к качеству создаваемого продукта, однако, для всех имеется ряд обязательных требований, закрепленных российскими и международными правовыми актами.
В настоящее время актуальность темы «также связана с высоким интересом к проблемам, возникающим при реализации продукции С развитием гражданского оборота, рыночной экономики в оборот включаются новые виды товаров, работ, услуг, которые создаются с применением новых процессов и механизмов, что, безусловно, вызывает ряд вопросов в применении законодательства.
Объект работы – общественные отношения, возникающие при производстве и реализации товаров, работ и услуг.
Предмет работы – особенности законодательного регулирования качества при производстве и реализации товаров, работ и услуг.
Цель работы состоит в исследовании особенностей общественных отношений, возникающих при производстве и реализации товаров, работ и услуг.
Для выполнения цели работы будут выполнены следующие задачи:
- рассмотреть понятие «качество» в законодательстве и теории;
- проанализировать источники регулирования качества продукции, работ, услуг;
- проанализировать ответственность за нарушение требований к качеству продукции, работ и услуг.
В работе использованы общенаучные (сравнительный, системный, логический) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы.
Степень разработанности проблемы соблюдения качества продукции, работ и услуг достаточно высокая. Разработкой темы качества продукции занимались такие исследователи, как В.С. Белых, М.Б. Емельянова, О.А Красавчиков и другие. Однако отсутствие единой точки зрения в доктрине в отношении некоторых понятий взывает повышенный интерес исследователей к настоящей теме, что приводит к более глубокой разработке темы.
Теоретическая база исследования основана на трудах ученых, занимающихся разработкой проблемы соблюдения качества продукции, таких как В.С. Белых, М.Б. Емельянова, О.А Красавчиков и др.
Нормативную базу работы составили международные правовые акты, в которых участвует Россия, Конституция РФ, ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», Закон РФ «О защите прав потребителей», подзаконные нормативные акты.
Эмпирическая база состоит в актах Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ (далее ВС РФ), апелляционных определениях судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, в которые включены четыре параграфа, заключения, списка использованных источников.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе научных исследований понятия и соблюдения качества при производстве и реализации продукции (работ, услуг), формулировке выводов, которые могут быть использованы при дельнейшей разработке указанной темы.
Практическая значимость работы состоит в более детальном и полном усвоении положений законодательства и направлений судебной практики в отношении правового качества при производстве и реализации продукции (работ, услуг). Кроме того, полученные выводы могут быть использованы качестве основы для внесения изменений в законодательство.
Глава 1. Основные понятия и источники правового регулирования качества продукции, работ и услуг
1.1 Понятие «качество» в законодательстве и теории
Понятие «качество» является предметом исследования разных наук, экономической, товароведческой, юридической и др. При этом задача науки юридической состоит в создании и регулировании эффективного правового механизма, которым обеспечивается производство и поставка на рынок качественных товаров, работ и услуг (далее – продукции). Для создания такого механизма следует правильно понимать цель его создания, а именно – понятие «качество».
На протяжении длительного времени в российском законодательстве устанавливались стандарты качества, производимая продукция должна была соответствовать требованиям стандартов. Сами требования при этом разрабатывались в отсутствии учета мнения потребителей.
Что касается международных стандартов, то в них понятие «качество» определяется иначе. Так, в стандарте ИСО 9000:2000 понятие качества основано на соответствии продукции требованиям потребителей. При этом требованием к качеству является ожидание или потребность, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным[1]. Таким образом, в зарубежных странах требованием к качеству является соответствие продукции требованиям потребителей, а понятие «качество», соответственно, связано с соответствие продукции ожиданиям потребителей.
В соответствии с ГОСТ 15467—79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»[2] качеством продукции является совокупность ее свойств, которыми обусловлена ее пригодность для удовлетворения потребностей, соответствующих ее назначению.
То есть, определение качеству продукции дается через ее свойства, которыми определяется возможность использования продукции по назначению.
В юридической литературе качество продукции понимается по-разному. Одни ученые дают ему определение через термин «свойство». Например, О.А. Красавчиков полагает, что «определение, содержащееся в ГОСТе 15467—79, само по себе не вызывает каких-либо существенных возражений»[3]. Также В.С. Белых считает, что качество продукции представляет собой совокупность экономических, технических и других ее общественно полезных свойств, которые складываются на всех стадиях жизненного цикла определенной продукции и закреплены в нормативно-технической документации либо в условиях договора, а если договора отсутствует определяется законодательными актами[4].
В то же время другие авторы понимают качество продукции исключительно через соответствие ее свойств требованиям нормативных документов, а также условиям договоров. Например, М.Б. Емельянова пишет о том, что качество продукции, как правовая категория, предполагает «соответствия свойств продукции комплексу и уровню требований, установленных стандартами, техническими условиями или образцами (эталонами), а в случае отсутствия названных нормативно-технических документов или при согласовании более высоких либо детализированных по сравнению с ними требований — договору поставки»[5].
Что касается законодательства, то в нем единое легальное определение качества продукции (работ, услуг), отсутствует. Качество товара в нормативных актах, как правило, определяется путем указания на требование соответствия государственным стандартам. Например, под качеством лекарственных средств ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в ст. 4 понимает соответствие лекарственного средства требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия нормативной документации или нормативного документа[6].
Однако некоторые законы под качеством продукции понимают совокупность его потребительских свойств. Например, в ст. ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» под качеством пищевых продуктов понимается совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования[7].
В то же время в некоторых нормативных актах не уделяется значительного внимания понятию «качество». Например, ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[8] не содержит разницы между качеством и безопасностью продукции, данные понятия в законе употребляются в качестве равнозначных, что представляется неправильным.
А.С. Панова утверждает, что категория «качество» выражается через потребительские свойства и регулируется больше путем применения частно-правовых средств, в то время как безопасность продукции «связана с отсутствием угрозы причинения вреда жизни, здоровью и имуществу (регулирование происходит посредством публично-правовых средств)»[9].
Соглашаясь в целом с приведенной позицией, хочется добавить, что понятие «безопасность» следует считать одним из элементов качества продукции. Ведь при наличии потребительских свойств, соответствующих требованиям потребителя, при несоответствии требованиям безопасности продукцию нельзя назвать качественной.
Право на безопасность товара предоставлено потребителям ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»[10], закреплено, что продаваемый товар должен быть безопасным. То есть в товаре, предлагаемом для продажи, должен отсутствовать недопустимый уровень риска, присутствие которого может повлечь причинение вреда как жизни и здоровью, так и имуществу потребителя.
Следует согласиться с мнением о том, что, учитывая сложившийся порядок правового регулирования в области обеспечения безопасности, безопасность потребителя является неотъемлемым элементом безопасности личности[11].
Кроме того, безопасность товара предполагает отсутствие вреда для окружающей среды при обычных условиях его хранения, транспортировки или использования, а также отсутствие вреда при утилизации товара.
Названные критерии безопасности товара являются наиболее общими, более детальная регламентация закрепляется нормами технического регулирования, а также правилами добровольной сертификации.
В случае несоответствия товара требованиям безопасности лицо, пострадавшее от недостатков, допущенных при производстве товара, право на возмещение вреда принадлежит любому пострадавшему лицу, в том числе лицам, которые не заключали с продавцом договор. Такой вред возмещается, если он причинен недостатками товара в течении установленного производителем срока службы.
Правила о безопасности товара применяются, в большей степени к товарам, отнесенным к группе технически сложных. Однако для пищевых продуктов устанавливаются определенные нормы допустимости в части содержания в пищевых продуктах вредных для здоровья веществ.
Регулирование в указанной сфере осуществляется, главным образом, ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также принятым во исполнение данного закона Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000г. № 987[12].
Согласно приведенному постановлению государством осуществляется контроль в сфере обеспечения как качества, так и безопасности продуктов питания. Для этого полномочия предоставлены исполнительным органам государственной власти в пределах их компетенции. К таковым, в частности относятся органы санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарного надзора, таможенного контроля.
Как мы уже отметили, требования о безопасности товара действительны в период срока годности или срока службы товара. В том случае, если срок годности (службы) товара не установлен производителем, безопасность товара подлежит обеспечению в течении 10 лет со дня, когда товар был передан покупателю.
Следует отметить, что в том случае, если безопасное использование (хранение и т.п.) товара предполагает соблюдение определенных правил, данные правила должны быть указаны изготовителем в документацией, сопровождающей товар, либо с помощью размещения на этикетке а также другим способом. Продавец в свою очередь несет обязанность доведения данных правил до сведения потребителя.