Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг (Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом Закон № 2300-1 применим в правоотношениях независимо от ссылки на него в ГК РФ в тех случаях, когда:

конкретизируются положения ГК РФ, относящиеся к сфере защиты прав потребителей;

возникают правоотношения, урегулированные Законом, но не урегулированные ГК РФ;

Закон предусматривает иные правила, нежели ГК РФ при предоставлении такой возможности законом и иными нормативно-правовыми актами.

Закон № 2300-1 также может применяться к правоотношениям, урегулированным специальными законами, помимо ГК РФ, в той части, которая не противоречит положениям ГК РФ и специального закона.

Нормами ГК РФ части второй урегулированы правоотношения, вытекающие из договоров, заключенных между физическими и юридическими лицами. Сюда можно отнести договоры бытового подряда, возмездного оказания услуг, заема и кредита, страхования, банковского вклада и другие. К спорам, вытекающим из таких договоров, применяется Закон о защите прав потребителей. Однако такое применение возможно не всегда, а лишь в случаях, когда субъекты и объекты правоотношений подпадают под определения, данные Законом.

Так, ст. 730 ГК РФ определяет правила отношений в сфере договора бытового подряда, указывая на особенности указанного правоотношения. Следует согласиться с мнением о том, что одной из его специфических черт является субъектный состав. Одной из сторон в договоре подряда всегда выступает подрядчик, который является индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. То есть услуги оказывает предприниматель или организация, а потребителем является гражданин, который заказывает услуги исключительно для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. К отношениям между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нормы ст. 730 ГК РФ не применяются.

Предметом договора является выполнение работ или оказание услуг, которые могут удовлетворить личные и бытовые потребности заказчика. Сюда можно отнести ремонт пошив одежды, ремонт обуви и т.д.

Кроме того, сама статья 730 ГК РФ в пункте 3 устанавливает, что отношения, вытекающие из договора бытового подряда, регулируются, кроме ГК РФ, Законом № 2300-1, который в свою очередь предоставляет право Правительству РФ издавать правила, обязательные для потребителя и исполнителя услуг, в частности, при заключении публичных договоров. На указанных нормативных актах мы остановимся ниже[20].

Статьей 779 ГК РФ устанавливаются правила для реализации прав и обязанностей сторон по договору возмездного оказания услуг. Услуги могут выражаться в совершении каких-либо действий или осуществлении какой-либо деятельности в отношении заказчика, то есть лица, обратившегося за такими услугами. Однако действие ст. 779 ГК РФ конкретизируется Законом о защите прав потребителей не в любом случае, а только при участие в качестве исполнителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, поскольку сама ст. 779 ГК РФ в качестве субъектов правоотношений рассматривает и физических лиц как в качестве заказчика, так и в качестве исполнителя.


Кроме указанных правоотношений нормами ГК РФ регулируются и другие договоры, направление на оказание юридическими лицами или предпринимателями услуг гражданам, защита прав которых осуществляется в соответствии с Законом о защите прав потребителей.

Являясь основой законодательства в сфере защиты прав потребителей, Гражданский кодекс РФ и Закон защите прав потребителей, безусловно не могут охватить все стороны отношений потребителей и исполнителей услуг, что требует более детального подхода к регулированию конкретных ситуаций. Поэтому законодателем реализуется деятельность по принятию нормативных актов, более подробно регламентирующих те или иные отношения по защите прав потребителей. Указанные действия осуществляются путем принятия Правительством РФ постановлений, не противоречащих Закону о защите прав потребителей и ГК РФ.

Среди наиболее значимых нормативных актов в данной сфере можно назвать Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации». Указанные правила разработаны и утверждены в соответствии с Законом № 2300-1, и направлены на урегулирование отношений, возникающих между потребителями и исполнителями в области бытового обслуживания.

При этом Правила, как и Закон, устанавливаю субъектный состав указанных правоотношений, то есть под потребителем понимается гражданин, который пользуется услугами только для личных, домашних, семейных, а также иных нужд, не связанных с его предпринимательской деятельностью. Исполнитель, согласно правилам, - организация любой организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, которые оказывают услуги потребителям на основании возмездного договора. Правила распространяются как на отношения по договору возмездного оказания услуг, так и на отношения по договору бытового подряда[21].

Правилами установлена обязанность исполнителя предоставить информацию потребителю информацию о месте нахождения, сведении о регистрации, фирменном наименовании, а также информацию об услуге. Кроме того, правила содержат положения о порядке оплаты услуг, порядке оказания услуг, особенностях оказания отельных видов услуг, а также положения об ответственности исполнителя.

Еще одним нормативным правовым актом в сфере правового регулирования в сфере защиты прав потребителей при оказании услуг, является Постановление Правительства РФ от 11.04.2001 № 290 «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств».


Утвержденные постановлением Правительства РФ правила также основаны на Законе о защите прав потребителей, регулируют отношения, аналогичные указанным выше. Правила используют те же понятия о потребителе и исполнителе, что и Закон №2300-1 и Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025

Кроме приведенных нормативных правовых актов в законодательстве РФ существуют и другие правила, установленные Правительством РФ в целях определения порядка оказания услуг, прав потребителей при заказе и получении услуг, а также обязанности исполнителя. Сюда относятся, например, Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств», «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» и другие. Данные нормативные акты можно назвать специальными, они направлены на урегулирование потребительских отношений в отдельных сферах и имеют узкую направленность.

Формирование такой нормативной базы представляется правильным, поскольку закон не может включать в себя множество частных случаев, возникающих при реализации нормативных актов.

Кроме законодательства в РФ неофициальным, но значимым источников права, является судебная практика. Среди судебных актов, на которые опираются суды и иные правоприменительные органы, в том числе, государственные и иные органы, осуществляющие защиту прав потребителя, наиболее важными считаются позиции высших судов, выраженные в постановлениях, определениях, обобщениях судебных актов.

Одним из таких актов в сфере защиты прав потребителей, в том числе с сфере услуг, считается Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», которым руководствуются суды при рассмотрении соответствующих споров. Постановлением закреплена одна из задач гражданского судопроизводства – повышение эффективности способов защиты нарушенных, а также оспариваемых прав, законных интересов участников гражданских правоотношений, при обязательном соблюдении требований законодательства[22].

Верховный Суд РФ указанным постановлением дал разъяснение судам общей юрисдикции при рассмотрении указанной категории дел, в целях установления единообразия практики применения законодательства, которым урегулированы отношения в области защиты прав потребителей.


Таким образом, правовое регулирование качества продукции получило достаточно широкое развитие в постсоветский период. Сформировалась достаточно обширная нормативная база, которой данные правоотношения регулируются. Законодатель не ограничился принятием отдельных законов. Принято значительное количество подзаконных нормативных актов, имеющих более узкое направление, которыми регулируются правоотношения потребителей и предпринимателей в отдельных сферах.

В целом нормативная база достаточно устойчива, применима на практике. Однако законодателю следует более внимательно относиться к вопросам, возникающим в практике применения норм права. Для этого необходимо не только толкование норм Верховным Судом РФ, но и принятие дополнительных нормативных актом, либо внесения изменений в действующие нормы в целях избежания нагромождения норм и неудобства их применения.

Глава 2. Ответственность за нарушение требований к качеству продукции, работ и услуг

2.1 Административная ответственность за нарушение требований к качеству продукции, работ и услуг

Административная ответственность за нарушение требований законодательства о качестве продукции (работ, услуг) установлена как КоАП РФ[23], так и применяемыми в соответствии с кодексом законами субъектов РФ, в которых содержаться норм об ответственности за совершение административных правонарушений. Данный вид ответственности применяется для защиты личности покупателей, а также для охраны прав потребителей, охраны безопасности и здоровья граждан. Кроме того, цель административной ответственности состоит в предупреждении правонарушений. Следует согласиться, что в связи с приведенными целями административная ответственность имеет мощный правоохранительный потенциал[24].


Правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность в области защиты прав покупателей в отношениях розничной купли-продажи, содержаться в главе 14 КоАП РФ. В рассматриваемой группе правонарушений объектом посягательства являются общественные отношения, которые возникают между потребителями и продавцами, импортерами, изготовителями вследствие продажи товаров.

Объективную сторону административного правонарушения в сфере торговли можно назвать внешним проявлением противоправного действия лица, которое подлежит административной ответственности. Объективную сторону правонарушений составляют следующие действия:

- продаже товаров ненадлежащего качества, а также продажа товаров с нарушением нормативно установленных требований при осуществлении предпринимательской деятельности;

- продажа товаров с нарушением нормативно установленных требований о предоставлении потребителю информации о товаре, продавце, изготовителе, импортере;

- нарушение требований законодательства о применении при осуществлении расчетов с помощью наличных денежных средств либо платежных карт контрольно-кассовой техники;

- обвешивание, обсчет либо обмеривание покупателей при продаже товара;

- введение покупателя в заблуждение в отношении качества товара либо в отношении его потребительских свойств;

- нарушение правил относительно продажи определенных видов товаров;

- нарушение других потребительских прав.

Административно-правовая ответственность состоит в применении санкций, установленных нормами КоАП РФ за каждый поименованный вид правонарушений. Санкции в соответствии с положениями КоАП РФ включают в себя административные наказания, представляющие собой предупреждение, а также административный штраф.

Кроме того, за совершение правонарушения, предусмотренного нормой ст. 14.4 КоАП РФ должностное лицо может быть подвергнуто наказанию, состоящему в дисквалификации на срок до 1 года, а также в виде конфискации предмета совершения административного правонарушения. В розничной торговле таким предметом обычно является товар не надлежащего качества. Дисквалификация и конфискация применяются на основании постановления (решения) суда.

Также в виде наказания за продажу контрафактных либо фальсифицированных или некачественных лекарственных препаратов, предназначенных для медицинского потребления, если жизни или здоровью гражданина причинен вред, может быть применено административное приостановление деятельности лица, ведущего предпринимательскую деятельность, на определенный срок, не превышающий 90 суток.