Файл: Понятие и задачи государственного финансового контроля (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А.Л. Апель считает, что «финансовый контроль как надзор за правомерностью действий в сфере образования и использования финансовых средств государства и органов местного самоуправления в целях эффективного развития страны и отдельных регионов».

Н.И. Химичева трактует «финансовый контроль как контроль связанный с соблюдением законности, а также целесообразности действий в образовательной сфере, в области распределения и использования государственных, муниципальных и прочих финансовых ресурсов, имеющих публичный характер»[5].

В свою очередь в трудах Анисимова А. А. озвучена точка зрения о том, что, «финансовый контроль в капиталистическом обществе есть надзор за надлежащей реализацией финансовой политики господствующего класса органами управления в процессе претворения последними функций государства»[6].

По мнению Козырина А.Н. «финансовый контроль - это осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов её повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности».

Конюховой Т.В. дано определение финансового контроля «как контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов».

Понятие финансового контроля, наиболее содержательное и точное, предлагает С. О. Шохин. Он понимает его как совокупность институтов, инструментов и способов по проверке законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств, одну из форм государственного контроля.

Более широкое определение понятия «финансовый контроль» дают А.Ю. Ильин и М.А. Моисеенко, которые считают, что финансовый контроль можно определить как особую форму деятельности специально уполномоченных государственных органов и хозяйствующих субъектов, основанную на властных предписаниях правовых норм, направленную на проверку своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования, осуществление принудительных изъятий в бюджетную систему, установление оснований для применения мер ответственности за нарушение финансового законодательства»[7].


Данное определение не включает полный перечень субъектов, которые уполномочены осуществлять финансовый контроль, но оно дает более полное представление по тому, что включено в предмет проверки, когда осуществляется финансовый контроль. Можно сделать вывод, что научные определения понятия финансового контроля имеют каждое свои положительные стороны.

Рассматривая термин «финансовый контроль» следует отметить, что до сих пор нет четкого разделения термина «финансовый контроль» и «государственный финансовый контроль». Прежде всего, это связано, отягощено тем, что на протяжении многих лет в России не было предпринимательской деятельности, вся деятельность рассматривалась как государственная и действовал «государственный финансовый контроль». В работе А.А. Ялбулганова утверждается, что «в дореволюционный период ни в законодательстве, ни в научной литературе понятие «финансовый контроль» не встречалось, однако широко употреблялся термин «государственный контроль»[8].

О. Геймур рассматривает финансовый контроль с точки зрения экономического процесса, включающего следующие элементы: субъект и объект, предмет и принципы, методы и технику, непосредственно сам процесс контроля, а также принятия решений по результатам контроля[9].

Руководствуясь проведенным терминологическим анализом понятия «финансовый контроль» можно утверждать:

1. Осуществление финансового контроля происходит исключительно в рамках финансовых отношений, которые возникают при постепенном накоплении, распределении и использовании фондов денежных средств;

2. Финансовый контроль – это деятельность государственных органов власти и управления, предусмотренная законодательством, по выявлению, предупреждению и пресечению ошибок (злоупотреблений) в управлении государственными (муниципальными) денежными и материальными ресурсами, используемыми в хозяйственной деятельности, несоблюдения финансового законодательства, а также недостатков в организации систем управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных (муниципальных) организаций и их объединений.

Проанализировав и изучив вышеизложенные понятия можно составить следующее определение финансового контроля. Финансовый контроль – это деятельность государственных и муниципальных органов, общественных организаций, различных уполномоченных лиц, которая регулируется нормами права, а также связана с проверкой правильности, точности и своевременности формирования, распределения и использования денежных средств, главной целью которой является установление законности и эффективности осуществления финансово-экономической деятельности.


Целью финансового контроля является своевременное выявление отклонений от запланированных макроэкономических показателей финансовых планов и финансовой политики, выявление финансовых правонарушений и принятие мер по их устранению, предотвращению и недопущению. Эффективное осуществление финансового контроля возможно только в случае его функционирования как полноценной системы, поскольку данный элемент финансового механизма охватывает широкий спектр финансовых отношений, в рамках которых используется обширный инструмент, методов и форм контроля.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы, призван реализовать интересы и права государства, государственных учреждений и других экономических субъектов.

На современном этапе реформирования экономики России финансовый контроль, сосредоточен на выполнении следующих задач:

  • обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов;
  • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед федеральным и местными бюджетами;
  • выявление достоверности и полноты мобилизации средств в бюджетную систему и внебюджетные фонды;
  • проверка обращения средств бюджетных и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
  • содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов;
  • выявление резервов роста финансовых ресурсов;
  • проверка состояния и эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий;
  • обеспечение стабильной финансовой и прежде всего экономической безопасности государства.

Финансовый контроль подразделяется на такие аспекты, как: контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов субъектов России; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга РФ; государственных резервов.

Объектами финансового контроля являются параметры и показатели, характеризующие потоки финансовых ресурсов, процессы образования, распределения и расходования денежных фондов государства. По мнению многих ученых, объектом финансового контроля выступают не только финансовые ресурсы, но и материальные, трудовые и иные ресурсы страны, так как их использование осуществляется посредством денежных отношений.


Отличительная особенность субъектов финансового контроля состоит в том, что, с одной стороны, ими выступают контролируемые органы – органы власти, организации, физические лица, деятельность которых подлежит контролю со стороны государства, а с другой стороны – контролирующие субъекты – уполномоченные органы власти и их должностные лица, осуществляющие функции финансового контроля.

Предметом финансового контроля являются фонды денежных средств и накоплений участников финансовых отношений и их использование по целевому назначению, а методом финансового контроля – комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и эффективности совершаемых участниками финансовых отношений финансовых операций.

Функции финансового контроля:

1) проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

2) проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

3) проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Важность государственного финансового контроля в экономике страны обусловлена его местом и ролью во всех сферах общественного воспроизводства: контроль занимает центральное место в системе финансового администрирования и сопровождает процесс движения денежных средств и является средством связи между финансовым планированием и финансовым учетом, осуществляет функцию финансового анализа и регулирования.

Принципы организации финансового контроля:

− законность − означает непременное соблюдение правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующую среду контрольной деятельности;

− объективность − означает достоверность результатов контроля, что в свою очередь требует системного подхода, честности, добросовестности и беспристрастности при проведении контрольных мероприятий;

− профессиональная компетентность − предполагает наличие специальной профессиональной подготовки, необходимой для эффективного выполнения контрольных функций;

− функциональная независимость – обусловлена необходимостью обеспечить объективность контроля и требует определенной свободы профессионального поведения контролеров, не обремененных служебной подчиненностью по отношению к проверяемым лицам, а также организационной и финансовой зависимостью;

− ответственность − связана с неотвратимостью правовых последствий при нарушении правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие сферы контрольной деятельности;


− действенность − означает воздействие контроля на экономику и выражается через эффективность мер, принятых по результатам его осуществления;

− рациональность − соизмерение расходов на осуществление экономического контроля с экономическими выгодами, получаемыми от его проведения, т.е. получаемая экономическая выгода от проведения контроля должна многократно покрывать связанные с этим расходы.

Виды, формы и методы организации финансового контроля

Существенным недостатком в развитии теории финансового контроля является отсутствие единой классификации моделей финансового контроля. В литературе по исследуемой проблематике существует немало классификаций контроля по различным признакам, однако большинство из них не выдержали испытание временем.

Так, С. Лушина классифицировал финансовый контроль по времени осуществления, применяемым формам и методам, сфере и объектам контроля[10].

В наше время стало принято различать финансовый контроль по видам, которые зависят от различных классификационных признаков:

  • характера связи контролирующей и контролируемой организации, сферы компетенции, отношения к ветвям государственной власти, объекта, субъекта;
  • характера мероприятий, обязательности, времени осуществления контрольных действий;
  • характера определенности требований, основы для проведения, сферы деятельности, направленности на аспекты государственных финансовых потоков, отношения субъектов контроля к его осуществлению, порядка осуществления, уровня конкретизации, широты объекта, очередности, периодичности, места проведения, методических приемов, уровня автоматизации, затрат на осуществление[11].

Как было ранее отмечено, классификация видов финансового контроля может производиться по различным основаниям. Абдуханова И.А. предлагает следующую классификацию видов финансового контроля в зависимости от критерия классификации[12]:

  • государственный (внешний и внутренний – общегосударственный, ведомственный: внутриведомственный, внутрихозяйственный); негосударственный (аудит): внешний (обязательный, необязательный), внутренний; общественный;
  • по времени проведения: предварительный, текущий (оперативный), последующий;
  • по субъектам проведения: вневедомственный, ведомственный (внутриведомственный), внутрихозяйственный (внутренний) контроль;
  • по порядку проведения: плановый, внеплановый (внезапный);
  • по методу проверки документов: сплошной (контролируются все документы и материальные ценности), выборочный (контролируется не весь объект, а его выборка);
  • по источнику получения информации: документальный, фактический.