Файл: Понятие и задачи государственного финансового контроля (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Сущность и значение финансового контроля
Виды, формы и методы организации финансового контроля
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Органы финансового контроля в РФ: цели, функции и задачи
Государственный финансовый контроль - деятельность, осуществляемая государственными органами (государственными служащими) по контролю за операциями с государственными и муниципальными средствами и государственной собственностью в целях выявления отклонений от нормативных предписаний и наложению санкций на нарушителей.
Внешний контроль направлен на проверку целевого характера, законности и эффективности расходования бюджетных ресурсов.
Целью внешнего государственного финансового контроля является в защите организаций, граждан, государства и общества от всевозможных негативных последствий, наступающих в результате несоблюдения установленных правил реализации определенной деятельности и неисполнения возложенных обязанностей субъектами общественных взаимоотношений. Внешний контроль должен обеспечивать безопасность субъектов общественных отношений, защиту законных интересов, свобод и прав общества и государства.
Исполнительными структурами внешнего государственного (муниципального) контроля финансовый контроль являются Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Не меньше значение также имеет и внутренний контроль, который осуществляется представителями учреждения исключительно в интересах данного учреждения. Внутренний контроль – совокупность организационных процедур и методик, структуры, которые приняты руководством бюджетного учреждения в качестве средств эффективного и упорядоченного ведения хозяйственной деятельности.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
Основным предназначением внутреннего контроля выступает эффективное управление и обеспечение надлежащей работы учреждения. При всей своей значимости внутренний контроль в управлении государственными финансами полностью решает задачи контроля. Цель внутреннего контроля заключается в обеспечении эффективной деятельности, которая приносит учреждению доход. Помимо этого, она может включать другие мероприятия и вопросы, которые подлежат внутреннему контролю.
Во внутреннем контроле государственных (муниципальных) учреждений в определенной степени задействованы все сотрудники. Так, к структурам внутреннего контроля относят руководителя учреждения и назначенных им ответственных лиц.
Системой внутреннего контроля выступает достаточно сложный блок взаимодействий внутри учреждения. Степень сложности внутреннего контроля должна соответствовать организационной структуре учреждения, масштабам деятельности, качеству постановки бухгалтерского учета, численности персонала и иным характеристикам учреждения. Руководством организации результаты внутреннего контроля могут использоваться для текущего ведения и управления дел в рамках существующих законов и с учетом имеющихся ресурсов.
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности[13].
Таким образом, проанализировав различные методики классификации финансового контроля, можно выделить следующие наиболее важные и используемые в современной практике его виды. Прежде всего, это выделенные Бюджетным кодексом РФ внешний и внутренний финансовый контроль. Также важным является осуществление финансового контроля как представительными, так и исполнительными органами власти.
Классификация видов финансового контроля позволяет глубже изучить механизм управления финансовыми потоками, раскрыть особенности различных его составляющих, а также понять различные особенности финансового контроля, а это необходимо для подготовки и проведения контрольных мероприятий.
В зависимости от времени проведения финансового контроля различают следующие формы:
- Предварительный финансовый контроль – осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Позволяет определить насколько экономически целесообразно и правомерно будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляет руководитель организации, его заместители и главных бухгалтер;
- Текущий (оперативный) финансовый контроль – это проведение повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета (плана), ведения бухгалтерского учета, осуществления мониторингов расходования целевых средств по назначению, оценка эффективности и результативности их расходования. Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отдела бухгалтерского учета и отчетности организации.
- Последующий финансовый контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Осуществляется комиссией по внутреннему контролю путем анализа и проверки бухгалтерской отчетности. Проверка отчетности и проведение инвентаризаций и иных необходимых процедур.
Методом финансового контроля – является способ осуществления финансового контроля, основанный на комплексном, изучении законности, достоверности, целесообразности и эффективности совершаемых финансовых операций.
Методы финансового контроля, как и в любой отрасли знаний, подразделяются на общие и специальные (рис.2).
Рис.2. Методы финансового контроля[14]
К общим методам финансового контроля относятся – анализ, синтез, дедукция, конкретизация, формализация, абстракция, эксперимент, обобщение, индукция, аналогия и проч.
Специальные методы финансового контроля делятся на:
- Методы фактического контроля – связаны непосредственно с изучением объекта контроля;
- Методы документального контроля (формальная проверка) – проведение процедур контроля на основе изучения документов;
- Методы аналитического контроля – с применением инструментов экономического анализа.
Таким образом, финансовый контроль выступает неотъемлемой частью системы государственного управления. Финансовый контроль является разновидностью финансовой деятельности государства, осуществляемой специальными контрольными органами, всей системой органов управления и государственной власти, и заключается в проверке целесообразности и законности действий в сфере расходования и образования денежных средств, а также субъектов управления и хозяйствования с применением характерных методов и форм его воздействия и организации.
В настоящий момент формами проведения финансового контроля являются: предварительный, текущий, последующий.
Методы финансового контроля подразделяются на общие и специальные.
К общим методам финансового контроля относятся – анализ, синтез, дедукция, конкретизация, формализация, абстракция, эксперимент, обобщение, индукция, аналогия и проч.
Специальные методы финансового контроля – это методы фактического контроля, документального контроля, аналитического контроля.
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Органы финансового контроля в РФ: цели, функции и задачи
Органами финансового контроля в России являются:
- Парламент.
- Специальные ведомства финансового государственного контроля.
- Специальное контрольное ревизионное управление.
- Органы финансового контроля в министерствах отрасли (обычно не слишком эффективным является внутриведомственный контроль).
Государственным финансовым контролем занимаются органы местного самоуправления и органы государственной власти. Он осуществляется законодательной (представительной) властью, исполнительной властью и контрольными органами.
При этом финансовый контроль, который осуществляет законодательная (представительная) власть и созданные ей контрольные органы, является внешним контролем, а государственный или муниципальный финансовый контроль, который осуществляют органы исполнительной власти (местные администрации) – внутренним.
Государственный финансовый контроль со стороны Президента Российской Федерации осуществляется Контрольным управлением Президента РФ, которое представляет собой структурное подразделение Администрации Президента РФ.
Основные задачи Контрольного управления Президента РФ заключаются в контроле и проверке соблюдения федеральных законов (имеющие отношение к полномочиям Президента РФ), решений, указов, распоряжений и программных документов Президента РФ, а также – в подготовке предложений по устранению и предупреждению выявленных нарушений законодательства.
Правительством РФ разрабатываются и представляются на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных бюджетов и отчеты об их исполнении, гарантируется единая финансовая, денежная и кредитная политика, а также осуществляется управление федеральной собственностью. Правительство РФ может проводить контроль либо само, либо делегировать эти полномочия соответствующим федеральным органам, например, Федеральному казначейству[15].
На федеральном уровне государственный финансовый контроль со стороны законодательной власти осуществляется при рассмотрении и утверждении федеральных законов о федеральном бюджете, налоговом, валютном, кредитном и таможенном регулировании, денежной эмиссии и др. Так, Федеральный закон от 07.05.201З N 77-Ф3 «О парламентском контроле» наделяет полномочиями предварительного, текущего и последующего контроля бюджетных правоотношений Федеральное Собрание РФ и Счетную палату РФ.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации прерогативой образованной Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Счетной палаты Российской Федерации является контроль исполнения федерального бюджета. При этом федеральным законом регламентируется порядок ее деятельности и состав.
В ранее действовавшем Федеральном законе от 11.01.1995 N 4-Ф3 «О Счетной палате Российской Федерации» были сформулированы основные принципы ее деятельности, что позволило ему стать правовой основой формирования в Российской Федерации системы внешнего государственного финансового контроля. Счетная палата РФ осуществляет внешний государственный финансовый контроль, тем самым гарантируя соблюдение конституционного права граждан РФ участвовать в управлении делами государства[16].
Логическим продолжением этой работы стал принятый 5.04.2013 г Федеральный закон N 41-Ф3 «О Счетной палате РФ», в котором были систематизированы многочисленные изменения и дополнения действовавших норм и который на законодательном уровне подтвердил статус Счетной палаты РФ в качестве высшего органа внешнего государственного контроля (аудита)[17]. Предназначением Счетной палаты является организация и осуществление контроля целевого и эффективного использования федеральных бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
Кроме того, на иных уровнях созданы соответствующие органы внешнего финансового контроля – контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Основными законодательными актами, регулирующими деятельность контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, является Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований».
Согласно Бюджетному кодексу РФ проведение внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является обязанностью Федерального казначейства, органов государственного финансового контроля, в лице органов исполнительной власти субъектов РФ[18].
В системе внутреннего государственного финансового контроля РФ до недавнего времени действовали Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ и Федеральное казначейство РФ.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ осуществляла функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля и функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. В этой связи Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ в определенной степени дублировала полномочия Счетной палаты РФ в части осуществления контроля за использованием средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ России и т.д.