Файл: Понятие и задачи государственного финансового контроля (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Сущность и значение финансового контроля
Виды, формы и методы организации финансового контроля
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Органы финансового контроля в РФ: цели, функции и задачи
С целью устранения дублирования контрольных обязанностей реформирование органов государственного финансового контроля привело к упразднению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ и передачи ее полномочий Федеральному казначейству РФ.
Казначейству России в настоящее время отводится функция как предварительного, так и последующего контроля. Органы Казначейства России как субъекты финансового контроля должны проверять как целевое содержание проводимых операций, так и документы, подтверждающие соответствие обязательств выделяемым ассигнованиям, а также принимаемым и принятым обязательствам.
2.2 Финансовый контроль: отечественный и зарубежный опыт
Кроме того, следует заметить, мировая практика показывает, что государственный финансовый контроль давно превратился в неотъемлемую составляющую демократического общества, и в обязательный элемент управления общественными финансами.
Общепринятыми в мире функциями государственного и муниципального финансового контроля являются следующие:
- контроль поступления средств бюджетов различного уровня;
- контроль расходования средств бюджетов;
- контроль использования собственности, как государственной, так и муниципальной, проведения ее национализации или приватизации;
- контроль использования средств внебюджетных фондов (государственных и муниципальных);
- контроль управления банками и иными кредитными учреждениями бюджетными средствами и средствами внебюджетных фондов;
- контроль законности предоставления и эффективности использования хозяйственными субъектами полученных дотаций и льготного налогообложения;
- пресечение злоупотреблений и нарушений в финансовой сфере.
Как свидетельствует международный опыт, контролирующие органы достаточно эффективно работают на разных уровнях государственной власти, в том числе и в сфере бюджетных финансов.
Системы финансового контроля государств, складывающиеся в конкретных странах, имеют определенные особенности, на которые оказывают воздействие исторические аспекты развития данных стран.
В мировой практике функции государственного финансового контроля осуществляются по-разному[19]:
1 группа: Финансовый контроль выполняется отдельным должностным лицом. К данной группе относятся Белоруссия, Литва, Кипр, Израиль, Колумбия, Монако и др.
2 группа: Финансовый контроль осуществляется Счетным судом – Франция, Румыния, Гаити, Алжир, Марокко, Тунис и др.
3 группа: Функции финансового контроля осуществляются в форме Счетных трибуналов – Уругвай, Португалия, Бразилия.
4 группа: Финансовый контроль выполняет Офис генерального аудита, возглавляемого аудитором в единственном числе.
Некоторые государства делегируют контрольные функции государственным генеральным инспекциям, счетным палатам, контрольным палатам, ревизионным палатам.
Единые признаки, присущие большинству из счетно-контрольных органов в зарубежных государствах:
- органы финансового контроля функционируют независимо от органов исполнительной и законодательной власти;
- уделяется особенное внимание тому, чтобы финансовые ресурсы использовались в строгом соответствии с их целевым назначением, чтобы программы расходования были достаточно эффективны и экономичны;
- эффективность функционирования органов контроля определяют, сравнивая потраченные на это средства с полученными в результате их деятельности (неизрасходованные или возвращенные в бюджет финансовые средства из-за нарушения бюджетного законодательства, возможной упущенной выгоды в результате неправильного управления муниципальным или государственным имуществом).
Законодательство некоторых государств присваивает органам финансового контроля статус особых судебных органов или органов, осуществляющих судебные функции.
В некоторых зарубежных странах органы финансового контроля выстраивается взаимодействие с омбудсменами, пытаясь при этом четко определить и разграничить функции каждой из сторон. Омбудсмены при этом являются независимыми структурами, образуемые парламентом.
Из мирового опыта формирования счетной палаты вытекает возможность использования одной из следующих моделей:
- парламентской, главная особенность которой состоит в решающей роли парламента при определении состава счетной палаты и, преимущественно, ее председателя);
- президентской, при которой председателя счетной палаты назначает президент государства в соответствии с принятым советом министров решением, либо председателя назначает правительство, а остальных ее членов назначает президент;
- смешанной, смысл которой состоит в возможном синтезе двух первых моделей, то есть, состав счетной палаты определяется с участием, как президента, так и парламента).
В соответствии с Конституцией, как с главным законом государства, с положениями нормативных правовых актов многих зарубежных государств, государственный бюджет, его исполнение в целом, а также его доходы и расходы, представляют собой главные объекты воздействия высших органов финансового контроля.
Кроме того, объектом финансового контроля может считаться любая государственная инстанция. Впрочем, следует заметить, что контрольные функции государственных органов по отношению к данным объектам могут существенно различаться. В качестве примера могут быть рассмотрены полномочия органов государственного финансового контроля по отношению к банкам.
В 1977 году в Лиме (Республика Перу) IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) была принята декларация руководящих принципов контроля, которой был обобщен весь исторический опыт его действия. Данная декларация сущность контроля определяет не в качестве самоцели, а в качестве неотъемлемой части всей системы финансового регулирования. В свою очередь, цель данной системы состоит в как можно более раннем обнаружении отклонения от утвержденного стандарта или нарушения принципа законности, эффективности и экономии при расходовании материальных ресурсов, для того, чтобы как можно раньше были приняты меры корректирующего характера, а в иных случаях были привлечены к ответственности виновные, получена компенсацию причиненного ущерба или осуществлены мероприятия, способствующие в будущем сокращению или предотвращению подобных отклонений или нарушений.
В отличие от зарубежных стран, где истоки финансового контроля восходят к IV веку н.э., в России вплоть до самой середины XVII века органа власти, который был предназначен для целенаправленного и непрерывного осуществления финансового контроля, отсутствовал. Хотя в это же время практически всем государственным органам, так или иначе, приписывались контрольно-ревизионные полномочия[20].
Считается, что государственный финансовый контроль в России появился в 1654 году, в качестве результата действия Счетного приказа (приказа Счетных дел), который был учрежден Иоанном III для того чтобы укрепить финансовое хозяйство Российского государства, несущее ущерб в процессе военных действий. Основной деятельностью Приказа Счетных дел являлись ревизионные функции. При этом контролировались суммы, которые поступали в приход и расход по различным учреждениям, особенному контролю подвергалась выдача жалования военным и прочие военные расходы. В качестве отдельного самостоятельного учреждения Приказ Счетных дел упоминается с 1656 по 1701 годы.
Помимо этого финансовыми приказами считались приказ Большой казны, приказ Денежной раздачи, приказ Большого прихода, приказ Новой четверти, приказ Сбора запросныx и пятинныx денег и т.п.
Учрежденный в 1654 г. Счетный приказ проводил финансовые проверки органов общегосударственной власти (Приказа большой казны, Разрядного приказа), а также инспекционные выборочные проверки местных органов т.н. «земских приказов» или «четвертей» (Смоленского приказа, Устюжской четверти и др.), осуществлял ревизионную практику, обязывая все остальные приказы предоставлять приходно-расходные книги. Четверти (территориальные приказы) осуществляли свою контрольную функцию по отношению к местным органам власти при прямом содействии воевод, которые несли ответственность за соблюдение финансового порядка на местах. Следовательно, на этом этапе была создана вертикальная иерархическая структура финансовых органов, в основе которой низовым органом финансового контроля в пределах уезда стал воевода.
В 1705 г. на смену Счетному приказу пришла Ближняя канцелярия, которой были подчинены все Приказы, и которая стала центральным органом всех ветвей государственного управления. Для борьбы со взяточничеством Царскими указами от 5 марта 1711 г. и 17 марта 1714 г. был учрежден институт фискалов во главе с генерал-ревизором, выполнявшим функции проверки исполнения. Впоследствии, Ближняя Канцелярия делегировала часть своих контрольных полномочий Сенату. А с 1712 г. данные функции перешли к Оберкомиссару сенатской канцелярии князю Baдбольскому, который проводил ревизии и контролировал, чтобы в приходные и расходные книги не попали «нерасписанные статьи».
В итоге, полноценная система финансового контроля была сформирована за счет создания разнообразных органов и учреждений, которые осуществляли предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. К началу 18 века такими учреждениями выступали Ближняя канцелярия, Сенат и фискалитет, а в дальнейшем, Ревизион-коллегия, отчасти Камер- и Штатс-контор-коллегии. Таким образом, с первой половины 18 века прослеживается тенденция финансового управления в целом и финансового контроля, в частности.
Во время существования Советского Союза контрольную деятельность в государстве осуществляли, руководствуясь принципом центрального управления. России, в сущности, достались в наследство советские принципы и система финансового контроля государства, имеющего вертикальную модель управления, Впрочем, заметим, что они были несколько видоизменены.
Изначально система финансового контроля государства базировалась на жестко централизованном механизме контроля, осуществляемом органами исполнительной власти, на котором основывалась плановая экономика. Впрочем, в дальнейшем в результате проводимых в государстве преобразований контрольная система избавилась от некоторых прежних составных частей, в частности, от народного контроля, контроля финансово-кредитных органов и, в значительной степени, – от ведомственного контроля. Вместо этого, наряду с контролем, осуществляемым органами государственной исполнительной власти в это время был добавлен внешний финансовый контроль, независимый от органов исполнительной власти (в том числе Счетная палата РФ и система государственных и муниципальный счетно-контрольных органов).
С распадом СССР произошел и распад советской системы государственного финансового контроля. Изменение принципов государственного управления, новая экономическая ситуация потребовали изменения системы государственного контроля, в связи с чем Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 18 ноября 1994 года приняла Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации».
Созданная на федеральном уровне в развитие конституционных положений российская модель государственного аудита в целом отражает современные концептуальные подходы и наиболее общие характеристики, отвечающие международным стандартам.
Изучение отечественной и зарубежной систем государственного финансового контроля подтверждает наличие единых задач и общих принципов в организации работы органов контроля, но с учетом национальных особенностей и исторического развития. Все страны стремятся повысить роль и ответственность органов контроля, обеспечивая им необходимые полномочия и соответствующую материальную базу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовый контроль выступает неотъемлемой частью системы государственного управления. Финансовый контроль является разновидностью финансовой деятельности государства, осуществляемой специальными контрольными органами, всей системой органов управления и государственной власти, и заключается в проверке целесообразности и законности действий в сфере расходования и образования денежных средств, а также субъектов управления и хозяйствования с применением характерных методов и форм его воздействия и организации.
Роль финансового контроля в рыночных условиях хозяйствования неоднократно возрастает. Государственный финансовый контроль становится главной управленческой функцией государства, и его значение заключается в содействии реализации государственной финансовой и экономической политики, обеспечении эффективного использования государственных финансов, в частности средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и государственных бюджетных средств.
В Российской Федерации действует достаточно разветвленная сеть органов, осуществляющих финансовый контроль. В субъектах РФ и муниципальных образованиях функционируют постоянно действующие органы государственного или муниципального финансового контроля, которые образуются законодательным органом государственной власти субъекта РФ, либо представительным органом муниципального образования.