Файл: Понятие и задачи государственного финансового контроля (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Сущность и значение финансового контроля
Виды, формы и методы организации финансового контроля
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Органы финансового контроля в РФ: цели, функции и задачи
ВВЕДЕНИЕ
Несомненна актуальность данной темы исследования, поскольку само существование и функционирование механизма государственного управления, одним из наиболее действенных инструментов которого являются финансовые ресурсы и их распределение, невозможно без создания системы финансового контроля, которая была бы способна осуществлять контроль законности финансовой государственной деятельности, учитывая при этом ее целесообразность и эффективность. Система государственного финансового контроля представляет собой наиболее важный фактор в обеспечении законности государственной хозяйственной и финансовой деятельности.
В 1996 году Указ Президента РФ №1095 декларировал функции, предназначенные государственному финансовому контролю. В их число входят:
- контроль исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- организация и контроль обращения денежных ресурсов, использования кредитных ресурсов;
- контроль состояния внешнего внутреннего и государственного долга, государственных резервных фондов;
- контроль предоставления налоговых и финансовых льгот определенным субъектам или организациям.
Итак, финансовый контроль является разновидностью государственной финансовой деятельности, которую осуществляет вся система органов государственного управления и власти, в том числе и специальные контрольные органы.
В связи с изменениями социально-экономического и политического характера, произошедшими в Российской Федерации, тема развития действенной системы финансового контроля, которая была бы целостной, основанной на единых принципах, и с использованием эффективных методов, приобретает особую значимость.
Эти обстоятельства предопределяют актуальность и выбор темы исследования.
Тема финансового контроля широко освещается в научной литературе. Современное состояние, степень развития и изменения, происходящие в системе финансового контроля Российской Федерации оперативно и достаточно обширно освещаются в периодических изданиях. Вопросами системы контроля занимались такие ученые, как А.М. Александрова, В.В. Бурцев, В.Д. Андреева, Э.А. Вознесенский, В.А. Воронов, О.Б. Ивановой, Е.А. Кочерин, М.В. Мельник, О.А. Ногина, В.И. Шлейников, Г.Л. Рабинович и др.
Несмотря на широкое освещение в научной литературе проблем развития форм и методов финансового контроля, научный поиск в этом направлении продолжается. Лучшие решения еще не определены, наблюдается очевидный пробел в качественных выводах. Поэтому, в последнее время интерес к изучению проблемы развития финансового контроля существенно вырос. Недостаточная разработанность теоретических и методологических положений, их высокая практическая значимость обусловили выбор предмета, объекта, цели и задач исследования.
Целью данного исследования является изучение понятия и задач государственного финансового контроля в РФ.
В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
- изучить содержание и значение финансового контроля;
- рассмотреть виды, формы и методы организации финансового контроля;
- дать характеристику органов финансового контроля в РФ, рассмотреть их цели, функции и задачи;
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт финансового контроля.
Объектом исследования является финансовый контроль в РФ.
Предметом исследования является организация финансового контроля.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют теоретические и прикладные научные исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых в области организации финансового контроля.
В работе применяются такие методы исследования, как: диалектический метод как общенаучный метод познания, а также методы и приемы систематизации и формализации информации, экономической статистики.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, в том числе федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, распоряжения Правительства РФ; концепции и прогнозы социально-экономического развития Министерства экономического развития РФ; статистические данные Центрального банка РФ, научно-исследовательские разработки; информационно-аналитические и обзорные материалы общероссийских и международных научных конференций, публикации в общеэкономических и финансовых периодических изданиях по исследуемой проблематике, Интернет-ресурсы.
В процессе исследования будут рассмотрены следующие вопросы:
В Главе 1 «Теоретические аспекты финансового контроля» будут рассмотрены вопросы содержания и значения финансового контроля, отечественный и зарубежный опыт финансового контроля. В отдельный блок планируется выделить вопросы видов, форм и методов организации финансового контроля.
Глава 2 «Анализ осуществления финансового контроля в Российской Федерации» будет посвящена отечественный и зарубежный опыт финансового контроля, а также характеристике органов финансового контроля в РФ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Сущность и значение финансового контроля
Контроль является одной из форм обратной связи, с помощью которой органы власти обладают информацией о действительном состоянии управляемого объекта и на ее основе принимаются меры корректирующего воздействия. Касательно финансово-бюджетной сферы таким элементом финансового механизма является финансовый контроль.
Особую важность финансовый контроль приобретает на государственном уровне, ведь от качества проводимого финансового контроля зависит степень целевого использования бюджетных средств.
Государственный финансовый контроль выступает неотъемлемой частью системы государственного управления. Финансовый контроль является разновидностью финансовой деятельности государства, осуществляемой специальными контрольными органами, всей системой органов управления и государственной власти, и заключается в проверке целесообразности и законности действий в сфере расходования и образования денежных средств, а также субъектов управления и хозяйствования с применением характерных методов и форм его воздействия и организации[1].
Роль государственного финансового контроля в рыночных условиях хозяйствования неоднократно возрастает. Государственный финансовый контроль становится главной управленческой функцией государства, и его значение заключается в содействии реализации государственной финансовой и экономической политики, обеспечении эффективного использования государственных финансов, в частности средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и государственных бюджетных средств.
Финансовый контроль - это ключевой аспект соблюдения законности в финансовой и хозяйственной деятельности каждого государства. Современные функции государственного финансового контроля были определены в 1996 году Указом Президента Российской Федерации №1095 и их содержанием стал контроль за исполнением федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственного резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот преимуществ.
Важнейшей функцией контрольно-счетных органов государства на каждом этапе контрольно-ревизионной деятельностью является пресечение нарушений и хищений в бюджетно-финансовой сфере. Этим же указом определено, что бюджетные учреждения должны подвергаться контролю ежегодно.
Практика свидетельствует о том, что в последнее время особенно остро стоит вопрос о соблюдении хозяйственными субъектами – получателями бюджетных средств их целевого использования. Содержание государственного финансового контроля ведет к проверке деятельности органов исполнительной и представительной (законодательной) власти государственного управления, а также иных хозяйствующих субъектов (участников) бюджетного процесса с точки зрения соблюдения законности, прозрачности и эффективности их действий в сфере образования, использования и распределения фондов денежных средств государства (внебюджетных фондов и бюджетного фонда).
Управление финансовыми ресурсами страны – главная задача осуществляемой финансовой политики. Двусторонний характер движения финансовых ресурсов и доходов обуславливает наличие двух механизмов: формирования и использования финансовых ресурсов (рис.1).
Обязательным элементом финансового механизма является финансовый контроль, который берет свое начало благодаря контрольной функции финансов. Финансовый контроль как элемент финансового механизма связан на постоянной основе с такими элементами финансового механизма, как финансовое планирование и регулирование, в связи с чем, включает в себя проверку выполнения финансовых планов и мер финансового регулирования, а также обеспечивает государственные органы власти информацией касательно результатов финансового контроля для дальнейшего планирования и регулирования системы финансов.
Разработка финансового плана
Финансовое планирование
Финансовое регулирование
Финансовый механизм
Подведение итогов выполнения финансовых планов и мероприятий финансового регулирования
Корректировка исправлений финансовой политики
Финансовый контроль
Рис.1 Структура элементов финансового механизма[2]
Контрольная функция финансов способствует наличию у общества информации о размере пропорций распределения денежных средств по статьям доходов и расходов, о своевременности или наличии задержек поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования страны, насколько эффективно и целесообразно они расходуются.
В современном управлении финансами распределительная и контрольная функции в экономическом процессе выступают в тесной взаимосвязи. Только в их единстве и взаимодействии финансы предстают в качестве категории стоимостного распределения.
Контрольная функция, объективно свойственная финансам, имеет возможность реализации с большей или меньшей полнотой, определяемой состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Реализация контрольной функции финансов происходит посредством использования информации, содержащейся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Финансовый контроль является обязательным структурным элементом финансовой деятельности как на государственном уровне, так и на уровне органов местного самоуправления. Верный выбор организационной формы финансового контроля, а также качества нормативно-правовой базы финансово-контрольной деятельности в наибольшей степени обуславливают в целом как эффективность финансов, так и государственных финансов.
Как элемент финансового механизма финансовый контроль с помощью финансовых методов и рычагов обеспечивает процесс общественного воспроизводства, осуществление распределительных и перераспределительных процессов, формирование доходов субъектов хозяйствования и фондов денежных средств, «которое выражается в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов»[3].
Государственный финансовый контроль – это система институтов, инструментов и объектов для проверки законности и эффективности действий для формирования, распределения и дальнейшего использования финансовых ресурсов государства и местного самоуправления.
Основным нормативно-правовым актом в области государственного финансового контроля является Бюджетный кодекс РФ.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации «Государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения»[4].
Проблема определения понятия «финансовый контроль» на современном этапе развития российского общества является весьма актуальной и значимой.
У понятия «финансовый контроль» законодательного определения не существует, вследствие чего имеет место быть разнообразие суждений, и является темой обсуждений и споров среди российских ученых.
С точки зрения Н.С. Малеина, «финансовый контроль – это урегулированная нормами права деятельность органов и организаций, цель которой – обеспечение финансовой, бюджетной, кредитной, расчетной и кассовой дисциплины в процессе выполнения планов и выражающаяся в проверке законности, обоснованности рациональности денежных затрат».