Файл: Система налогового учета (Налоговый учёт теоретический аспект).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Политика разумных налогов — характерно для современной РФ. Означает, что уровень налогообложения достаточно высок, но при этом имеется значительное число государственных социальных программ, существует реальная финансовая защита граждан.

Принципами налоговой политики являются:

    • соотношение прямых и косвенных налогов;
    • непрерывность налогообложения;
    • широта применения налоговых льгот — направления и цели;
    • использование системы вычетов и их целевая направленность;
    • методы формирования налоговой базы.

Говоря о налоговой политике, нельзя не сказать о субъектах налоговой политики. В нашей стране таковыми являются Федерация, республики, края, города Москва и Санкт-Петербург, местное самоуправление. Согласно действующему налоговому законодательству, субъекты Федерации и муниципальные образования на местах могут вводить, отменять налоги, менять налоговые ставки в пределах региональных и местных налогов. Таким образом, проводя свою налоговую политику, субъекты могут влиять на финансово-хозяйственную жизнь своего региона, создавая в целом более благоприятную для деятельности организаций среду.

Например, с 1 января текущего года субъект РФ может варьировать налоговую ставку по УСН с объектом «доходы» от 1 до 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). [3]

Основные направления были опубликованы на сайте Минфина РФ еще в прошлом году. Это публичный документ, дающий общее представление о ближайших перспективах налоговой жизни страны:

  1. Повышение порогового значения амортизируемого имущества до 80–100 руб;
  2. Мораторий на увеличение налоговой нагрузки — таким образом обеспечивается некая стабильность налоговой системы;
  3. Работа над системой специальных «упрощенных» налоговых режимов (будет расширен список возможных видов деятельности для ПСН, рассматривается вопрос о снижении ставок по УСН и ЕНВД);
  4. В плане НДС возможно упрощение порядка начисления и вычета налога, уплаченного в составе аванса, также должно упроститься подтверждение обоснованности освобождения от уплаты НДС.
  5. Планируются налоговые льготы вновь создаваемым предприятиям промышленности, осуществляющим капитальные вложения.
  6. Будет конкретизирован механизм проведения контроля за трансфертным ценообразованием (повышение суммового порога до 2–3 млрд руб. для признания сделки контролируемой).
  7. Планируется увеличение акцизов на вина, электронные сигареты, индексация акцизов на табачную продукцию постепенно, равными шагами каждый год в период 2017–2018 гг.
  8. Планируется к изменению порядок расчета пеней. Как ожидается, ставка будет зависеть от длительности просрочки и сможет достигнуть до 1/150 от ключевой ставки.

Как мы видим, налоговая политика на 2017 год — это некий «поход навстречу» бизнесу, при этом она рассчитана как на некоторое послабление налогового администрирования, так и на увеличение нагрузки по некоторым сборам. Как на практике будут реализованы эти направления, мы увидим уже очень скоро.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1. Особенности применения налогового учёта на предприятии

Данные налогового учета основываются на первичных учетных документах (включая справку бухгалтера), аналитических регистрах налогового учета и расчете налоговой базы. [3]

В НК РФ не дается определение первичных учетных документов, поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ этот термин применяется в том значении, в каком он используется в других отраслях законодательства. [3]

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: [4]

    • наименование документа;
    • дату составления документа; 
    • наименование организации, от имени которой составлен документ; 
    • содержание хозяйственной операции; 
    • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; 
    • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; 
    • личные подписи указанных лиц. 

Аналитические регистры налогового учета - это разработочные таблицы, ведомости, журналы, книги, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

В то же время формы аналитических регистров налогового учета обязательно должны содержать следующие реквизиты, установленные ст. 313 НК РФ: [3]

    • наименование регистра; 
    • период (дату) составления; 
    • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; 
    • наименование хозяйственных операций; 
    • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.  

     2.2. Различные подходы к ведению налогового учета

Организация при разработке методики ведения налогового учета может применить принцип «приход-расход» с ведением книги доходов и расходов (аналогично применяющейся сейчас упрощенной системе бухгалтерского учета) или принцип двойной записи с использованием «налогового» плана счетов и разработкой «налоговых» проводок. 

Первый способ оптимален для небольших организаций, количество операций в которых невелико и которые будут определять доходы и расходы по кассовому методу. Что касается остальных организаций, то им больше подошел бы второй способ, однако он очень трудоемок. 

Казалось бы, можно выбрать третий путь - адаптировать для налогового учета действующий План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н, пересмотрев порядок аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и вести в одном плане счетов и бухгалтерский, и налоговый учет.

Но в силу частого несовпадения сумм одних и тех же доходов и расходов и дат их принятия к учету в бухгалтерском и налоговом учете не представляется возможным совместить два учета в одном. 

Велик соблазн просто заменить бухгалтерский учет налоговым, то есть вести учет с использованием бухгалтерского Плана счетов, но отражая доходы и расходы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

Такой точки зрения часто придерживаются бухгалтеры организаций, которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов. Они мотивируют свою позицию тем, что их деятельность контролируют только налоговые органы, которых интересует только правильность исчисления налогов, поэтому незачем нагружать сотрудников бухгалтерии ведением еще и классического бухгалтерского учета, который становится ненужным. 

Однако согласно ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность и представлять ее учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.

Кроме того, бухгалтерский учет должен отражать реальное финансовое положение организации, что представляет интерес не только для менеджеров, но и для акционеров и других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности. 


Некоторые предлагают компромиссный вариант - использовать для налогового учета дополнительно вводимые «налоговые» счета к бухгалтерскому Плану счетов, на которых вести учет доходов и расходов в разрезе требований главы 25 НК РФ. Обороты и остатки по этим счетам не будут отражаться в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер сможет при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета. 

Это будет удобно бухгалтерам, ведущим учет на компьютере с использованием бухгалтерских программ. Они должны будут добавить в алгоритм проведения некоторых хозяйственных операций дополнительные записи по счетам налогового учета и составить новые алгоритмы в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному. 

  2.3 Налоговая отчетность

Налоговая отчетность организаций включает ряд деклараций и расчетов по уплате авансовых платежей. Состав налоговой отчетности зависит от действующего режима налогообложения. Наиболее полная нагрузка по составлению налоговой отчетности ложится на предприятия, работающие на ОСНО.

Организации, использующие специальные режимы налогообложения, декларации по некоторым видам налогов не подают. Это касается налоговой отчетности по прибыли, имуществу (кроме налога, начисляемого от кадастровой стоимости), НДС (за исключением подачи деклараций в качестве налоговых агентов, по импортным операциям). Периодичность некоторых видов налоговой отчетности (в частности, по налогу на прибыль) зависит от общего уровня доходов предприятия.

Обязанность по самостоятельному составлению налоговой отчетности и ее подаче в контролирующие органы есть у всех организаций и ИП, зарегистрированных на территории РФ. В некоторых случаях представлять декларации по итогам полученных в прошедшем налоговом периоде доходов следует и прочим физическим лицам (п. 1 ст. 227.1, п. 1 ст. 228 НК РФ):

    • иностранным гражданам, ведущим трудовую деятельность по найму на территории РФ;
    • физлицам, получившим доход от продажи имущества или прочих выплат.

Декларации и расчеты по авансовым платежам передаются в органы ФНС как на бумажных носителях, так и в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). При наличии у налогоплательщика свыше 100 наемных работников налоговая отчетность сдается только с использованием ТКС.


Встречаются и исключения. Налоговую отчетность по НДС требуется представлять только в электронном виде.

Календарь налоговой отчетности содержит сведения о сроках представления деклараций и расчетов в зависимости от выбранной системы налогообложения. В нем, в частности, отражены сроки сдачи налоговой отчетности в 2016–2017 годах.

Календарь позволяет бухгалтерской службе предприятий вовремя подготовить необходимые налоговые расчеты и декларации и отчитаться в срок, избежав штрафных санкций.

Налоговая отчетность должна представляться в законодательно установленные сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ). Как правило, они совпадают со сроками уплаты налогов. Однако по некоторым видам налогов предусматривается частичная уплата налогов либо авансовых платежей. Возможно также и некоторое расхождение по срокам подачи и уплаты. Так, например, декларация по ЕНВД должна быть представлена не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. А перечислять налог требуется до 25-го числа.

Несоблюдение сроков представления налоговой отчетности влечет за собой ответственность в виде штрафов, которые зависят от размера налога к уплате. При этом штрафные суммы не могут быть меньше 1 000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

В налоговой отчетности должна отражаться информация, дающая полное представление о данных, необходимых для расчета соответствующего налога. В декларациях отражается либо сразу сама налогооблагаемая база (если она не требует расчета), либо приводится ее расчет (например, как разница между величиной полученных доходов и понесенных расходов). Кроме того, сведения из налоговой отчетности содержат все необходимые коэффициенты, влияющие на расчет, и показывают сам арифметический процесс исчисления налога с распределением его по бюджетам, если в последнем есть необходимость.

В случае получения требования ФНС о необходимости внести корректировки в налоговую отчетность предприниматели и организации обязаны в 5-дневный срок после этого проверить данные, при обнаружении ошибок внести исправления и подать измененную декларацию (либо дать объяснения). Если после проверки сумма налога к уплате увеличилась, ее требуется доплатить вместе с начисленными за период просрочки пенями.

Непредставление налоговой отчетности или отражение в ней заведомо ложных данных, ведущих к занижению налоговых платежей в крупных размерах, может быть уголовно наказуемо (ст. 199 УК РФ). В качестве меры наказания могут быть применены крупные штрафы и лишение свободы ответственных лиц.