Файл: Система налогового учета (Налоговый учёт теоретический аспект).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все хозсубъекты обязаны представлять в контролирующие органы налоговую отчетность и расчеты по налоговым авансовым платежам (если обязанность их представления закреплена законодательно) в установленные сроки. В налоговой отчетности отражаются данные о формировании налогооблагаемой базы и прочая информация, необходимая для расчетов.

Если налоговая отчетность не направлена в органы ФНС или сдана с опозданием, налогоплательщикам придется уплатить штраф согласно ст. 119 НК РФ.

Своевременная сдача налоговой отчетности в совокупности с отражением в ней достоверных данных позволит налогоплательщикам избежать дополнительных трат в виде штрафных выплат и прочих негативных последствий.

3. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Налоговый учет является неотъемлемой частью учета организации и играет важнейшую роль, как в исполнении налоговых обязательств, так и в налоговом планировании.

Современный этап налогового реформирования в РФ характеризуется значительными изменениями налогообложения страны. Налоговый Кодекс Российской Федерации является главным законодательным документом налоговой политики государства.

После вступления в действие с 01.01.02. Главы 25 «Налог на прибыль организаций» значительно изменился механизм налогообложения прибыли. Стало важным ведение налогового учета для дальнейшего исчисления налога на прибыль организаций. Учет объектов налогообложения немного отличается от бухгалтерского учета. Поэтому изначально было тяжело вести сразу два учета – бухгалтерский и налоговый. [3]

Введение налогового учета требуется для формирования достоверной информации об учете операций для целей налогообложения на предприятии.
Существуют различные подходы для формирования и упорядочения данных о порядке ведения налогового учета. К ним можно отнести ведение параллельного учета и построение налогового учета на основе бухгалтерского.

Основным преимуществом параллельного ведения налогового учета является абсолютная независимость от изменений в правилах ведения бухгалтерского учета. Данный метод предполагает занесение одних и тех же первичных документов в разные, несвязанные между собой регистры. Формирование налоговой базы и заполнение декларации осуществляется на основе самостоятельных налоговых регистров.

К недостаткам данного метода можно отнести громоздкость документации в системе ведения учета, дублирование данных бухгалтерского учета, которое приводит к массивности регистров налогового учета, отсутствие согласованности данных налогового и бухгалтерского учетов и в итоге трудоемкий процесс учета.


Из этого следует, что создание данной системы налогового учета приведет к нерациональному росту затрат, к неточности данных налогового учета, к более медленной организации учета и его своевременности.
Рассматривая построение налогового учета на основе бухгалтерского можно выделить такие достоинства как возможность для предприятия сохранить первичную финансовую информацию, независимость и гибкость основного  учета при возможных изменениях в налоговом законодательстве, сформированного по правилам бухгалтерского учета, меньшая трудоемкость по сравнению со специальным налоговым учетом.

Но система бухгалтерского учета постоянно улучшается и изменяется. Изменяются и правила отражения операций. Поэтому и у этого метода есть свои недостатки.

Применение ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» позволяет увидеть формирование прибыли по правилам налогового законодательства, а так же отклонения в суммах налога, исчисленных по правилам бухгалтерского учета.

С введением ПБУ 18/02 сильно изменилось ведение бухгалтерского учета. Формирование налоговых регистров идет параллельно с определением отклонений между бухгалтерской и налоговой величиной активов.
Статья 313 НК РФ устанавливает обязанность ведения налогового учета для целей налогообложения.

Организация вправе самостоятельно устанавливать порядок ведения налогового учета. В большинстве случаев организации используют для формирования налоговых данных на основе бухгалтерского учета.
Налоговый учет необходимо строить на информационной базе бухгалтерского учета. Разработка налоговых регистров на предприятии является основным моментов в налоговом учете. Это достаточно трудоемкая и неотработанная методология.  Чтобы избежать ошибки при учете организации расширяют штат бухгалтерии, оснащают их техническими средствами и отправляют на курсы повышения квалификации. Тем не менее, даже такие меры не всегда оправданы, и организация вынуждена прибегнуть к аудиторским фирмам.

Различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета заключаются в таких элементах как налоговые преференции и отдельные виды расходов, используемые для минимизации налоговых платежей. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что составление налоговой отчетности полностью на основе бухгалтерского учета нецелесообразно.

На сегодняшний день существует не малое количество компьютерных программ, позволяющих облегчить налоговый учет. Самой популярной является программа «1С: Бухгалтерия предприятия». Данная программа структурирует все данные о ведении деятельности на предприятии, обрабатывает первичные документы, все финансовые и экономические отчеты, тем самым облегчает человеческий труд и практически полностью сводит к нулю ошибки в расчетах.


Для малых предприятий Налоговый кодекс предусмотрел облегченный вариант налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения (УСН) и специального режима – единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
В соответствии со статьей 346.11 НК РФ, организации находящиеся на УСН освобождаются от уплаты налога на прибыль, НДС и налога на имущество, а ИП освобождаются от НДФЛ, НДС и налога на имущества с физических лиц, тем самым облегчая налоговый учет у себя на предприятии.

Минфин России подготовил законопроект, предусматривающий упрощение налогового учета. Упрощение заключается в следующих действиях:

    • методы списания стоимости запасов в расходы будут уточнены. При этом обеспечат сближение бухгалтерского и налогового учета;
    • в зависимости от учетной политики, возможность амортизации малоценного имущества;
    • признание убытков от уступки прав требования на дату уступки права требования;
    • изменение переоценки обязательств, которые выражены в иностранной валюте, а также учет доходов и расходов в виде суммовых разниц.

На мой взгляд,  целесообразно разработать план счетов налогового учета. Счета должны иметь названия и номера отличные от счетов бухгалтерского учета, что поспособствует к появлению новой корреспонденции счетов. Что существенно облегчит ведение учета в крупных организациях.

Также можно преобразовать метод двойной записи в тройную. То есть отражать суммы в дебете, кредите и сразу высчитывать налог. Такой метод позволит убыстрить и как следствие оптимизировать налоговый учет. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговый учет — система сбора, обобщения, анализа и передачи информации финансового характера с целью надлежащего исчисления налоговых обязательств плательщика. 

Налоговый кодекс определяет это понятие как способ обработки сведений о хозяйственных операциях, полученных из первичных документов с целью определения налогооблагаемой базы.

Налоговый учет должен отображать каждую хозяйственную операцию. Из его данных можно почерпнуть сведения о:

    • доходах и издержках;
    • расходах, учтенных в текущем периоде;
    • сформированных резервах;
    • задолженности перед бюджетом.

Цели налогового учета:

    • создание достоверной базы сведений о проведенных хозяйственных операциях;
    • обеспечение данными финансового характера, касающимися работы предприятия внутренних и посторонних пользователей.

Для целей налогового учета используются специальные формы:

    • налоговые регистры хозяйствующих субъектов, предпочетших общую систему налогообложения;
    • книги учета субъектов, применяющих упрощенную, а также патентную систему налогообложения.

Налоговый учет тесно связан со статистическим и бухгалтерским.

Налогоплательщики организовывают налоговый учет сообразно своим потребностям и возможностям. Он может быть бумажным или электронным. Осуществленный субъектом хозяйствования выбор учетной политики оформляется отдельным приказом.

Методика учета применяется последовательно и может изменяться только перед началом нового налогового периода. Фискальные органы не вправе навязывать налогоплательщикам те или иные образцы учетных документов.

На сведения налогового учета распространяется режим коммерческой тайны.

Законодатель предоставил налогоплательщикам альтернативу:

    • если регистры бухучета содержат достаточно данных для расчета налоговой базы, плательщик может не заводить налоговые регистры;
    • если сведений бухгалтерских регистров недостаточно — они дополняются новыми реквизитами (то есть, формируются налоговые регистры).

Налоговый учет может быть:

    • бухгалтерским — сформированным исключительно из сведений бухучета;
    • смешанным — созданным путем использования нескольких методик;
    • абсолютным — независимым от бухгалтерского.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Гражданский кодекс РФ. Федеральный закон от 30.11.94 №51-Ф3 (в редакции ФЗ №352-ФЗ от 27.12 2009 г.).
  3. Налоговый кодекс РФ (часть первая, Федеральный закон от 31.07.98 №146-Ф3, и часть вторая, Федеральный закон от 05.08.2000 №117-Ф3.)  в редакции ФЗ №368-ФЗ от 27.12.2015 г.
  4. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями).
  5. Горский И.В. К проблеме налоговой нагрузки в России // Экономика. Налоги. Право 2015. №1. C. 126
  6. Захарова Л. Бизнесу дадут отсрочку // Российская Бизнес-газета № 988 от 10.03. 2015 г.
  7. Мандрощенко О.В. Налоговые аспекты инвестиционной деятельности организации / О.В. Мандрощенко / Доклады и выступления участников 13-го семинара Управление эффективностью и результативностью (июль 2013г.) // Эффективное антикризисное управлений. – 2014. – № 3 с. 11-19.
  8. Мишустин М.В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 4. С. 8.
  9. Мишустин М.В. Материалы научно-практической конференции «Роль налогового консультанта во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщика- ми» // Экономика. Налоги. Право. 2014. №3.
  10. Налоги и налогообложение: учебник (Электронный ресурс) / Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И.; Региональный финансово-экономический инс-т. – Курск, 2015 г. с. 101.
  11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалав- ров: углубленный курс – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. с. 24.
  12. Селезнев, А.З. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Селезнев. - М.: Магистр, 2014. - 383с.
  13. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 г. - 639с.
  14. Финансы и кредит: учебник / под ред. М.В.Романовского, Г.Н.Белоглазовой. - 2-е изд., перераб., доп. М.: Юрайт, 2015 г.-609с.
  15. Черенцов, С.А. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебное пособие / С.А. Черенцов. - М.: Магистр, 2014 г. - 527с.
  16. Эскиндаров М.А. Материалы научно-практической конференции «Роль налогового консультанта во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками» // Экономика. Налоги. Право. 2014. №3. С. 153.