Файл: Выбор стиля руководства в организации ЗАО «Пит-Стоп».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

11

Влияние критических ситуаций на

поведение руководителя

Б

А

Б

А/Б

Л/А

12

Решение вопросов, в которых

руководитель некомпетентен

Б

А

Б

Б

Д

13

Требовательность

Б

А

А

А

Д

14

Контроль за результатом

А

В

А

А

Д

15

Поддержание дисциплины

А

В

А

В

Л

16

Работа подчиненных с руководителем

Б

В

Б

Б

Д

Итого

Д

Л

Д

Д

Д

Проведём также качественный анализ данных отдельных руководителей. Подробно исследуем стиль руководства управляющего кафе и заведующего производством.

Рисунок 4 - Стиль управления управляющего кафе[43]

Рисунок 5 - Стиль управления заведующего производством[44]

Как видно из диаграмм, у управляющего кафе преобладает демократический стиль управления персоналом. Заведующего производством характеризует либерально-демократический стиль.

Для анализа стилей руководства была также использована методика «решетка менеджмента». Данная методика направлена на самоопределение стиля руководства самими руководителями.

Таблица 3

Бланк регистрации ответов управляющего кафе[45]

Порядковые номера суждений

Выбранные ответы альтернативы

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

+

2

+1

3

+

4

+

5

+1

6

+1

7

+1

8

+

9

+

10

+1

11

+1

12

+

13

+1

14

+1

15

+

16

+1

17

+

18

+1


П = 7; З = 3.

Результаты ответов занесены в «решетку»:

Рисунок 6 - Стиль руководства управляющего кафе [46]

Таблица 4

Бланк регистрации ответов заведующего производством[47]

Порядковые номера суждений

Выбранные ответы альтернативы

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

+

2

+

1

3

+1

4

+

5

1

+

6

+1

7

1

+

8

+

9

+1

10

1

+

11

+1

12

+

13

1

+

14

1

+

15

+

16

1

+

17

+

18

+1

П = 2; З = 5

Результаты занесены в «решетку»:

Рисунок 7 - Стиль руководства заведующего производством[48]

Как видно из данных «решетки», директор больше ориентирован на сотрудников, администратор - на выполнение задач.

Осуществим социальную диагностику персонала предприятия. Подобная диагностика возможна посредством оценки лидерского потенциала персонала предприятий.

Таблица 5


Возрастные психологические особенности лидерских позиций[49]

Как бы Вы оценили наличие лидерского потенциала в перечисленных возрастных группах

Ранг степени наличия лидерского потенциала (maх 4)

Ранг степени конфликтности (maх 4)

рабочие

специалисты

работники аппарата управления

рабочие

специалисты

работники аппарата управления

21-25

4

3

2

4

4

2

25-40

3

4

4

3

3

4

40-55

2

2

3

1

2

1

55-65

1

1

1

2

1

3

Результаты проведенного исследования показали, что наибольший уровень лидерского потенциала отмечен в среде рабочих в возрастной группе – 21-25 лет, в среде специалистов – 25-40 лет и в среде работников аппарата управления – 40-55 лет. Данное соотношение выглядит вполне закономерным с точки зрения содержания труда каждой из указанных категорий. Так, для рабочих специальностей определяющее значение для лидерства имеют такие факторы, как здоровье, выносливость и навыки, коими в полной мере обладают преимущественно работники в возрасте 21-25, которые начинают свою трудовую карьеру, как правило, раньше остальных категорий работников (с 18 лет) и к 21 году обладают необходимыми умениями и желанием занять лидирующую позицию. Лидерский потенциал в среде специалистов сосредоточен в возрастной категории 25-40 лет тоже по объективной причине, поскольку именно на этот период приходится пик интеллектуальных достижений. Наибольший лидерский потенциал в среде работников аппарата управления сосредоточен в возрастной группе 25-40 преимущественно вследствие того, что в более раннем возрасте работники в большинстве своем ориентированы на профессиональное развитие в определенной сфере, а в более позднем возрасте работники, имевшие лидерский потенциал в большинстве своем уже достигли своей самореализации.


Таблица 6

Степень влияния условий трудовой деятельности на возрастание лидерского потенциала по категориям персонала[50]

Условия трудовой деятельности

Степень влияния условий трудовой деятельности на возрастание лидерского потенциала

работники аппарата управления

Специа-листы

рабочие

1

2

3

4

делегирование полномочий

высокая

высокая

средняя

усиление ответственности

высокая

высокая

средняя

увеличение заработной платы

средняя

средняя

высокая

увеличение премиального вознаграждения

средняя

средняя

высокая

увеличение количества социальных льгот

средняя

средняя

высокая

стаж

высокая

высокая

высокая

статус

высокая

высокая

средняя

повышение квалификации

высокая

высокая

средняя

образование

высокая

высокая

средняя

инновационность

высокая

средняя

низкая

интеллектуальная деятельность

высокая

средняя

низкая

творческий подход

высокая

средняя

низкая

инициативность

высокая

высокая

средняя

исполнительность

средняя

средняя

высокая

работоспособность

высокая

высокая

средняя

морально-психологический климат

средняя

высокая

высокая

стиль руководства

средняя

высокая

средняя

социальная защищенность

высокая

высокая

высокая

Продолжение таблицы 6

1

2

3

4

здоровый образ жизни

высокая

высокая

средняя

карьерный рост

высокая

высокая

средняя

правовая защищенность

высокая

высокая

высокая

социальное партнерство

средняя

средняя

высокая

участие в управлении банком

высокая

высокая

средняя

коммуникативность

средняя

высокая

высокая


Результаты мониторинга в части степени конфликтности, связанной с имеющимися на предприятиях лидерскими позициями совпали с итогами исследования лидерского потенциала только в среде рабочих в возрасте 21-25 лет. В среде рабочих данная закономерность объясняется тем, что работники, имеющие потенциал, занимают лидерские позиции в возрасте, когда нет еще достаточного уровня понимания законов менеджмента и межличностных взаимоотношений, что предсказуемо приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что фактически в равной мере относится и к наибольшей лидерской конфликтности среди работников аппарата управления в возрасте 25-40 лет. Среди специалистов наибольший уровень лидерской конфликтности отмечен также в категории работников 21-25 лет, которые, еще не достигнув пика интеллектуальных возможностей, не состоятельны с позиции реализации своего лидерского потенциала.

Лидерский потенциал работников может быть измерен количественно и качественно. Количественные характеристики условий трудовой деятельности показывают соотношение численности, показатель текучести по категориям работников, качественные – образовательный и квалификационный уровни, морально-психологический климат в коллективе, степень удовлетворенности трудом, отношение к ответственности, готовность проявлять инициативу, степень заинтересованности в результатах труда.

В ходе проведенного мониторинга состояния лидерского потенциала работникам были заданы вопросы, направленные на выявление степени влияния рассматриваемых стилей лидерства на возникновение конфликтов (см. табл. 7).

Таблица 7

Оценка степени влияния стилей лидерства на возникновение конфликтных ситуаций[51]

Стили лидерства

Категории персонала

Работники аппарата управления

специалисты

Рабочие

Ранг степени влияния (maх)

Авторитарный

1

3

3

Демократический

2

1

2

Либеральный

3

2

1

Таким образом, наибольшее влияние на возникновение конфликтов оказывает авторитарный стиль лидерства (2,3), далее либеральный (2) и в меньшей степени демократический (1,6). Авторитарный стиль лидерства предполагает обладание достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, а принуждение всегда опасно возникновением недовольства. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют, но люди наиболее остро реагируют на неудовлетворенность в такого рода потребностях, поэтому авторитарный стиль лидерства является потенциально одним из наиболее конфликтных вследствие сдерживания индивидуальных инициатив. Руководитель, использующий преимущественно демократический стиль, стремится решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, правильно реагировать на критику. В общении с подчиненными вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет подчиненным. В ситуации демократического лидерства возможно появление конфликтов на почве кризиса доверия и необходимости большого количества времени на принятие решений. Руководитель с либеральным стилем руководстваапрактически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. В данном случае напряженность может возникнуть в случае, если группа теряет направление движения и уменьшает скорость без вмешательства лидера.