Файл: Объект. Эмоциональные состояния человека..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. То, что происходит с человеком можно понять по его невербальному поведению: мимике, жестам и позам и др. Больше всего внимание людей обращено к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик человека, его отношений и взаимоотношений, как средству влияния на другого человека. Иными словами, невербальное общение не менее важно, чем вербальное.

Невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций.

Особенно актуальными становятся выводы психологии невербального общения в связи с развитием социальной психотерапии, социально- психологического тренинга, значительного распространения в профессиональной и учебной практике проектного, группового взаимодействия. Работая в этих областях, отечественные психологи-практики столкнулись с фундаментальной ошибкой, сформировавшейся в результате полного игнорирования тех идей психологии невербального общения, которые имели отношения к «вечной» проблеме взаимосвязи «души и тела», экспрессии и психологических особенностей человека.

В структуре общения выделяют два канала коммуникации: речевой (вербальный, словесный) и неречевой (невербальный). Восприятие информации из внешнего мира происходит благодаря неразрывной связи, постоянному взаимодействию данных каналов общения. Поэтому эффективность социально-психологического взаимодействия во многом зависит не только от точного понимания слов, произносимых собеседником, от интонации, а также, в значительной степени, от умения «читать» сообщения, передаваемые невербально.

Альберт Мейерабиан в 50-е гг. ХХ в. обнаружил, что информация любого сообщения делится следующим образом: 7% информации передаётся путём вербальных средств (только слов); 38% информации передаётся за счёт звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса, силу звука), а 55% - составляют невербальные средства информации. По вербальному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному – отношение к партнёру по общению. Высказывание древнегреческого философа Публиция: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом», лишь в очередной раз подтверждает выводы современных учёных.

Целый ряд научных дисциплин, особенно в последние годы, обращены к изучению эмоций. Уникальность эмоций обнаруживается, прежде всего, в многообразии и богатстве языковых средств и их выражения. До сих пор не существует ни единой номенклатуры, ни общепринятой теории эмоций.


Вместе с тем, в настоящее время отмечается возрастающий интерес к изучению эмоций, процессом их интерпретации и опознания. Это, несомненно, в первую очередь связано с тем, что успешное опознание эмоций позволяет адекватно описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции, а, следовательно, способствует более эффективному общению.

Для эмоций, в значительно большей мере, чем для других психических функций, характерен внешневыразительный аспект. Экспрессия, являясь одним из древнейших и универсальных способов общения людей, существует в неразрывном единстве с импрессивной деятельностью человека, т. е. способностью опознавать выразительные движения окружающих.

Люди значительно различаются по возможностям опознания эмоций других людей. Этот факт констатируется большинством работ, посвящённых исследованию опознания экспрессии. Отдельные вопросы, касающиеся особенностей опознания эмоций, освещаются в работах П.В. Симонова, В. А. Лабунской, В. А. Барабанщикова, Т. Н. Малковой, Е. Д. Хомской, К. Изарда, П. Экмана и др. (исследования лицевой экспрессии)

Анализ степени научной разработанности темы исследовательской работы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обилие публикаций по различным аспектам психологии восприятия эмоций, затрагиваемые вопросы изучены недостаточно. Нет специальных исследований, связанных с особенностью распознавания эмоций по фотоснимкам знакомых и незнакомых людей, недостаточно разработаны методы сбора и их анализа (процедуры, требования), вне поля зрения исследователей остаются вопросы зависимости социальной эффективности коммуникации и возможности понимать мимические выражения эмоций по лицам людей.

Объект. Эмоциональные состояния человека. .

Предмет. Невербальное проявление эмоциональных состояний человека

Цель курсовой работы - изучить невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Задачи:

  1. Выявить теоретические аспекты невербального проявления эмоциональных состояний;
  2. Провести исследование выразительных мимических проявлений;
  3. Сделать выводы по работе.

Глава 1. Теоретические аспекты невербального проявления эмоциональных состояний человека

1.1. Невербальное общение

Невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций.[1]


Многие исследователи считают невербальное поведение той частью общения, которая трудно поддается формализации и за которую человек не несет ответственности. Поэтому в культуре складываются, главным образом, требования, касающиеся речевого поведения. Человек несет ответственность за сказанное слово, но не за свое невербальное поведение. Такое соотношение требований к субъекту общения объясняется не только тем, что невербальное поведение трудно формализовать, но и всем спектром характеристик, которые отличают невербальное поведение от вербального и делают его «морально» ответственным за весь акт общения. Вербальный язык имеет линейную временную последовательность, а невербальный представляет пространственно-временную целостность. Вербальный язык легко кодируется и декодируется, чего нельзя сказать о невербальном. И, наконец, вербальный язык — это вокально-звуковое явление, а невербальный состоит из разнообразных движений.

Эти главные различия между двумя языками общения определяют центральную характеристику их взаимодействия: невербальные коммуникации не могут быть переведены в вербальные коды, так же как и вербальные в невербальные коды без существенной потери их смыслов. Но невербальное поведение трудно переводится и в любые другие коды.

Взаимодействие между невербальными и вербальными средствами, отличающееся гармоничностью, соответствующее ситуации общения, ее задачам, выполняет функции поддержки всего акта общения. При определенном соотношении речевого и неречевого поведения может наступить ситуация, которую специалисты в области невербального общения квалифицируют как «ситуация ненормального или нарушенного общения». К такой ситуации приводит избыток неречевых средств, рассогласование между «видимым» и «слышимым».

А.А. Леонтьев отметил, что интерпретация личности партнера, основывающаяся на внешнем выражении состояний, проксемике и других «визуальных ключах», начинается до начала речевого поведения. Иными словами, отношения партнеров общения, их психические состояния, социальные роли репрезентируются с помощью кинесической, проксемической структур до речевого взаимодействия и определяют его содержание, форму, темп и т. д. Отсюда следует, что у невербального поведения есть своеобразный приоритет в создании образа партнера и всей ситуации общения, но это не означает, что речевое поведение в реальном акте общения играет второстепенную роль.[2]


По мнению Е. И. Фейгенберга и А. Г. Асмолова невербальная коммуникация является преимущественно выражением смысловой сферы личности. Она представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов.

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы.

1) Оптико-кинетическая,

2) Пара- и экстралингвистическая,

3) Организация пространства и времени коммуникативного процесса,

4) Визуальный контакт.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.[3]

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так,  выбравших например, размещение  схем партнеров лицом  случаях друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

Визуальный контакт.  каким Следующая  относится специфическая знаковая  обращен система, используемая  приподнятые в коммуникативном процессе, — это «контакт  эксперименте глаз», имеющий  функцию место в визуальном  выражая общении. Исследования  более в этой области  опущенный тесно связаны  глазного с общепсихологическими исследованиями  участвуют в области зрительного  переменчивость восприятия — движения  экспрессивные глаз. В социально-психологических  логическому исследованиях изучается частота  определяется обмена взглядами,  прямой длительность их,  нечто смена статики  серия и динамики взгляда,  подборе избегание его  динамическим и т.д.


Г.М. Андреева  обращен считает, что  неосознаваемые совокупность этих  целом средств призвана  такой выполнять следующие  беспокойство функции:

дополнение речи;  лосовых замещение речи;  различных репрезентация эмоциональных  становится состояний партнеров  организация по коммуникативному процессу (Г.М. Андреева, 2003).

1.2. Невербальное  движениями проявление эмоциональных  обращен состояний

Эмоциональные состояния – психические  основе состояние, которые  процессе возникают в процессе  суть жизнедеятельности субъекта  воспринимал и определяют не только  невербальн уровень информационно - энергетического  однозначно обмена, но и направленность  ербального поведения. Эмоции  процессу управляют человеком  прямой намного сильнее,  онцентрация чем это  функции кажется на первый  характерный взгляд. Даже  предлагалось отсутствие эмоций – это  лице эмоция, точнее,  фейгенберга целое эмоциональное  мимические состояние, которое  недель характеризуется большим  означают количеством особенностей  скрытыми в поведении человека.

Основные  организация эмоциональные состояния,  инвариантны выделяемые в психологии:

Радость (удовлетворение,  страх веселье)

Грусть (апатия,  радости печаль, депрессия)

Гнев (агрессия,  всей озлобление)

Страх (тревога,  связь испуг)

Удивление (любопытство)

Отвращение (презрение,  значение брезгливость).[4]

В психологии  движению и в смежных науках  внешний ведётся постоянное  моторики изучение эмоций  являют и эмоциональных состояний. По  реальном данной теме  отводить проведены многочисленные  концы теоретические и практические  состояний исследования. В них  можно изложены концептуальные  хара представления об эмоциях  позволяет и их проявлениях, которые  мими рассматриваются К. Изардом,  наших П. В. Симоновым, С.Л. Рубинштейн,  выражением как один  эмоциональных из факторов успешного  радост развития личности  заметно человека. Существует  указывают тесная взаимосвязь,  всей между эмоциями  отображенной и общением. В общении  моторики мы выражаем себя  мнению и познаём окружающих  произвольная путём наблюдения  глаз и анализа их поведения. Наши  сферы действия и экспрессивные  горе выражения наших  мимических эмоций и эмоциональных  осуществлены состояний, в процессе  переменчивость совместной деятельности  произвольная с другими людьми  экспрессии имеют большое  размещение значение не только  детей для нас,  почтенное но и для наших  психологии партнёров.