Файл: Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций (Теоретические аспекты предпринимательской деятельности с учетом иностранного капитала).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности с учетом иностранного капитала
1.1 Правовое регулирование инвестиций и инвестиционной деятельности
1.2 Организация и деятельность предприятий с иностранными инвестициями
2. Правовые гарантии для иностранных инвесторов на территории РФ
2.1 Общие федеральные гарантии
2.2 Совершенствование политики привлечения иностранных инвестиций в РФ
Введение
Актуальность темы исследования. Все планы государства по его развитию в различных областях общественной жизни требуют значительных финансовых затрат, не является в этой связи исключением и Российская Федерация, которая на сегодняшний день испытывает дефицит внутренних финансовых ресурсов. По данным Минфина, в период с 2017 по 2020 годы казна может не досчитаться 5,6 триллиона рублей, причем, как отмечает Минфин, это только на выполнение базовых госпрограмм. При этом с учетом реализации дополнительных государственных программ (например, реформирование пенсионной системы), дефицит внутренних финансов может вырасти еще на 4,2 триллиона рублей. Одним из решений поставленной проблемы может явиться привлечение в экономику иностранных инвестиций.
Привлечение частного капитала (в том числе, иностранного капитала) в экономику России является одной из приоритетных задач на современном этапе ее развития. В апреле 2011 года Президент Российской Федерации утвердил перечень поручений Правительству Российской Федерации и Генеральной прокуратуре Российской Федерации по осуществлению первоочередных мер, направленных на улучшение условий инвестиционного климата в России.
Помимо увеличения финансовых активов страны, привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику приведет к внедрению новых технологий. Кроме того, активное участие иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, несомненно, повлияет на повышение культуры ведения бизнеса в России.
Осознавая необходимость инвестирования со стороны иностранных инвесторов, Правительство Российской Федерации принимает меры, направленные на привлечение иностранных вложений в национальную экономику, в том числе на создание благоприятного инвестиционного климата, на стабилизацию условий осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, на обеспечение неприкосновенности частной собственности, свободное перемещение товаров, работ и услуг и т.д.
Методологической основой исследования является сочетание научных методов и социальных явлений и процессов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности с привлечением иностранных инвестиций и осуществления инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации с участием иностранных инвесторов.
Предметом исследования являются закономерности правового регулирования отношений, составляющих объект исследования.
Целью исследования является анализ предпринимательской деятельности с привлечением иностранных инвестиций.
Данной целью определены задачи работы:
- Изучить теоретические аспекты предпринимательской деятельности с учетом иностранного капитала;
- Проанализировать правовые гарантии, которые предоставляются иностранным инвесторам на территории России;
- Рассмотреть пути совершенствования политики привлечения иностранных инвестиций в РФ
Структура работы определена целью и задачами, и содержит введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности с учетом иностранного капитала
1.1 Правовое регулирование инвестиций и инвестиционной деятельности
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционную деятельность в любом государстве, является существующая система законодательства, которая определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимоотношений иностранных инвесторов как с государственными организациями, так и с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования[1]. А.Г. Богатырев полагает[2], что правовое регулирование иностранных инвестиций демонстрирует объективность и взаимозависимость инвестиционного процесса и внешней и внутренней инвестиционной политики государства. В целом оно представляется собой систему регулирования инвестиционных отношений как отношений собственности в международном и во внутреннем праве.
Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих (т.е. принятых в установленном порядке и вступивших в силу) законодательных и подзаконных актов. Прежде всего, это Конституция РФ[3]. Инвестиционная деятельность базируется на конституционно-правовых основах, вытекающих из положений:
- статьи 8 (единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);
- статьи 34 (свобода использования своих способностей в предпринимательской деятельности)[4];
- статьи 35 (защита частной собственности, право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами);
- статьи 46 (гарантия каждому судебной защиты его прав и свобод);
- статьи 71 (отнесение к ведению Российской Федерации установления правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; внешняя политика и международные отношения России, международные договоры Российской Федерации);
- статьи 72 (отнесение к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов в числе других вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации и др.);
- статьи 74 (недопущение установления на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин, сборов и каких-то иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств);
- статьи 114 (Правительство РФ, среди прочего, обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики).
Далее в указанную систему входят:
- так называемые комплексные законодательные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности в России иностранных инвесторов наряду с другими субъектами инвестиционной и хозяйственной деятельности, либо комплексно регулирующие отношения в отдельных сферах экономики и отраслях законодательства: Гражданский кодекс РФ, система актов налогового законодательства, Таможенный кодекс Таможенного Союза, Федеральные законы от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности", от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" и др[5].;
- предметные или рамочные законодательные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима инвестиционного деятельности и собственно иностранных инвестиций или их организационных форм: федеральные законы от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и др[6].;
- правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и ведомственные нормативные акты, регламентирующие отдельные вопросы правового режима и порядка деятельности иностранных инвесторов в России.
Период конца 1990-х и начала 2000-х гг. в российской правовой системе действительно обозначил существенное и прогрессивное развитие инвестиционного законодательства[7]. Этот этап для России охарактеризован либерализацией внешнеэкономической деятельности и активной ролью государства в осуществлении инвестиционной политики. Ярчайшим событием улучшения инвестиционно-правового климата в России стало принятие Федеральных законов от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"[8].
В целом законодательство в данной области соответствует современным требованиям инвесторов. В частности, приведена в порядок система учреждения на территории России как совместных предприятий, так и полностью принадлежащих иностранцам. Сроки их регистрации ограничены всего одним месяцем, более четко определены все требования к регистрации, что практически исключает возможность применения всяких бюрократических ухищрений.
Законодательно закреплены гарантии собственности иностранных инвесторов, определены субъекты и объекты иностранного инвестирования на территории России, зафиксирован порядок создания и деятельности предприятий с иностранным капиталом, возможность приобретения иностранным инвестором российских бумаг и заключения концессионных договоров[9].
Принятые в 1991 г. Законы РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" и "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"[10] не устанавливали различия в регулировании инвестиций, когда инвестор сохраняет контроль за инвестированными им средствами и участвует в управлении предприятиями, созданными с его участием (прямые инвестиции), и случаями, когда инвестор заинтересован лишь в получении дохода от инвестированного капитала и практически не участвует в управлении предприятием (портфельные инвестиции).
После 1998 г. законодатель начал проводить различия между первым и вторым типом инвесторов. Это выразилось в принятии новой редакции Законов об иностранных инвестициях и об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Постепенно начали стираться различия в регулировании иностранных и национальных инвестиций[11].
Действующий Закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации определяет круг иностранных инвесторов в нашей стране, дает понятие иностранных инвестиций.
Понятие инвестиций - ключевой вопрос для законодателя, поскольку таким образом определяется круг правоотношений, подпадающих под регулирование данного Закона. Обобщая определение, данное в законе, можно сказать: иностранные инвестиции являются иностранным капиталом - собственностью в различных видах и формах, вывезенной из другого государства и вложенной в предприятие (или дело) на территории другого государства[12].
Четкое определение понятия "иностранные инвестиции" крайне важно не только для внутригосударственного регулирования, но и для участия России в международных конвенциях по иностранным инвестициям. Оно должно способствовать совершенствованию национального законодательства, положительно влиять на процесс интеграции России в действующие механизмы международно-правового регулирования иностранных инвестиций[13].
Законом также регулируются прямые капиталовложения, отношения по приобретению иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного общества или товарищества; вложения в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории нашей страны иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды[14].
Определение правового режима, предоставляемого для иностранной инвестиционной деятельности, имеет существенное значение для создания благоприятного инвестиционного климата в любой стране. Теория и практика международного инвестиционного права режимы иностранных инвестиций делит на абсолютные и относительные[15].
Первые базируются на принципах полной защиты и безопасности, недискриминации, справедливого и равноправного обращения, обязанности соблюдать обязательства, касающиеся инвестиций, обращения в рамках международного права.