Файл: Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций (Теоретические аспекты предпринимательской деятельности с учетом иностранного капитала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вследствие того, что на данный момент экономика России замедляется, спекулянты не могут ожидать прирост стоимости их активов в будущих периодах.

Неблагоприятное состояние инвестиционного климата в России в современных условиях определяется такими факторами как: значительные размеры неплатежей и высокий удельный вес кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной ими продукции, значительное превышение объемов вывоза российского капитала над притоком иностранных прямых инвестиций, несовершенство российского федерального и регионального законодательства, которое регулирует инвестиционную сферу, низкая рентабельность большинства предприятий реального сектора экономики и высокие инвестиционные риски[54].

Механизм привлечения и стимулирования притока иностранного капитала, существующий в России на данный момент, во многом исходит из того, что для иностранного инвестора приоритетным, предполагается, получить доступ к сырью и материально-техническим ресурсам, а также к обеспечению рынка сбыта готовой продукции[55].

В сложившихся условиях наиболее эффективный способ привлечения иностранных компаний в Россию должен быть связан не только с налоговыми льготами или какими-либо преференциями, но и с такими показателями как: надежность, прозрачность законов, стабильность социальной и политической ситуации[56].

Для обеспечения роста экономики и с целью привлечения иностранного капитала очевидно, что в России необходимо реализовывать систему мер, направленных на формирование условий развития рыночных отношений и привлечение иностранных инвестиций в экономику путем создания благоприятного инвестиционного климата.

В качестве общих мер, направленных на создание благоприятных рыночных условий, могут рассматриваться[57]:

‒ достижение внутренней согласованности между различными структурами власти, политическими партиями, общественными организациями и социальными группами,

‒ сокращение уровня преступности,

‒ снижение инфляции,

‒ налоговое стимулирование производства,

‒ формирование механизмов привлечения временно свободных денежных средств граждан и фирм на инвестиционные цели.

К числу мер по улучшению инвестиционного климата можно отнести[58]:

‒ принятие закона о свободных экономических зонах,


‒ создание механизма привлечения иностранного капитала, в рамках которого создаются финансовые национальные институты, коммерческие банки, специализированные фонды, страховые компании, которые способны страховать иностранный капитал от инвестиционных, политических, финансовых и коммерческих рисков,

‒ создание системы информационно-посреднических центров, которые оказывают помощь иностранным инвесторам в подборе инвестиционных объектов.

С целью улучшения инвестиционного климата и привлечения иностранного капитала в России разрабатывают и внедряют механизмы «налоговых каникул»[59] в отношении компаний, которые вносят совершенно новые технологии сроком от трех до пяти лет; вводят льготы по НДС и таможенным платежам при приобретении технологического оборудования для внедрения новых технологий; совершенствуют систему информационного и консультативного обеспечения и создают систему доступа иностранных инвесторов к информационным ресурсам, характеризующие инвестиционные возможности российской экономики и ее регионов.

Большое значение для привлечения иностранного капитала имеет создание благоприятного инвестиционного климата на уровне регионов, а именно[60]:

‒ улучшение макроэкономических показателей, в том числе снижение уровня инфляции и кредитных процентов банков, укрепление финансового положения российских предприятий;

‒ развитие гарантийной системы, которая обеспечивала бы права инвесторов и защиту их собственности;

‒ развитие организационных и правовых мер, в том числе включающих контроль за целевым использованием амортизационных отчислений;

‒ разработку системы налоговых стимулов в области капитализации прибыли компаний путем снижения налогового бремени на инвестора и стимулирования его инвестиционной деятельности;

‒ разработку системы страхования инвестиций;

‒ разработку и внедрение механизмов государственной поддержки инновационно-инвестиционных проектов, направленных на современное производство, внедрение инноваций, обеспечение внедрения нано-технологий[61].

В декабре 2011 г. была основана организация, нацеленная на привлечение иностранных (прямых) инвестиций, а также на развитие среднего бизнеса — Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ)[62]. РФПИ создан для направления иностранных инвестиций в лидирующие предприятия быстрорастущих секторов экономики России. Российский фонд прямых инвестиций разрабатывает механизмы ускорения притока прямых инвестиций в экономику РФ, являя главным приоритетом именно обеспечение предельно максимальной доходности на капитал[63].


В 2014 году Российским фондом прямых инвестиций был запущен портал «Инвестируйте в Россию», представляющийся в виде интерактивного ресурса для зарубежных инвесторов. Данный портал являет собой базу данных всех инвестиционных проектов Российской Федерации, включая инвестиционные анонсы и проекты, реализованные с участием иностранных инвесторов[64].

В России сдерживающим фактором остается отсутствие целостной политики привлечения иностранных инвестиций: окончательно не определен инвестиционный режим (либо государство идет на преференции, либо он равноправный или дискриминационный в пользу внутреннего производителя); не продемонстрированы и не прописаны приоритеты по отраслям и видам инвестиций; до конца не обеспечены механизмы гарантий (защита прав собственности, репатриация прибыли); наличие отрицательной конъюнктуры правоприменительной практики, начиная от искусственно инициированных банкротств и заканчивая неисполнением судебных решений. То есть существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний[65].

Стратегической задачей в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику России должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для их притока. Для этого необходимо изменение налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства; принцип национального режима должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.

Как уже отмечалось, совершенствование существующей правовой базы требует сфокусироваться на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных именно на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата[66].

Необходима адаптация национального законодательства к условиям участия в международных инвестиционных и торговых организациях, расширение практики двух- и многосторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите инвестиций, присоединение России ко всем международным механизмам решения инвестиционных споров[67].

В мировой практике активное привлечение иностранного капитала обусловлено его существенной ролью в модернизации экономики. По общему правилу, иностранный капитал сопутствует притоку новых технологий и оборудования в страну.


Однако позитивная тенденция притока иностранного капитала в Россию не сопровождается масштабным импортом реального капитала и обновлением устаревших фондов, фактически выступает как эксплуатация национальных ресурсов и способствует дальнейшей деградации производственного потенциала[68].

Некоторые исследователи, в частности М.Н. Кобзарь-Фролова, отмечают: наряду с применением принципа национального режима необходимо широкое применение принятых в международной практике принципов недискриминации, стимулирования деятельности, создания режима наибольшего благоприятствования инвесторам, направляющим свои вложения в медицину, образование, науку, культуру, инновации и др., поощрения отдельных, важных для экономики России видов деятельности, включая импорт новых технологий, поддержка мелких и средних иностранных компаний. Безусловно, данные меры могли бы способствовать увеличению притока иностранных капиталовложений в страну[69].

Говоря о перспективах инвестиционного законодательства, следует отметить следующее. Предложения по кодификации представляются пока нецелесообразными, хотя первые попытки уже предприняты в Санкт-Петербурге на уровне субъекта Федерации, где был разработан проект Закона "Инвестиционный кодекс Санкт-Петербурга". Более реальными и обоснованными выглядят идеи по правовому регулированию иностранных инвестиций в России как осуществляемые общим законодательством.

В связи с этим интересна точка зрения, хотя и небесспорная, И.Ю. Юшкарева[70]. Свою позицию ученый объясняет следующим: фрагменты специального законодательства (об иностранных инвестициях), которые еще остались в нашей системе права, не могут претендовать на регулирование соответствующих экономических отношений.

Действительно, международное частное право продолжает занимать свое место и играть свою роль в регулировании отношений с участием иностранного инвестора и осуществлением иностранных инвестиций в России. Но его место все более смещается в орбиту применения унифицированных материально-правовых норм, содержащихся в многосторонних и двусторонних международных соглашениях, разработки и применения особых процессуальных норм международного характера, устанавливающих механизмы разрешения споров с участием иностранных инвесторов, страхования инвестиционных рисков и т.д[71].


Определенной тенденцией является тесное взаимодействие международного частного и международного публичного права в регулировании инвестиционных отношений. Его результатом становится и появление особых полисистемных комплексов в теории международного права - международного экономического и инвестиционного права.

Таким образом, иностранные инвестиции являются важным фактором развития экономики, однако на современном этапе развития Россия имеет много проблем, которые затрудняют привлечение иностранного капитала в экономику.

Выявленные проблемы должны лежать в основе разработки мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата и привлечению иностранных инвесторов, что позволит обеспечить рост объемов иностранных инвестиций в экономику России.

Заключение

Международное движение долгосрочных капиталов развивается в различных формах с участием экономических субъектов различных стран.

Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех стран.

Россия в этом смысле не является исключением. Обширный рынок сбыта продукции, относительно дешевая рабочая сила, неразвитость целых отраслей экономики и многое другое способствуют привлечению внимания со стороны иностранных инвесторов к российской экономике.

Прямые иностранные инвестиции в российскую экономику выросли в 2016 году на 62%, составив 19 млрд. долларов, хотя в целом в мире они снизились на 13% до 1,52 трлн. долларов. Рост притока прямых иностранных инвестиций напрямую связан с компанией ПАО «Роснефть». В 2016 году ПАО «Роснефть» осуществила продажу 19,5% пакета акций . Покупателем 19,5% акций стал консорциум, состоящий из швейцарской компании «Glencore» и катарского суверенного фонда, доли у компаний в консорциуме будут равны - по 50%. (этот абзац вобще лучше для введения или для заключения)

Российские компании в настоящее время функционируют в условиях, когда происходит интенсификация процессов глобализации. Иностранные инвесторы заинтересованы в увеличении отдачи от вложенных инвестиций поэтому помимо финансового капитала осуществляют передачу - моделей корпоративного и финансового управления, управленческих навыков, новых технологий и т.д., поэтому в результате использования прямых иностранных инвестиций происходит снижение технологического разрыва между российскими и зарубежными компаниями.