Файл: Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций (Теоретические аспекты предпринимательской деятельности с учетом иностранного капитала).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности с учетом иностранного капитала
1.1 Правовое регулирование инвестиций и инвестиционной деятельности
1.2 Организация и деятельность предприятий с иностранными инвестициями
2. Правовые гарантии для иностранных инвесторов на территории РФ
2.1 Общие федеральные гарантии
2.2 Совершенствование политики привлечения иностранных инвестиций в РФ
Ко вторым относятся режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Принципы абсолютного режима иностранных инвестиций направлены на обеспечение полной защиты зарубежных капиталовложений. Принцип национального режима в странах с развитой экономикой является основополагающим по отношению к инвестиционной деятельности. При предоставлении национального режима зарубежным капиталовложениям национальные и иностранные предприниматели выступают на рынке (за некоторыми исключениями) равноправными субъектами[16].
В соответствии с Законом правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельность иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан Российской Федерации, за изъятиями, предусмотренными данным законом.
Осуществление инвестиционной деятельности связано с определенным риском для иностранного инвестора. Вероятность таких рисков, называемых некоммерческими, возрастает при политической и экономической нестабильности в стране-реципиенте, при возникновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного положения. Особо опасна для любого иностранного инвестора национализация, т.е. возможность отчуждения его собственности и переход ее в собственность государства, применение иных принудительных мер со стороны государства[17].
Данный вопрос приобретает особую актуальность в условиях России, экономический потенциал которой был во многом создан на базе средств производства и других имущественных объектов, национализированных после 1917 г[18].
Этот фактор делает вопрос о гарантиях особо важным и требует его закрепления во внутреннем законодательстве и международных договорах. Положения Закона об иностранных инвестициях в основном отвечают общепринятым международным стандартам государственных гарантий[19].
Требуют уточнения формулировки законодательства, касающиеся вопроса компенсации иностранному инвестору в случае национализации его собственности.
В западной доктрине полнота (адекватность) компенсации понимается как определение суммы компенсации на основе рыночной цены предприятия (инвестиции) до момента национализации плюс упущенная выгода, плюс стоимость репутации (что в западной практике также имеет свое денежное выражение).
Вместе с тем международная практика, основываясь на инвестиционных спорах 1960 - 1970-х гг., при определении суммы компенсации значительно отходит от положений западной доктрины, а иногда и противоречит им[20].
В соответствии с западной доктриной быстрота и эффективность компенсации означают, что выплата происходит с разумной быстротой и в эффективно реализуемой форме, т.е. в виде денег или материальных ценностей, легко переводимых в деньги. Компенсация исчисляется в валюте, в которой произведены инвестиции, либо материальные ценности должны быть перевезены в страну инвестора[21].
Анализ формулировок по этому вопросу в российском законодательстве показывает, что они в принципе соответствуют положениям западной доктрины. В целом необходимо подчеркнуть: основные положения данного Закона отвечают требованиям современного уровня экономического развития и практики инвестиционной деятельности.
К положительным сторонам Закона можно также отнести такое нововведение, как стабилизационная, или "дедушкина" оговорка, некоторое упрощение регистрации коммерческих организаций с иностранным участием, достаточно полное определение гарантий, которые предоставляются иностранным инвесторам[22].
Однако в Законе наиболее значимые его положения не являются нормами прямого действия и могут применяться только после издания соответствующих актов федеральных органов исполнительной власти; ключевые положения закона сформулированы недостаточно четко, практикующим специалистам зачастую приходится додумывать волю законодателя[23].
Автор полагает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускать неоднозначную интерпретацию, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, которые обеспечивают для заинтересованных сторон, включая иностранные компании, возможность высказать свою позицию по дискуссионным вопросам. Кроме того, Закон фрагментарно регулирует только прямые инвестиции, не упоминая о портфельных[24].
Закон об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, регулирует инвестиции в объекты капитальных вложений, под которыми понимаются находящиеся в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, установленными федеральными законами[25].
Эти два Закона формируют основу для регулирования иностранной инвестиционной деятельности в условиях рыночной экономики, обеспечивают либерализацию правового режима доступа российских и иностранных инвесторов на российский рынок, создают условия для использования разнообразных правовых форм организации частного предпринимательства, предусмотренных ГК РФ.
Объективно оценивая принимавшиеся с 1991 г. до настоящего времени законы в сфере регулирования инвестиционной деятельности, приходится констатировать: предусматриваемые в них меры явно недостаточны для качественного изменения ситуации в вопросе привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.
Несмотря на развитие инвестиционного законодательства, сохраняются многочисленные пробелы и коллизии. Например, пока не создана достаточная правовая база для нормальной реализации Закона о соглашениях о разделе продукции, а Федеральным Собранием не приняты некоторые важные законопроекты, например, "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами"[26].
Остался нерешенным вопрос создания правовой базы и программы по перестрахованию иностранных инвестиций посредством гарантий для снижения юридических и политических рисков. Не нашли надлежащего места в системе гарантий и многие международные акты. Такого рода пробелы демонстрируют инвесторам заинтересованность (или ее отсутствие) органов власти в привлечении и защите инвестиций и инвесторов[27].
Общепринятая норма оценки инвестиционной привлекательности страны и безопасности инвестиций определяется тем, насколько в ней развито инвестиционное законодательство, базовым компонентом в оценке признается наличие нормативной базы по предоставлению льгот и гарантий (правовых, финансовых, имущественных), позиции официальных кругов, выражающейся в готовности принятия дополнительных мер, льгот и преференций в отношении инвесторов, реализующих приоритетные проекты[28].
Несмотря на активное позиционирование государственными властями совершенствования условий для привлечения инвестиций, барьер национальной системы права (административное, гражданское и др.) для иностранных инвесторов не сокращается. Общих декламаций недостаточно, для притока иностранных инвестиций необходима единая экономическая, правовая и политическая стабильность.
Инвестиционный климат России пока не является максимально благоприятным для инвесторов. Большой проблемой остается непрозрачность процедур, коррупция, проблемы правоохранительной и судебной систем[29].
Неустойчивость банковской системы так же является преградой к улучшению инвестиционного климата, так как существуют большие сложности с получением долгосрочных кредитов под приемлемую ставку. Инвестиции в производство дают отдачу через много лет, а не очень высокая рентабельность производства не позволит выплачивать высокие проценты по кредитам[30].
В перспективе большое влияние на объем инвестиций будет оказывать международная политическая и экономическая ситуация. Девальвация российской валюты не позволяет в ближайшие перспективы увеличить иностранные инвестиции, поэтому необходимо создавать привлекательные условия для отечественных инвесторов и искать новые способы финансирования[31].
В последние годы государство стало создавать зоны опережающего развития, технопарки, инвестиционные площадки, инвестиционные фонды и агентства, которые призваны облегчить инвесторам работу на отечественном рынке.
1.2 Организация и деятельность предприятий с иностранными инвестициями
Инвестиции представляют собой вложение капитала инвестором в различные проекты с целью получения дохода или другой выгоды. В случае если инвестор не является резидентом Российской Федерации - он признается иностранным инвестором. Иностранный инвестор, вкладывающий капитал с целью полного контроля над объектом инвестиций или же контролирующий не менее 10% уставного капитала - осуществляет прямые иностранные инвестиции[32].
Цель инвестора, осуществляющего прямые иностранные инвестиции, заключается в развитии активов в стране за счет внешних вложений капитала в российские компании и получения устойчивого дохода являясь при этом акционером[33].
Правовые положения об организации и деятельности предприятий с иностранными инвестициями установлены Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемый в форме капитальных вложений», Законом Российской Федерации «О соглашении о разделе продукции», Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также гражданским, налоговым и другим законодательством[34].
Создание и ликвидация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами при учете внесения изменений в последние изменения и дополнения.
Юридические лица, выступающие коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня подачи в соответственный орган следующих документов:
- Устава коммерческих организаций с иностранными инвестициями и учредительного договора (в случаях, определеных гражданским законодательством Российской Федерации);
- Выписки из торгового регистра государства, в котором осуществлена регистрация иностранного инвестора или другой документ, который подтверждает правовой статус иностранного инвестора;
- Документа, выданнго банком, который обслуживает иностранного инвестора, о платежеспособности последнего;
- Квитанция об уплате регистрационного взноса.
Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации, если ее существование подрывает основы конституционного строя, морали, здоровья, прав и законных интересов других лиц, безопасность государства. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным инвестором в суде[35].
Создается филиал иностранного юридического лица для осуществления на территории Российской Федерации деятельности, осуществляемой за пределами головной организации. Филиал может быть ликвидирован по решению иностранного юридического лица - головной организации. Государственный контроль над образованием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется путем его аккредитации в порядке, который определяется Правительством Российской Федерации[36].
Филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, морали, здоровья, прав и законных интересов других лиц, национальной обороны и государственной безопасности[37].
Головная организация представляет в орган федеральной исполнительной власти положение о филиале иностранного юридического лица, а также другие документы, перечень которых и требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.