Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Понятие налогов, их появление и развитие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоги и налогообложение является одной из важнейшей составляющей как в области государственных финансов, так и в сфере управления финансами хозяйствующих субъектов, бухгалтерского учета и аудита. В недалеком прошлом проблемы налогообложения интересовали сравнительно узкий круг людей, для которых налогообложение являлось их профессиональной сферой деятельности. На сегодняшний день эти вопросы являются насущными практически для всех: руководящего состава предприятий и главных бухгалтеров, администраций каждого территориального образования, огромного количества налогоплательщиков, специалистов финансовой и налоговой систем.

При установлении налога определяются:

  1. Категории налогоплательщиков;
  2. Объект налогообложения;
  3. Налоговая база;
  4. Налоговая ставка;
  5. Порядок и условия выполнения налогового обязательства.

Согласно общепринятой классификации налоговые платежи принять подразделять на прямые налоги и косвенные налоги.

В данной курсовой работе раскрывается один из видов федеральных косвенных налогов – налог на добавленную стоимость.

Целью настоящей работы является отражение значимости и важности налога на добавленную стоимость, его основных задач и функций, а также подробное описание каждого из выше перечисленных аспектов данного налога.

Нормативную основу данной курсовой работы составил Налоговый кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 06.12.1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (ред. от 24.03.2001 г.).

Глава 1. Понятие налогов, их появление и развитие.

1.1. Экономическое содержание налогов

Прежде чем подробно рассмотрим налог на добавленную стоимость я кратко хотела бы изложить основы теории налогообложения.

В самом начале при изучении темы налогов не лишним будет привести емкое высказывание великого экономиста К.Маркса: «В налогах воплощено экономическое выражение существования государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени – в налогах». Действительно, 57,1 % доходов федерального бюджета Российской Федерации в 2015 году формировалось за счет налоговых поступлений. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что налоги касаются каждого человека. От налогов зависит уровень развития любого государства, состояние его экономики и социально-политических отношений.


Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Но это понятие имеет не только финансово-экономическую составляющую, оно настолько широко и многогранно, что имеет и правовой, и социальный, и философский аспект. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Процесс взимания налогов осуществляется государством и, более того, является его функцией.

Налоги являются обязательными и носят безвозмездный характер, что получило отражение в определении налога в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.[1] [с.32]

Налоги можно отнести к основополагающим категориям рыночного хозяйства. Будучи экономической категорией, налоги представляют собой определенные производственные отношения. По своей сути налоги есть перераспределительные отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и налогоплательщиками – с другой. Последние представлены как гражданами (физические лица), так и предпринимателями, организациями, учреждениями (юридические лица). Дело в том, что государство, являясь важнейшим общественным институтом, практически не имеет самостоятельного дохода (в современном обществе у государства есть доходы по принадлежащим ему акциям, а также доходы, создаваемые в государственном секторе экономики, однако объем указанных доходов несопоставим с объемом государственных расходов).

Совокупный доход общества создается в рамках индивидуальных хозяйств, которые ведутся экономически обособленными субъектами. Именно в процессе производства товаров (работ, услуг), а также в ходе действия механизма рыночной цены формируются доходы хозяйствующих субъектов. Государство может получать денежные средства, необходимые для осуществления своей деятельности, только через изъятие части доходов, сформированных в рамках индивидуальных хозяйств.

Таким образом, через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между реальными его производителями и государством. Учитывая сложность современной экономики, уровень общественного разделения труда и многообразие применяемых видов налогов, можно сказать, что посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспределения одна – формирование доходной части бюджета государства.


Обобщая вышесказанное, можно дать следующее определение налогам как экономической категории. Налоги по своей сути есть совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (коими выступают физические и юридические лица) по поводу перераспределения ВВП в целях формирования централизованных денежных фондов государства.[2][с.10]

В современном цивилизованном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Можно сказать, что налоги – это продолжение государства, его обязательный экономический атрибут. А налоговая система может быть определена как: совокупность налогов, взимаемых государством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; методов исчисления и взимания; форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.[3] [с.31]

1.2.Возникновение налогов

Начальные формы налогообложения следует искать в жертвоприношениях храмам, поскольку последними на заре развития человечества выполнялись важнейшие функции в организации общественной жизни. Отсюда требования к определенным жертвам в пользу храма, которые постепенно стали иметь более или менее систематический характер, вследствие чего «приношение» постепенно превратилось в «выплату или сбор». Естественно, это еще далеко не налог.

История понятия «налог» берет свое начало с библейских времен. В развитии налогообложения можно выделить несколько периодов. На каждом историческом этапе определение налога изменялось и дополнялось все новыми и новыми деталями. Более того, на определенных этапах развития человеческой мысли данная категория получала принципиально иное, не похожее на предыдущие, определение.

Первый этап охватывает собою Древний мир, гогда понятия «налог» еще не существовало. В классическом Древнем мире (Рим, Афины, Спарта) избранные государственные служащие финансировали исполнение своих обязанностей из собственных средств, а в случае необходимости осуществления крупных работ обращались за помощью к согражданам. Поскольку осуществление управления государством не предполагало расходования каких-либо общественных средств, оно и не нуждалось в значительных поступлениях в казну. Налоги, за исключением периодов ведения войн, взимались с побежденных народов и иноземцев и воспринимались как выражение зависимости. Взиманием налогов занимались так называемые мытари.


В средневековом обществе налоги все еще не могут быть отнесены к основным источникам доходов государства, для процесса их взимания характерны высокая степень добросовестности, так как отличительной чертой взимавшихся в те времена налогов была самостоятельность оценки налогоплательщиком своих возможностей по внесению необходимой суммы в казну государства.

Уже на ранних этапах развития экономической мысли налог рассматривался как безэквивалентный платеж, т.е. лица, уплатившие его, не получали взамен от государства ни благ, ни особых прав. По мере развития и усложнения общественных отношений государство расширяет участие в жизни граждан, его расходы возрастают, а потому оно вынуждено изыскивать пути получения дополнительных доходов. В силу того, что для существования власти доходов от эксплуатации собственности совершенно недостаточно, а самосознание населения уже настолько высоко, что простое изъятие необходимых казне денег невозможно, возникают теории, объясняющие и, более того, оправдывающие налогообложение. Теперь уже лица, уплатившие налоги, либо приобретали определенные блага у государства (теория обмена), либо страховали себя от рисков, возникающих при владении чем-либо (теория страхования). И в том и в другом случае налогоплательщик не просто жертвовал власти часть своего имущества, а приобретал определенные выгоды.

В первой половине ХIХ века разрабатывается теория наслаждения, которая представляет ту же идею, что и теория обмена (принцип возмездности в отношениях между государством и плательщиком), только с несколько иных позиций. «Наслаждение» в данном случае доставляют блага, предоставляемые государством обществу, за что население страны должно платить налоги.[4] [с.18-21]

Глава 2. Налог на добавленную стоимость

2.1. Экономическая роль налога

Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги. Наиболее существенным из косвенных налогов, применяемых в Российской Федерации, является налог на добавленную стоимость.

Схема взимания налога на добавленную стоимость (НДС) была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 году. Это самый молодой из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов большинства развитых стран. В России налог на добавленную стоимость введен с 1 января 1992 года.


Необходимость применения добавленной стоимости как объекта налогообложения для европейских стран была обусловлена построением общего рынка, так как Римский договор 1957 года о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения (т.е. стремление к выравниванию ставок и унификации налогообложения). Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены ЕЭС. Шестая директива Совета ЕЭС от 17.05.1997 года стала основой современной европейской системы НДС, так как была принята в целях унификации базы НДС во всех странах ЕЭС, поскольку отчисления от поступлений НДС в бюджеты стран – членов Европейского сообщества в определенном проценте направляются на формирование общего бюджета ЕЭС. По состоянию на июнь 1992 года НДС применялся в 82 странах мира.

При решении задачи развития рыночных отношений в России возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992 года, который более чем на 80% мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключалась возможность формирования бюджета посредством налога с оборота в том виде, в котором он применялся в СССР. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 года налога на добавленную стоимость. Тем самым обеспечивая равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации доходов.

Основная функция НДС – фискальная, то есть главное общественное назначение этого налога – формирование финансовых ресурсов государства.

Для функционирования НДС необходимы соответствующие информационная база, система учета и контроля. В отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволяет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога. Теоретически этот налог определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. В то же время методические положения относительно базы налогообложения НДС, которыми руководствуются на практике, не совпадают с понятием «добавленная стоимость», что приводит к значительному расширению объекта налогообложения.[5] [с.195-197]