Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Понятие налогов, их появление и развитие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время налог на добавленную стоимость – один из пяти налогов, формирующих 95% налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.

Ниже приведены статистические данные, выраженные в процентном соотношении, показывающие долю НДС от общего количества всех доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) (в процентах от общей суммы доходов и расходов). Данный расчет осуществлен на основе данных Федерального казначейства с учетом бюджетов государственных внебюдженых фондов

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Доходы - всего

100

100

100

100

Из них:

налог на добавленную стоимость:

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

8,0

7,6

8,2

9,1

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

7,1

6,8

6,5

6,6

[6][с.33]

2.2. Плательщики налога

Круг плательщиков НДС очень широк. Ими выступают все организации (государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, учреждения) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, согласно законодательству Российской Федерации, и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность. В соответствии со ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками НДС являются также лица, признаваемые таковыми в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При условии осуществления производственной и иной коммерческой деятельности плательщиками НДС могут быть: предприятия с иностранными инвестициями; международные объединения и иностранные юридические лица. С 1 января 2001 года в число плательщиков НДС вошли индивидуальные предприниматели, которые теперь уравнены с организациями в отношении исчисления и уплаты НДС.

Расширив круг налогоплательщиков, Налоговый кодекс Российской Федерации дает право получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организациям и индивидуальным предпринимателям. Условиям для этого является размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС – в течение предшествующих трех месяцев она не должна превышать в совокупности 2 млн. рублей. Следующее условие для освобождения – за три предшествующих последовательных календарных месяца налогоплательщик не реализовывал подакцизные товары. Для освобождения от НДС налогоплательщик должен представить в налоговый орган письменное уведомление и выписки из: бухгалтерского баланса, книги продаж за три предшествующих месяца, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, а также копии журнала, полученных и выставленных счетов-фактур не позднее 20-го числа того месяца, начиная с которого он претендует на освобождение. Освобождение предоставляется с любого месяца не менее чем на один год и должно продлеваться по истечении этого срока.


НДС включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителям (покупателям). Для упрощения расчетов объектом налогообложения у предприятий, производящих продукцию, является не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации ими товаров (работ, услуг). С целью исключения двойного налогообложения и взимания налога с добавленной стоимости введен механизм исчисления налога, позволяющий уплачивать в бюджет разность между НДС, полученным от покупателей продукции, и НДС, уплаченным поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), израсходованных в производственном процессе.

2.3. Объекты налогообложения

Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются: обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполняемых работ и оказанных услуг, в том числе передача права собственности на товары (результаты работ, услуг, за исключением поставок, длительность производительного цикла которых составляет более шести месяцев) на безвозмездной основе, по соглашению о предоставлении отступного и новации; товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом, передача имущественных прав. Налогом облагается реализация товаров не только собственного производства, но и приобретенных на стороне. При этом товаром считаются: продукция (предмет, изделие), здания, сооружения, другие виды недвижимого имущества, электро- и теплоэнергия, газ, вода. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и/или физического лица. При реализации работ НДС облагаются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательных, реставрационных и других работ. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и потребляются в процессе ее осуществления.

НДС облагается реализация следующих видов услуг: пассажирского, грузового транспорта, транспортировки газа, нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии, услуг по перевозке, разгрузке, перегрузке товаров и их хранению; по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе по лизингу; посреднических; связи, бытовых, жилищно-коммунальных; физической культуры и спорта; рекламных; инновационных, по обработке данных и информационному обеспечению; других платных услуг. Кроме того, объектом налогообложения являются: передача товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственного потребления, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль; обмен товаров (работ, услуг) без оплаты их стоимости; обороты по реализации предметов залога и их передачи залогодержателю при неиспользовании обеспеченного залогом обязательства.


В облагаемый оборот включаются любые полученные организецией денежные средства, если их полуение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг), суммы, полученные в порядке частичной оплаты за реализованные товары (работы, услуги), в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения.

Не являются объектом обложения, так как не признаются реализацией товаров (работ, услуг) следующие операции: передача основных средств, нематериальных активов и/или иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этого учреждения, а также некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью; передача имущества, если она имеет инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов; операции по реализации земельных участков и долей в них и другие операции.

Глава 3. Исчисление налога на добавленную стоимость

3.1. Налоговая база

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Соответственно для НДС это будет стоимостной показатель облагаемых налогом операций. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) устанавливается исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и /или натуральной формах, в том числе оплата ценными бумагами. Выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база исчисляется как стоимость этих товаров (работ, услуг) исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом акцизов (по подакцизным товаром), но без включения в них НДС. Таким образом, при определении налоговой базы применяются фактическая цена (установленная в договоре) реализации товаров (работ, услуг), даже если они ниже себестоимости, то есть пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных, однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.


Под рынком понимается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя приобрести товар (работу, услугу) на ближайшей территории Российской Федерации или за ее пределами. При определении рыночной цены используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках. Налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при значительном колебании

(более чем на 20% в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

Контроль осуществляется также при совершении внешнеторговых сделок. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, таможенной полшины и акцизов (по подакцизным товарам). Для определения налоговой базы учитываются суммы в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей величину, рассчитанную в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки с учетом акцизов без НДС.

При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости вместе с уплаченным налогом, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества согласно положениям ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом НДС, акцизов) и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок). Следует учитывать, что налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг).

В случае переуступки права требования третьему лицу налоговая база определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитом при последующей уступке требования или прекращения соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования. При этом датой реализации у нового кредитора считается день уступки требования или исполнения должником требования.


При оказании посреднических услуг (сделки по договорам комиссии, поручения и агентирования) налоговая база в соответствии со ст. 156 Налогового кодекса Российской Федерации признается равной сумме дохода, полученной посредником в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров. Налогоплательщики, получающие доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров, определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении этих договоров, даже если данная реализация связана с операциями, не подлежащими налогообложению. Целый ряд посреднических услуг не подлежит обложению в случае реализации товаров

(работ, услуг) льготного ассортимента, указанных в пп. 1 и 8 п. 1, п. 2 и пп. 6 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Денежные средства поступающие от покупателей за реализованные ими по договору комиссии товары (работы, услуги), в облагаемый НДС оборот у посредников не включаются.

В налоговую базу включается стоимость учитываемой в цене готовой продукции или оплачиваемой сверх этой цены потребительской тары одноразового использования (коробки, полиэтиленовые пакеты и др.) или транспортной тары (деревянной, картонной), за исключением многооборотной тары, имеющей залоговую цену (подлежащей возврату продавцу), по которой налог уплачивается лишь при ее реализации предприятием – изготовителем. При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.[7] [с.201-203]

3.2. Ставки налога на добавленную стоимость

Важным элементом налога являются его ставки. При введении этого налога в 1992 году была установлена единая ставка 28%. Налог на добавленную стоимость заменял собой налог с оборота и налог с продаж и поэтому его ставка была установлена с расчетом на то, чтобы поддерживать доход бюджета на прежнем уровне. Ставка НДС в России на момент ее введения была значительно выше, чем в других странах. Приведем для сравнения основные ставки налога, действовавшие в 1992 году: в Австрии – 20%, Бельгии – 19,5, Дании – 25, Франции – 18,6, ФРГ – 14, Норвегии – 20, Швеции – 25, Англии – 17,5, Японии 6%.