Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Понятие налогов, их появление и развитие).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие налогов, их появление и развитие.
1.1. Экономическое содержание налогов
Глава 2. Налог на добавленную стоимость
2.1. Экономическая роль налога
Глава 3. Исчисление налога на добавленную стоимость
3.2. Ставки налога на добавленную стоимость
3.4. Исчисление налога на добавленную стоимость и порядок его уплаты в бюджет
Ставки могут быть дифференцированными. Во многих европейских странах были установлены три ставки НДС: нормальная ставка; повышенная ставка, которая применялась для предметов роскоши, табак, алкоголь; и пониженная ставка на товары и услуги широкого потребления.
Недолго сохранилась единая ставка НДС и в России. Уже в 1992 году было введено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15%. С 1 января 1993г. Базовая ставка была снижена до 20%, а ставка НДС на все продовольственные товары (за исключением подакцизных) и товары для детей (по перечню, определяемому Правительством РФ) снижена до 10%. В 1995 году был сужен и ограничен перечнем, утверждаемым правительством, круг продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10%. В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает три уровня ставок НДС: 0, 10 и 18%. Нулевая ставка применяется при реализации: товаров на экспорт, а также работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией этих товаров; припасов (топлива и горюче-смазочных материалов, необходимых для эксплуатации воздушных, морских судов и судов смешанного плавания (река-море)); работ (услуг), связанных с перевозкой через таможенную территорию России товаров, помещенных под таможенный режим транзита; услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен за пределами территории Российской Федерации; работ (услуг), выполняемых в космическом пространстве; драгоценных металлов Госфонду драгметаллов и драгкамней РФ, субъектам РФ, Центральному банку РФ, банкам; товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования их персоналом, включая проживающих с ним членов семей. Налоговая ставка 10% применяется при реализации отдельных продовольственных товаров и товаров для детей, перечень которых содержится в ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, а также периодических печатных изданий, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (кроме рекламного и эротического характера). В остальных случаях действует ставка НДС 18%.Для определения доли налога в продажной цене товаров (работ, услуг) применяется расчетный метод определения суммы налога с использованием применяемых ставок. Налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки, то есть 10/(100 + 10)% - при ставке 10 и 18/(100 + 18)% - при ставке 18%. Эти ставки используются для исчисления суммы налога при получении от покупателей (заказчиков) за реализуемую продукцию денежных средств в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, авансовых сумм, арендной платы, средств, полученных от взимания штрафов, пеней, неустоек за нарушение обязательств, предусмотренных договором поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), при удержании НДС налоговыми агентами из доходов иностранных налогоплательщиков.[8] [с.203-204]
3. 3. Льготы по налогу
Являясь косвенным налогом, НДС нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льготы повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при равных условиях – получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога). Налоговым законодательством установлены льготы по налогу на добавленную стоимость. Их перечень является единым для всей территории Российской Федерации и не может быть изменен решениями местных органов власти. Ниже приведены наиболее значимые льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость (в целом налогообложению не подлежат обороты, имеющие социально выраженный характер):
- Реализация некоторых медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, реализация путевок в санаторно-курортные, оздоровительные учреждения отдыха, расположенные на территории РФ.
- Оказание платных медицинский услуг.
- Операции по реализации жилых домов, жилых помещений и долей в них, а также передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир.
- Услуги учреждений культуры, искусства, архивной службы, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия.
- Услуги в сфере образования (необходимо наличие лицензии на оказание образовательных услуг), ведение образовательной деятельности (за исключением консультационных услуг и услуг по сдаче в аренду помещений).
- Услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемыми государственными и муниципальными учреждениями, по содержанию детей в дошкольных учреждениях.
- Услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
- Стоимость имущества, выкупаемого в порядке приватизации.
- Услуги городского транспорта (кроме такси), пригородные пассажирские перевозки морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом.
- Товары (работы, услуги), производимые и реализуемые общественными организациями инвалидов, в которых инвалиды составляют не менее 80% от общей численности работающих или уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25% (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья, полезных ископаемых, брокерских и посреднических услуг).
- Ритуальные услуги.
От налогообложения освобождаются также:
- Услуги по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ.
- Операции страхования и перестрахования; операции с валютой, обращением банкнот, ценных бумаг, денег; банковские операции, за исключением операций по инкассации.
- Операции, облагаемые государственной пошлиной, лицензионными, регистрационными и патентными пошлинами, а также другими сборами налогового характера.
- Фотокопирование, ксерокопирование.
- Оказание услуг по тушению лесных пожаров.
- Обороты по реализации изделий народно-художественных промыслов.
- Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполненные за счет бюджета, Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, а также выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
- Услуги по ремонту и техническое обслуживание бытовой техники и медицинских товаров в период гарантийного срока их эксплуатации.
В том случае, если предприятие производит и реализует одновременно товары (работы, услуги) как подлежащие, так и не подлежащие обложению НДС, для получения льготы по налогу необходимо ведение раздельного учета этих операций. Освобождение от налогообложения на основании льгот не предусматривается при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основании договоров комиссии, поручения, агентских договоров.
Ознакомившись с основными льготами по НДС, следует иметь в виду, что это далеко не полный перечень операций, освобождаемых от налогообложения. Важно знать, что налогоплательщики в соответствии с п.5 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации имеют право отказаться от освобождения от НДС по операциям, предусмотренным п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (реализация предметов религиозного назначения, товаров общественными организациями инвалидов; осуществление банками банковских операций, услуг по страхованию; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджета и др.).
Возможность не применять предусмотренное законом освобождение является важным фактором для реализации финансовой политики предприятий. Для многих предприятий отказ от освобождения от НДС и, следовательно, получение права предъявлять бюджету налог, уплаченный поставщикам сырья и материалов, предоставляет возможность уменьшить производственные затраты и получить более высокую прибыль. Отказ от льготы может быть целесообразным и в том случае, когда доля освобождаемой от налога продукции в общем объеме товаров (работ, услуг) невысока и ведение раздельного учета операций по реализации не рационально.[9] [с.204-206]
3.4. Исчисление налога на добавленную стоимость и порядок его уплаты в бюджет
Для исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, необходимо: рассчитать величину налога, начисленного к уплате в бюджет, которая определяется как произведение налоговой базы и ставки налога; исчислить величину налоговых вычетов. В бюджет вносится разница между суммой НДС, начисленной к уплате в бюджет, и налоговыми вычетами. Во всех расчетных документах, а также в первичных учетных документах и счетах-фактурах на реализуемую продукцию сумма НДС выделяется отдельной строкой. В расчетных и первичных учетных документах по товарам (работам, услугам), освобожденным от налога, делается отметка о том, что НДС не взимается. Банки не вправе принимать к оплате расчетные документы, в которых не выделена сумма НДС.
Суммы налога, предъявленные налогоплательщику поставщиком за приобретенные для производственных целей сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, работы, услуги, основные средства и нематериальные активы, на издержки производства и обращения не относятся, а подлежат вычету из общей суммы НДС, исчисленной по операциям, подлежащим налогообложению, за исключением случаев использования их для производства товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС, по которым не производится вычет налога, предъявленного поставщиком. Налоговый вычет – один из элементов системы исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет. При исчислении НДС налоговому вычету подлежат также суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, если эти товары (работы, услуги) приобретены для осуществления производственной деятельности или для перепродажи.
Для вычета входного НДС необходимо, чтобы товары (работы, услуги) были приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов. Основанием для налоговых вычетов являются выставленные продавцами счета-фактуры.
В случае если предприятие приобрело материалы (работы, услуги) для производственных нужд за наличный расчет, в целях подтверждения права на налоговые вычеты необходимо кроме кассового чека с выделенной в нем отдельной строкой суммой НДС иметь счет-фактуру, оформленный в установленном порядке. Если в первичных учетных документах и расчетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), не выделена сумма НДС, исчисление ее расчетным путем не производится.
По товарам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от НДС на основании льгот, НДС к вычету не предъявляется, а учитывается в их стоимости. Однако если приобретенные товары (работы, услуги) были частично использованы в производстве товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, а частично – в производстве и реализации необлагаемых НДС товаров (работ, услуг), то суммы налога, предъявленные поставщиком, подлежат налоговому вычету или учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и/или реализации товаров (работ, услуг). Указанная пропорция рассчитывается по доле стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению и освобожденных, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
В том случае, когда доля товаров (работ, услуг), используемых в производстве и/или реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, не превышает 5% в общей стоимости приобретаемых, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг), вся сумма НДС, предъявленного поставщиком, подлежит вычету.
Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода. Налоговый период устанавливается как календарный месяц; для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн. рублей, – в квартал. В бюджет вносится сумма НДС, полученная в виде разницы между налогом, исчисленным по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и суммой налоговых вычетов.
В случае превышения подлежащих вычету сумм НДС по товарно-материальным ценностям (работам, услугам), основным средствам и нематериальным активам над суммами налога по реализованным товарам (работам, услугам) разница засчитывается в уплату предстоящих платежей или возмещается налоговыми органами по месту нахождения предприятия на основании представленных предприятием расчетов. Возврат производится по истечении 3 календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, по письменному заявлению налогоплательщика.
Особый порядок уплаты НДС установлен для иностранных предприятий, реализующих товары (работы, услуги) на территории РФ и не состоящих на учете в российском налоговом органе. Российские предприятия, не имеющие подтверждающих сведений о регистрации их иностранных контрагентов в налоговой инспекции, при перечислении средств такому иностранному предприятию удерживают НДС из этих сумм дохода с учетом налога, т.е. выполняют функции налогового агента. После уплаты НДС за иностранного контрагента предприятие – источник выплаты получает право на вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для производственных целей. Если приобретенные товары (работы, услуги) использовались для производства продукции, освобожденной от налога, то НДС, уплаченный за иностранное предприятие, с которого был удержан налог, имеет право на вычет или возврат налога, уплаченного в бюджет при ввозе товаров на территорию России либо при покупке материальных ресурсов производственного назначения, если эти покупки сделаны на территории РФ. Для этого иностранное предприятие должно стать на учет в качестве налогоплательщика и обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.