Файл: Организация и управление процессами товародвижения на рынке (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ
1.1 Сущность и значение розничной и оптовой торговли, и место в ней товарных операций
1.2 Принципы и задачи организации бухгалтерского учета в оптовой и розничной торговле
1.3 Специфика организации товародвижения
2.АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «АССОРТИ»
2.1 Экономико-финансовая характеристика ООО «Ассорти»
2.2 Учет товарных операций в розничной торговле
2.3 Товарные потери, особенности учета
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ
Единство прогнозных и учетных показателей обеспечивается экономически обоснованной единой методологией определения каждого показателя. Информация в бухгалтерском учете должна характеризовать показатели плана.[12]
Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.
Основные принципы учета товаров показаны на Рисунке А2 приложения А) [14].
Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учетного персонала. Нормативное регулирование учета товаров. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в торговле - это система нормативных документов, которые устанавливают и разъясняют базовые правила формирования информации по отдельным разделам и объектам бухгалтерского учета торговых операций. [1]
Что определяет закон «О бухгалтерском учете» показано на рисунке Б1 приложения Б.
«Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают порядок учета и оценки определенного объекта или совокупности объектов. ПБУ конкретизируют Закон о бухгалтерском учете» [18].
Основными первичными документами для отражения в учете движения товаров от их приемки до выбытия являются:
- товарная накладная N ТОРГ-12;
- счет-фактура;
- акт о приемке товаров N ТОРГ-1;
- акт об установленном расхождении по количеству и качеству N ТОРГ-2;
- накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары N ТОРГ-13;
- товарный отчет N ТОРГ-29;
- кассовая книга по форме N КО-4;
- приходный и расходный кассовые ордера N КО-1 и N КО-2.
Формы N КО-1, N КО-2, N КО-4 утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.
Согласно п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»: «Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных организацией от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи» [11, с. 4].
Для учета товаров предназначен одноименный, активный счет 41, к которому согласно действующему плану счетов в ООО «Ассорти», открыты следующие субсчета:
41.1- «Товары на складах»
41.2 – «Товары в розничной торговле»
41.3 – «Тара под товаром и порожняя»
Сальдо по счету 41 «Товары» отражается в балансе в разделе «Оборотные активы» в составе запасов по строке «Готовая продукция и товары для перепродажи» [5]
Очевидно, что широкий спектр бизнес-процессов в крупных розничных сетях требует комплексного подхода и использования передовых программных решений. Ни у кого не вызывает сомнений, что крупному бизнесу, распределенному по разным торговым точкам, просто необходима комплексная автоматизация.
Как показывает практика, в небольших магазинах автоматизация учета товаров и продаж не только целесообразна, но и не менее эффективна, чем в крупных сетях. Без автоматизированного контроля склада и кассы практически невозможно значительно увеличить оборот и повысить прибыль. Рассмотрим, почему так происходит и как выбрать идеальный вариант автоматизации торговли для маленького магазина [7].
Процесс продажи товара и обслуживания покупателя состоит из целого ряда стандартных операций, которые так или иначе необходимо провести. Вряд ли вы замените продавца роботом, по крайней мере на сегодняшний день, который будет без человеческого участия принимать товар, улыбаться посетителям и безошибочно находить нужные позиции на складе, не путая при этом цены. Но вы можете значительно помочь вашему продавцу, освободив его время для более продуктивного общения с покупателями, исключая при этом все непреднамеренные ошибки вашего персонала и, возможно, махинации [12].
При этом совершенно не нужно приобретать сложные программные продукты, учитывающих множество факторов, которые используются крупными сетевыми субъектам хозяйственной деятельности. Просто выберите вариант для автоматизации торговли маленького магазина, например, онлайн-сервис [14].
Минимум вложений - и автоматизация небольшого магазина может быть проведена за один рабочий день. Вы больше никогда не будете долгими часами печатать ценники, проводить инвентаризацию или переоценку, списывать со склада товары, которые «ушли в никуда по неизвестной причине», мучительно подсчитывать прибыль и убытки в Excel, а также вручную создавать огромное количество документов, без которых ваше существование как магазина невозможно.
1.3 Специфика организации товародвижения
Логистическая система – это адаптивная (самоорганизующаяся) система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой [18].
Существует четыре основных свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было назвать логистической системой:
1. Целостность (первичность целого по отношению к частям. Система, есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг c другом, при этом элементы существуют лишь в системе, вне системы это объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми).
2. Связи (между элементами системы имеются существенные связи. При этом связи между элементами внутри системы должны быть более мощные, чем связи отдельных элементов c внешней средой, в противном случае, система не может существовать) [19].
3. Организация (для появления системы необходимо создать упорядоченные связи между ее частями).
4. Интегративные качества (наличие у системы качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее звеньев в отдельности).
Логистические системы подразделяют на:
– макрологистические;
– микрологистические;
– мезологистические.
Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации, территориально-производственные комплексы, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, инфраструктуру экономики отдельной страны или группы стран [1].
Макрологистической системой, является система, назначением которой не является извлечение прибыли.
Построение макрологистических систем и управление ими способствует решению следующих задач:
– выработка общей концепции распределения продукции;
– выбор вида транспорта, определение характера взаимодействия транспортных средств, организация технологии транспортного процесса;
– определение рациональных направлений движения материальных потоков;
– выбор пунктов поставки и партнеров поставщиков;
– проектирование и организация сети складских систем [26].
Макрологистика решает вопросы, связанные c анализом рынка поставщиков и потребителей, разработкой общей концепции закупок и распределения. Объектами, конторолируемыми макрологистикой, являются юридически независимые предприятия. Взаимодействие между ними базируется на товарно-денежных отношениях и регламентируется соответствующими договорами и контрактами, имеющими правовую силу [2].
Микрологистические системы относятся к определенной организации бизнеса и предназначены для управления и оптимизации материального и сопутствующих ему потоков в процессе производства, снабжения и сбыта.
Микрологистическая система строится с позиций стратегических целей фирмы и оптимизации основных оперативных процессов, она охватывает сферу деятельности отдельного предприятия и обеспечивает решение локальных вопросов в рамках отдельных функциональных элементов логистической системы [17].
Логистические системы с прямыми связями характеризуются тем, что материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.
Эшелонированная логистическая система характеризуется тем, что на пути материального потока есть хотя бы один посредник [9].
Гибкие логистические системы характеризуются тем, что движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.
Элемент логистической системы - функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа и синтеза логистической системы, выполняющий свою локальную целевую функцию, связанную с выполнением определенных логистических функций [6].
Выделяют следующие элементы логистических систем:
– закупка (подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему);
– склады (здания, сооружения, устройства и т.п., где временно размещаются и хранятся материальные запасы, преобразуются материальные потоки);
– запасы (запасы материалов, которые позволяют данной системе быстро реагировать на изменение спроса и помогают решать ряд логистических задач);
– транспорт;
– сбыт (подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы) [24];
– информация (подсистема, которая обеспечивает информационную связь между другими элементами логистической системы, контролирует выполнение логистических операций и т.д.) [22];
– кадры (организованный персонал, занятый выполнением логистических операций) [16].
Элементами системы логистики являются: производственные запасы оборотных средств, проблемы закупки сырья, материалов, работа транспорта как внешнего, так и транспорта внутри предприятия, структура и особенности организации складского хозяйства и другие процессы, связанные с обслуживанием оборотных средств.
2.АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «АССОРТИ»
2.1 Экономико-финансовая характеристика ООО «Ассорти»
Выполним анализ эффективности использования основных средств субъекта хозяйственной деятельности. Задача анализа эффективности использования основных средств субъекта хозяйственной деятельности состоит в оценке результатов выполнения планов и темпов роста основных средств и показателей их использования, изучении структуры основных средств и в выявлении причин, вызывающих недостаточное использование основных средств. Анализ эффективности использования основных средств ООО «Ассорти» представлен в Таблице В 1 приложения В.
Основные показатели деятельности компании показаны на рисунке В1 приложения В.
Фондоотдача в процессе производства с каждым годом увеличивается (с 3,82 руб./руб. до 4,44 руб./руб.), как и фондоотдача по финансовому результату (с 0,28 руб./руб. до 0,72 руб./руб.). Это означает, что субъект хозяйственной деятельности эффективно использует основные средства.
Фондоемкость с каждым годом снижается с 0,262 руб./руб. до 0,225 руб./руб. Значит, сумма основных средств, которая приходится на каждый рубль готовой продукции, постоянно уменьшается.
Фондовооружённость, в свою очередь, уменьшила свои показатели в 2017 году по сравнению с 2015 годом (с 433,731 тыс. руб./чел. до 410,504 тыс. руб./чел.), а в 2018 году наоборот возросла (434,985 тыс. руб./чел.).
Проведём анализ эффективности использования оборотных средств субъекта хозяйственной деятельности, поскольку финансовое положение субъекта хозяйственной деятельности находится в прямой зависимости от состояния оборотных средств. Анализ показателей эффективности использования оборотных средств ООО «Ассорти» представлен в Таблице В2 и рисунке В2 приложения В.
Анализ таблицы В2 приложения В показал, что коэффициент оборачиваемости снижается с каждым годом (с 3,46 раз до 2,41 раз). Значит, скорость оборота оборотных средств уменьшилась в связи с увеличением среднегодовой стоимости оборотных средств. Коэффициент закрепления, наоборот, растет, и показывает, что средний остаток оборотных средств, приходящийся на 1 рубль выручки от реализации, увеличился с 0,29 раз до 0,41 раза. Длительность оборота также увеличивается с 2016 г. по 2018 г. (с 104 дней до 150 дней), что свидетельствует об ухудшении использования оборотных средств.