Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА.).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
Великая депрессия нанесла сокрушительный удар мировой экономике – в промежутке между 1929 и 1932 годами цены на товары во всем мире упали на 48 %, а объем мировой торговли снизился на 63 %.
Однако положительным результатом Великой депрессии явилось понимание неразрывной связи между политической безопасностью и экономическим процветанием, а также того, что с расширением внешнеэкономических связей под воздействием внешних факторов возрастает уязвимость национальных экономик.
Стало очевидно, что в политике изоляционизма, торговых и валютных войнах уже нет, и не будет победителей. Кризис международных валютных и кредитных отношений обострился с новой силой во время Второй мировой войны, когда большинство стран (кроме США, Швейцарии, Мексики и стран Центральной Америки) ввели валютные ограничения.
Мировые хозяйственные связи были окончательно нарушены. В этих условиях роль лидера в разработке нового мирового порядка взяла на себя страна, имеющая на тот момент быстро растущую экономику и самые сильные вооруженные силы – Соединенные Штаты.
Кроме того, над этой же проблемой работали исследователи Великобритании и других стран антигитлеровской коалиции. Наиболее значимыми проектами были признаны план международного стабилизационного фонда Г. Уайта и план международного клирингового союза Д. Кейнса, которые и составили теоретическую базу деятельности МВФ. [11]
Несмотря на неоспоримую теоретическую и практическую значимость идей Д. Кейнса и Г. Уайта, следует иметь в виду, что все они изначально имели вполне конкретные цели: план Д. Кейнса был направлен на облегчение валютно-финансового положения Великобритании, а план Г. Уайта – на закрепление возрастающей политической и экономической мощи США, что неразрывно связывалось с закреплением господствующего положения доллара в новой мировой валютной системе. [12]
Для реализации этих целей Г. Уайт считал необходимым основание двух наднациональных институтов, контролирующих внутреннюю денежную политику стран-участниц: Мирового Банка и Стабилизационного Фонда.
По плану формирование капитала Мирового Банка должно было осуществляться путем привлечения займов членов. Создание второго института, состоящего из золота и правительственных ценных бумаг стран-союзниц, было необходимо для выдачи краткосрочных кредитов странам с дебетовым сальдо платежного баланса.
Стабилизационный фонд также имел право контролировать валютный курс заемщиков, изменять его и даже отменять в одностороннем порядке. Широкий круг полномочий Стабилизационного Фонда наносил серьезный ущерб по экономической независимости и реальному политическому суверенитету стран-участниц, что делало первый текст плана Г. Уайта неприемлемым. [13]
Однако, согласно второй редакции, опубликованной в 1943 году, создание Фонда преследовало несколько иные цели: предотвращение девальвации валют, восстановление и поддержание многосторонней торговли, помощь в стабилизации валютных курсов, «облегчение эффективного использования блокированных валютных средств, ослабление валютных ограничений». Обладая суммой не менее 5 млрд. долларов, Стабилизационный Фонд должен был заниматься кредитованием стран с дефицитным балансом.
Предполагалось, что каждая страна будет выплачивать квоту, размер которой зависел от социально-экономического положения государства, в установленной пропорции: 30 % в золоте, остальную часть в правительственных ценных бумагах и национальной валюте.
В дальнейшем, средства, внесенные участниками Фонда, предоставляли на определенных условиях странам, испытывающим финансовые трудности.
Кроме того, согласно плану Г. Уайта, предлагалось установить международную денежную единицу – унитас, равную 10 долларам США. По отношению к международной резервной валюте жестко фиксировались валютные паритеты национальных валют.
Унитас, в свою очередь, был привязан к цене золота, которая автоматически фиксировалась казначейством в долларах США. Таким образом, мировыми деньгами фактически становился доллар. В послевоенный период разоренной Великобритании грозила потеря мирового господства, поэтому главной задачей Д. Кейнса стало сохранение Лондона в качестве глобального финансового центра. [14]
В сентябре 1941 года английский экономист представил министерству финансов Предложения по созданию Международного компенсационного союза. Осознав угрозу распространения экономической депрессии, Д. Кейнс считал необходимым защитить национальную экономику.
Для этого он, во-первых, предлагал учредить Международный клиринговый союз, который должен обеспечить, что- бы деньги, полученные от продажи товаров одной страны, могли быть направлены на закупку товаров в любой другой стране.
Международный клиринговый союз, согласно идеям Д. Кейнса, должен был выпускать свою собственную валюту, курс которой устанавливался бы по отношению к золоту – банкор, международное средство платежа, единица межгосударственного расчета, в которой можно было бы измерить сальдо внешнеторгового баланса той или иной страны.
Колебания предложения денег не приводили бы к изменению реальной экономической политики, поэтому предполагалось, что в будущем банкор заменит золото как средство осуществления международных платежей.
Соответственно, курсы всех национальных валют выражались бы в мировых кредитных деньгах, банкорах.
Осознав, что в сложившейся ситуации необходимо стимулировать кредиторов, то есть страны с профицитом государственного бюджета, вкладывать деньги в экономику заемщиков, Д. Кейнс еще большей данью обложил страны с положительным сальдо. [15]
Если же страна имеет профицит, превышающий установленную квоту, избыток конфискуется. Таким образом, страны с большим положительным сальдо имели бы большой стимул избавляться от него, тем самым автоматически покрывая отрицательное сальдо других стран.
В соответствие с изложенным положением плана Д. Кейнса это тяжелое бремя должно было быть возложено на США, единственную страну, состоящую в Клиринговом Союзе с профицитом внешнеторгового баланса.
Таким образом, план Д. Кейнса предусматривал создание автоматических кредитных механизмов для государств с дефицитным балансом. Последние не были обязаны проводить дефляционистские меры, приводящие к экономическому застою страны, поскольку страны с большим положительным сальдо имели мощный стимул направлять валютную выручку на покрытие задолженностей других стран.
Проблема была разрешена подписанием в декабре 1945 года 29 государствами Статей соглашения (Articles оf Agreement) Международного валютного фонда (МВФ), которые выполняют роль его устава.
К числу основных функций МВФ были отнесены:
– контроль выполнения «кодекса поведения» (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);
– предоставление членам фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими «кодекса поведения»;
– организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.
Первые десятилетия деятельности МВФ позволили странам значительно усовершенствовать проводимую экономическую политику, в первую очередь, внешнеторговую, что стимулировало рост международной торговли товарами и услугами, а также способствовали сглаживанию экономических циклов чередующихся подъемов и спадов. [16]
Первой проблемой в истории МВФ был вопрос о его дальнейшем функционировании, появившийся в начале 80-х годов и связанный с проектами реформирования мировой валютной системы в целом. Некоторые проекты предлагали заменить МВФ более демократичным и конструктивным международным финансовым институтом.
Со временем актуальность таких вопросов уменьшилась, но угроза еще остается. Современные проблемы вытекают из реализации стратегии МВФ в разных странах.
В последнее время деятельность МВФ подвергается критике мировой общественностью, особенно общественностью развивающихся стран. Дело в том, что предоставляя займы на оздоровление экономики, МВФ выдвигает, как правило, примерно одинаковый пакет требований, который включает: приватизацию крупных предприятий, либерализацию цен и внешней торговли, жесткую денежно-кредитную политику для стабилизации валюты, прекращение субсидирования убыточных предприятий, минимизацию бюджетного дефицита за счет сокращения социальных программ и повышения налогов, девальвации валюты.
В большинстве случаев выполнение этих требований не только не способствует улучшению состояния экономики, а, наоборот, ведет к падению производства, обострению социальных конфликтов.
Это проявилось, в частности, во время финансового кризиса 1997 года в Юго-Восточной Азии, когда деятельность МВФ стала фактически дестабилизирующим фактором.
Недовольство современной деятельностью МВФ высказывают не только развивающиеся страны, но и ряд развитых, о чем наглядно свидетельствует требования лидеров G-20 реформы МВФ, в частности, ратификации реформы 2010 года, в соответствии с которой ресурсы МВФ будут увеличены, а квоты перераспределены в пользу развивающихся стран, в числе которых РФ, КНР, Индия и Бразилия. [17]
«Проведение в жизнь реформ 2010 года остается нашей самой приоритетной задачей в отношении МВФ, и мы настоятельно призываем США их ратифицировать. Если этого не произойдет до конца года, мы поручаем МВФ, основываясь на результатах проделанной работы, представить варианты для последующих шагов», – говорится в коммюнике G20.
События последних дней наглядно свидетельствуют о том, что в связи с укрепляющимися позициями развивающихся стран и, в первую очередь, России, деятельность МВФ стала более политизированной. Наглядный пример – позиция этой организации в решении вопроса о долгах Украины перед Россией, который составляет на конец 2015 года порядка 3 млрд. долларов. Ради Украины МВФ собирается отказаться от многолетней практики не кредитовать страны, у которых есть просроченная задолженность перед официальными кредиторами.
ВЫВОД
Изменение политики МВФ в отношении страны-должника в данном случае позволит Украине «заморозить» платежи перед Россией. Как нам представляется, изменение принципов деятельности крупнейшей международной организации в угоду сиюминутным политическим интересам не могут способствовать выполнению ею заявленных в Уставе положений. События последних лет с наглядной очевидностью свидетельствуют о том, что мир за 70 лет функционирования МВФ значительно изменился.
Изменились страны, изменились международные экономические отношения. Все это требует реформирования МВФ.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
Глобальный характер современной экономики делает невозможным ее регулирование с использованием только инструментов национальной экономической политики.
В условиях растущей взаимозависимости стран возникает необходимость комплексного формирования механизмов и принципов глобального управления, которые носят наднациональный характер. [18]
Координация глобальной экономической политики проводится, прежде всего, национальными государствами, международными экономическими организациями и региональными интеграционными объединениями. При этом в настоящее время наблюдается необходимость модернизации отдельных институтов глобального управления (речь в данном случае идет о Международном валютном фонде), что обосновывается увеличением роли в мировой экономике стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран. [19]
Существует несколько трактовок категории «глобального управления». Дж. Розенау определяет ее не только через официальные институты, которыми регулируются нормы и правила межгосударственного взаимодействия, но и через все те «организации и группы влияния – от многонациональных корпораций, транснациональных социальных движений до множества неправительственных организаций, которые преследуют цели и задачи, достижение решения которых зависит от транснациональных правящих и властных институтов». [20]
Т. Вайсс и Р. Такур в работе «ООН и глобальное управление: идея и перспективы ее воплощения» утверждают, что «глобальное управление – это комплекс формальных и неформальных институтов, механизмов, отношений и процессов, существующих между и распространяющихся на государства, рынки, отдельных граждан и организации, как межправительственные, так и неправительственные, посредством которых на глобальном уровне определяются коллективные интересы, устанавливаются права и обязанности, разрешаются споры».
Особо подчеркнем, что в настоящее время разработкой концепций глобального управления занимаются во всех странах мира. Эта проблема находит отражение в исследованиях и российских ученых А. А. Немчука, Д. С. Кузьмина, О. Н. Барабанова, Н. C. Швейки- ной. Так, А. А. Немчук утверждает, что приоритет в глобальном управлении имеют национальные государства, но он отмечает и смещение акцента на международные институты, общественные объединения и отдельных факторов.