Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Теоретические основы изучения жизненного цикла организации жизненного цикла).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения жизненного цикла организации жизненного цикла
1.1 Понятие и сущность организации
1.2.Сущность и этапы жизненного цикла
Глава 2. Практические аспекты влияния жизненного цикла на процесс управления ООО «АвтоПеноПолимер»
2.1.Организационно-экономическая характеристика ООО «АвтоПеноПолимер»
2.2. Анализ проблем управления ООО «АвтоПеноПолимер» на разных стадиях жизненного цикла
Анализ данные таблицы 2.5 позволяет выявить конкурентные преимущества ООО «АвтоПеноПолимер» по сравнению с ООО «АвтоПолимерСервис». Многоугольник конкурентоспособности на рис. 2.5 наглядно отражает те позиции, по которым ООО «АвтоПеноПолимер» уступает ООО «АвтоПолимерСервис».
По данным таблицы 2.1 определим также, в чем ООО «АвтоПеноПолимер» уступает конкуренту. Анализ данных таблицы показывает, что величина комплексного показателя конкурентоспособности ООО «АвтоПеноПолимер» ниже, чем у ООО «АвтоПолимерСервис»: 3,15 и 3,49 балла соответственно. Более высокое значение показателя ООО «АвтоПолимерСервис» получено за счет предлагаемого ассортимента, хорошего качества продуктов и приемлемой цены продукции. Оценка последних двух критериев - 0,80 баллов; ассортимента - 0,48 баллов. Тогда как у ООО «АвтоПеноПолимер» предлагаемый ассортимент составляет 0,32 баллов, цена продукции - 0,48 баллов и качество продукции - 0,80 баллов.
Рисунок 2.3 - Многоугольник конкурентоспособности
По квалификации персонала предприятия имеют одинаковый балл 0,30. Следует отметить, что предприятие располагает кадрами с большим опытом работы, но проведению курсов по повышению квалификации на ООО «АвтоПеноПолимер» не уделяется должного внимания.
Далее необходимо провести анализ конкурентоспособности продукции ООО «АвтоПеноПолимер». Как было отмечено в 1 главе, на протяжении всей жизни продукта он проходит через стадии основные стадии: стадия замысла (нового рынка) и инноваций, стадия внедрения на рынок или развития рынка, стадия зрелости продукции, стадия упадка.
Каждую стадию жизненного цикла продукции, можно охарактеризовать комбинацией нескольких параметров (Таблица 2.2), при этом весь жизненный цикл продукции, можно сопоставить с матрицей BCG, поскольку этими же характеристиками описываются и основные составляющие матрицы.
Таблица 2.2 - BCG в контексте жизненного цикла продуктов
Стадии жизненного цикла продукта |
||||
Замысел |
Внедрение |
Зрелость |
Упадок |
|
Доля рынка |
Высокая |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
Темпы роста рынка |
Низкие |
Высокие положительные |
Низкие |
Высокие отрицательные |
Доходность продукта (вклад на единицу) |
Высокая |
Высокая |
Умеренная |
Низкая |
Суммарный вклад |
Очень низкий |
Низкий / умеренный |
Высокий |
Низкий |
Риск неопределенности дохода |
Очень высокий |
Высокий |
Умеренный |
Низкий |
Категория продукта в терминах BCG |
||||
Дикие кошки |
Звезды |
Дойные коровы |
Собаки |
Далее необходимо построить модель BCG. Для этого необходимо сформировать исходные данные для построения модели BCG, представленные в виде таблицы 2.3.
Таблица 2.3 - Исходные данные для построения модели BCG
Продукции |
Выручка, тыс. руб. |
Выручка конкурента, тыс. руб. |
Доля рынка, % |
Темпы прироста рынка, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Проставка на Lada Vesta |
6972,50 |
3277,08 |
2,13 |
1,00 |
Вставка обивки двери правая/левая на Lada Vesta |
4999,75 |
2849,86 |
1,75 |
1,00 |
Вкладыш кожуха вала руля на Lada Vesta |
4749,75 |
1947,40 |
2,44 |
1,00 |
Вкладыш кожуха облицовочного вала руля нижнего на Lada Priora |
1430,04 |
1401,44 |
1,02 |
2,00 |
Подушка EPP 150*50*15,5мм на Renault |
1080,21 |
1058,60 |
1,02 |
1,00 |
Подушка EPP 150*20*6,5мм на Renault |
1057,35 |
1036,21 |
1,02 |
1,00 |
Прокладка бензонасоса для двигателей Lada |
1237,30 |
1299,17 |
0,95 |
2,00 |
Проставка бензонасоса для двигателей Lada 1 |
1772,96 |
1932,53 |
0,92 |
2,00 |
Проставка бензонасоса для двигателей Lada 2 |
1700,14 |
1870,16 |
0,91 |
1,00 |
Анализ данных матрицы BCG показывает, что к звездам (перспективные продукты, обеспечивающие будущее компании, лидеры на растущем рынке) относятся такие позиции как: проставка на Lada Vesta, вставка обивки двериправая/левая на Lada Vesta, вкладыш кожуха вала руля на Lada Vesta, вкладыш кожуха облицовочного вала руля нижнего на Lada Priora, подушка EPP 150*50*15,5мм на Renault. Рекомендуется обращать больше внимания на эти продукты и активно инвестировать в их развитие, т.к. в будущем, по мере роста рынка, это обеспечит рост доходов компании. ЖЦП: преимущество лидерства и рост рынка. Результаты распределения представлены в таблице 2.3.
Рисунок 2.3 - Модель BCG ООО «АвтоПеноПолимер»
Анализ данных матрицы BCG показывает, что к звездам (перспективные продукты, обеспечивающие будущее компании, лидеры на растущем рынке) относятся такие позиции как: проставка на Lada Vesta, вставка обивки двери правая/левая на Lada Vesta, вкладыш кожуха вала руля на Lada Vesta, вкладыш кожуха облицовочного вала руля нижнего на Lada Priora, подушка EPP 150*50*15,5мм на Renault. Рекомендуется обращать больше внимания на эти продукты и активно инвестировать в их развитие, т.к. в будущем, по мере роста рынка, это обеспечит рост доходов компании. ЖЦП: преимущество лидерства и рост рынка. Результаты распределения представлены в таблице 2.4.
Необходимо провести анализ цены и качества реализуемых продуктов как основных критериев их конкурентоспособности. Улучшение качественных характеристик продукции предполагает, повышение конкурентоспособности данных продуктов и позволяет предприятию занять устойчивые позиции на рынке функционирования деятельности.
Таблица 2.4 - BCG в контексте жизненного цикла продуктов
Продукции |
Выручка, тыс. руб. |
Категория BCG |
Стадия ЖЦП |
1 |
2 |
3 |
4 |
Проставка на Lada Vesta |
6972,50 |
Звезды |
Внедрение |
Вставка обивки двери правая/левая на Lada Vesta |
4999,75 |
Звезды |
Внедрение |
Вкладыш кожуха вала руля на Lada Vesta |
4749,75 |
Звезды |
Внедрение |
Вкладыш кожуха облицовочного вала руля нижнего на Lada Priora |
1430,04 |
Звезды |
Внедрение |
Подушка EPP 150*50*15,5мм на Renault |
1080,21 |
Звезды |
Внедрение |
Подушка EPP 150*20*6,5мм на Renault |
1057,35 |
Дойные коровы |
Зрелость |
Прокладка бензонасоса для двигателей Lada |
1237,30 |
Дойные коровы |
Зрелость |
Проставка бензонасоса для двигателей Lada 1 |
1772,96 |
Дойные коровы |
Зрелость |
Проставка бензонасоса для двигателей Lada 2 |
1700,14 |
Дойные коровы |
Зрелость |
Качество - критерий конкурентоспособности, который определяется как совокупность потребительских свойств продукции, обладающих способностью удовлетворять реальные или предполагаемые потребности.
Элементы пассивной безопасности из полипропилена, производимые и реализуемые в ООО «АвтоПеноПолимер», изготовлены согласно установленным ТУ (технические условия), а производство продукции сертифицировано по международной системе качества ИСО 9001:2000. На данные продукты имеются паспорта безопасности и гигиенические сертификаты.
Оценку качества элементов пассивной безопасности из полипропилена, реализуемых в ООО «АвтоПеноПолимер», т.е. определение численных значений единичных показателей качества продукции, проведем с помощью экспертного метода (таблица 2.5).
Номенклатура потребительских свойств, обуславливающих качество элементов пассивной безопасности из полипропилена, характеризуется следующими показателями: нормативными (безопасность, экологичность); функциональными (теплостойкость, морозостойкость, ударопрочность, трудногорючесть); надежности (долговечность, безотказность, сохраняемость); эргономическими (гигиеничность, удобство пользования); эстетическими (целостность композиции, внешний вид, форма продукции).
Таблица 2.5 - Оценка качества продукции, производимых и реализуемых ООО «АвтоПеноПолимер»
Показатели качества продукции |
Важность показателя качества |
Экспертная оценка, балл |
Итоговая оценка показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Функциональные: |
0,389 |
1,95 |
|
- теплостойкость, |
0,09 |
5 |
0,45 |
- морозостойкость, |
0,09 |
5 |
0,45 |
- ударопрочность, |
0,10 |
5 |
0,50 |
- трудногорючесть. |
0,11 |
5 |
0,55 |
2. Нормативные: |
0,20 |
0,91 |
|
- безопасность, |
0,9 |
4 |
0,36 |
- экологичность. |
0,11 |
5 |
0,55 |
3. Надежность: |
0,21 |
0,83 |
|
- безотказность, |
0,07 |
3 |
0,21 |
- долговечность, |
0,08 |
4 |
0,32 |
- сохраняемость. |
0,06 |
5 |
0,30 |
4. Эргономические: |
0,10 |
0,50 |
|
- гигиеничность, |
0,04 |
5 |
0,20 |
- удобство пользования. |
0,06 |
5 |
0,30 |
5. Эстетические: |
0,10 |
0,50 |
|
- целостность композиции, |
0,03 |
5 |
0,15 |
- форма, |
0,04 |
5 |
0,20 |
- внешний вид. |
0,03 |
5 |
0,15 |
Итого |
1,0 |
4,69 |
В таблице 2.5 каждому из факторов дана количественная оценка по пятибалльной шкале, где каждому фактору присвоено весовое значение, причем суммарная оценка всех весов равна единице. Данные оценки перемножаются на важность фактора, после чего находится суммарная итоговая оценка по каждому показателю качества продукции, с целью установления уровня конкурентоспособности.
Анализируя представленные значения показателей качества продукции, реализуемых ООО «АвтоПеноПолимер», следует сказать: наиболее важными составляющими характеристиками качества являются функциональные, нормативные и свойства надежности, которые, в свою очередь, составляют основу потребительских предпочтений. Экспертная оценка, данная по всем единичным показателям качества, свидетельствует о высоком уровне соответствия представленных характеристик требованиям стандартов и ТУ. Исключение составляют показатели безотказности, которые оценены в 3 балла, что предполагает разработку мер по улучшению данного параметра. Комплексная оценка качества в целом составляет 4,69 балла.
Полученный результат оценки качества продукции, квалиметрических характеристик, свидетельствует о высоком уровне качества предлагаемых к реализации ООО «АвтоПеноПолимер» продукции.
Следующим этапом анализа конкурентоспособности продукции ООО «АвтоПеноПолимер», является анализ цены реализации анализируемой продукции.
Цена является важнейшим критерием конкурентоспособности при выборе однородных продуктов. Также следует отметить, что на ценовую политику основное влияние оказывает конкуренция, а также политические и экономические условия.
В ООО «АвтоПеноПолимер» цена на реализуемые продукты формируется на основе цен закупаемых материалов от поставщиков и торговой наценки, которая в свою очередь складывается из оборотных налогов и затрат на доставку, хранение и реализацию данных продуктов и прибыли, получаемой в ходе реализации продукции. Соответственно, основным методом ценообразования является затратный метод, выражаемый формулой (2.1):
Цреал =Цшг +ш<^ш = Кр + п+нобор оцресш =цзак+кР + п+нобор, (2.1)
где Цреал - цена реализации продукции,
Цзак - закупочная цена продукции, включающая в себя процент уплаты НДС и акциза,
ТН - торговая наценка,
Кр - коммерческие расходы;
П - прибыль от реализации продукции;
Нобор - налоги с оборота реализованной продукции.
Используя формулу 2.6, рассчитаем среднюю цену продукции за 20142016 гг. (таблица 2.10).
Таблица 2.6 - Цена производства и реализации продукции ООО «АвтоПеноПолимер» за 2014-2016 гг.
Наименование статей |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Изменение 2016 г. к |
|
2014 г. |
2015 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка, тыс. руб. |
36000,00 |
30000,00 |
25000,00 |
-11000,00 |
-5000,00 |
Себестоимость, тыс. руб. |
27000,00 |
22500,00 |
18750,00 |
-8250,00 |
-3750,00 |
Количество проданной продукции, шт. |
760,00 |
598,00 |
500,00 |
-260,00 |
-98,00 |
Средняя цена реализации, руб. |
47,37 |
50,17 |
50,00 |
2,63 |
-0,17 |
Средняя закупочная цена, руб. |
35,53 |
37,63 |
37,50 |
1,97 |
-0,13 |
Средняя торговая наценка, формируемая на продукции , руб. |
11,84 |
12,54 |
12,50 |
0,66 |
-0,04 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
4671,56 |
3697,49 |
2931,16 |
-1740,40 |
-766,33 |
Коммерческие расходы, приходящиеся на продукции , руб. |
394,49 |
294,81 |
234,49 |
-159,99 |
-60,32 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
2091,50 |
1602,36 |
1131,28 |
-960,22 |
-471,08 |
Средняя торговая наценка, % |
6,86 |
7,62 |
7,65 |
0,79 |
0,03 |