Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Теоретические основы изучения жизненного цикла организации жизненного цикла).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения жизненного цикла организации жизненного цикла
1.1 Понятие и сущность организации
1.2.Сущность и этапы жизненного цикла
Глава 2. Практические аспекты влияния жизненного цикла на процесс управления ООО «АвтоПеноПолимер»
2.1.Организационно-экономическая характеристика ООО «АвтоПеноПолимер»
2.2. Анализ проблем управления ООО «АвтоПеноПолимер» на разных стадиях жизненного цикла
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что конкурентоспособность продукции, являющаяся основой конкурентоспособности предприятия в целом, основывается на обеспечении эффективности всех этапов ее жизненного цикла. Для того чтобы обеспечить устойчивое развитие и укреплять позиции на рынке, компании необходимо сформировать конкурентные преимущества, которые представляют собой сильные стороны компании в сравнении с основными конкурентами. Сравнение с конкурентами осуществляет потребитель в процессе осуществления потребительского выбора, и поэтому наличие конкурентных преимуществ, влияет на окончательный выбор потребителя и, следовательно, на объём продаж. Это означает наличие прямой взаимосвязи между наличием конкурентных преимуществ и объёмов продаж, а значит, для того, чтобы наращивать продажи, необходимо постоянно работать над укреплением и развитием конкурентных преимуществ, что подтверждает актуальность темы настоящей работы.
Цель данной работы – изучить особенности ООО «АвтоПеноПолимер» на стадиях жизненного цикла.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо последовательно решить следующие задачи:
- охарактеризовать фазы жизненного цикла;
- жизненного цикла;
- дать общую характеристику деятельности предприятия ООО «АвтоПеноПолимер»;
- выполнить анализ конкурентных позиций ООО «АвтоПеноПолимер» на рынке;
- предложить направления развития конкурентных преимуществ, для продукции ООО «АвтоПеноПолимер»;
Объект исследования - предприятие ООО «АвтоПеноПолимер».
Предмет исследования - конкурентоспособность предприятия ООО «АвтоПеноПолимер».
Методы исследования: анализ конкурентоспособности, финансовый анализ, матрица BCG.
Источниками информации стали внутренняя отчётность предприятия ООО «АвтоПеноПолимер» и теоретические работы по вопросам формирования конкурентных преимуществ, конкурентным стратегиям, конкурентному анализу.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения жизненного цикла организации жизненного цикла
1.1 Понятие и сущность организации
Организации возникли достаточно давно и по мере развития человеческого общества неуклонно разрастались, усложнялись, приобретали все большее значение в жизни людей. Обычно под организацией понимается совместная деятельность группы людей, которые стремятся к достижению некоторых общих целей. Поэтому в самой простой формулировке организация - это группа людей, действующих совместно для достижения общих целей. Для успешного достижения этих целей деятельность людей в группе должна координироваться. Поэтому организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.
Организация может рассматриваться как явление (объект) и как процесс
Как явление организация (предприятие) - это физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели, например, набор элементов, составляющих предприятие по производству холодильников «Стинол»; является средой деятельности менеджера. В России организации как явление регулируются Гражданским кодексом РФ. Как процесс организовывания – совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (процесс организовывания), например процесс создания работоспособного коллектива; выступает одной из основных функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль). Организация как процесс регулируется законами о труде и уголовным кодексами.
Обязательные требования организации: наличие хотя бы двух человек; наличие хотя бы одной цели, которую принимают все члены группы; наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели. Правильно сформированная организация должна отвечать всем признакам.
Организация предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, иерархия подчиненности, модели взаимодействия. Черты организации:
- комплексность – рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделение труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения частей организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
- формализация – понимается заранее разработанные установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Степень формализации может быть различной.
- соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. Соотношение централизованного и децентрализованного устанавливают тип организационной структуры управления.
1.2.Сущность и этапы жизненного цикла
Каждая компания активно работает на рынке для того, чтобы получить максимальную прибыль, путём реализации своей продукции и услуг. Поэтому прежде чем запускать на рынок продукт, предприниматель обязан изучить спрос на него или его отсутствие. Продукция - это «фундамент», из которого строится предпринимательская деятельность. Одним из ключевых факторов успешной предпринимательской деятельности является ценность продукта для потребителя. Продукция должна завлекать, вызывать, внимание и интерес у клиентов.
У каждого продукта есть период существования на рынке, который начинается с момента его зарождения на рынке до момента конечного выхода с рынка. Такой промежуток времени принято называть жизненным циклом продукта.
Такой цикл описывается при помощи изменения таких показателей: прибыль и объём продаж. Исходя из этого, можно выделить следующее определение жизненного цикла продукции (ЖЦП) - это период времени, на протяжении которого наблюдается изменение прибыли и объёма продаж, которые зависят от спроса на продукт.
В зависимости от специфики продукции и особенностей потребительского спроса существуют различные виды ЖЦП, которые различаются как по продолжительности, так и по форме проявления отдельных фаз.
Традиционно исследователи выделяют следующие стадии ЖЦП [40, с. 50]:
- стадия разработки и внедрения продукции;
- стадия роста;
- стадия зрелости;
- стадия спада.
Кривая увлечения (кривая «Бум») характеризуется теми же стадиями, что и в традиционной модели, но с сокращением продолжительности стадии роста, зрелости и спада, тем самым описывая быстрый рост и спад [40, с. 51].
Сезонная кривая (кривая с повторным циклом) характеризуется увеличением продаж в течение периодов, разнесенных во времени [40, с. 52].
Кривая возобновления (кривая «Плато», кривая «рост - спад») описывает продукцию, которая находясь на стадии спада со сниженным спросом, вновь получает популярность на рынке [40, с. 52].
Кривая провала характеризует продукцию, не имеющую успех на потребительском рынке [40, с. 52].
Классическая кривая описывает продукцию, которая проходит стадии разработка введение - рост - зрелость - насыщение - спад и обладает повышенным спросом на протяжении долгого периода [25, с. 24].
В данной работе будет рассматриваться модель, которая состоит из стадий: внедрение - рост - зрелость - насыщение - спад, что обусловлено спецификой деятельности объекта исследования.
Первая фаза - это фаза внедрения продукции на рынок. Так как заранее затруднительно предположить, насколько сильно продукция будет пользоваться успехом у потребителей, поэтому фаза характеризуется незначительным ростом объёма продаж. На данном этапе у предприятия прослеживаются высокие инвестиции на развитие маркетинга и в организацию всех процессов производства.
Данный этап начинается с момента поступления продукции в продажу. Так как, на данном этапе продукт ещё неизвестен покупателям, часто продукция выходит на рынок в виде пробных продаж. Производитель ещё окончательно не определился в выборе производственного процесса. Наблюдается постепенное увеличение объёма продаж, так как процесс проникновения продукта на рынок занимает время. Продукция требует огромных усилий как маркетологов, так и специалистов из сферы производства, для того, чтобы перейти на следующую стадию жизнедеятельности. Например, такие известные на сегодняшний день для нас продукции как порошковые сливки, растворимый кофе, соки различных вкусов потребовали нескольких лет для того, чтобы завоевать внимание покупателей и перейти на стадию быстрого роста. Однако факторы, сдерживающие объёмы продаж, могут быть различными. Что касается таких товаров, как компьютеры, телевизоры с высокой разрешающей способностью, основным фактором являлась дороговизна новинок, возможность покупки товаров, лишь ограниченным числом потребителей [8, с. 166].
Этап внедрения характеризуется убытками либо незначительным притоком прибыли из-за того, что объём продаж остаётся в малом количестве, а расходы увеличиваются за счёт того, что на данном этапе сконцентрировано внимание на организации рекламы продукта и её сбыта. Так как важная задача на данном этапе - это информирование потенциальных покупателей о новом, пока никому неизвестном продукте, то на этапе внедрения прослеживаются максимальные затраты на продвижение продукции.
На данном этапе цены на продукт высоки, поэтому компания все свои усилия концентрирует на поиске группы потребителей с высоким уровнем дохода, готовых позволить себе такую покупку. Потребители готовы к тестированию новой продукции. На данной этапе, степень неопределённости является наивысшей, чем новее и революционней продукт, тем больше увеличивается этот показатель.
Следующая фаза - рост. На данной стадии мы наблюдаем рост объёма продаж. Вследствие того, что предприятие изначально проинвестировало достаточное количество средств, в продвижение продукции, мы наблюдаем увеличение спроса на продукцию, вызванное признанием продукта у потребителя. Следовательно, прибыль компании растёт, её относительная доля затрат на маркетинг, производство снижается (или остаётся прежней) в связи с ростом объёма выпуска. Более того, некоторые компании на данном этапе могут понизить цены для того, чтобы постепенно покрыть весь потенциальный рынок. Поэтому на данном этапе мы либо не наблюдаем изменений в цене, либо наблюдаем её небольшое снижение [27, с.85].
Первая серьёзная проблема, с которой может столкнуться компания, появляется на этом этапе - этапе роста. Эта проблема связана с появлением конкурентов. Поэтому основной целью компании в возникшей ситуации будет удержание уже имеющихся потребителей. Для этого следует сконцентрировать своё внимание на поддержании качества продукта или же придаче ему новых свойств, таких как изменение деталей упаковки, совершенствование сервиса. Для поддержания конкурентоспособности компании необходимы так же затраты. Однако, здесь наблюдается рост прибыли, который не ограничивается затратами, понесенными в этом периоде, потому что затраты связаны с тем, что используются все мощности предприятия для удовлетворения большого спроса на рынке.
Третьей фазой является фаза зрелости. Первый признак её появления, это насыщение рынка. Большинство потребителей уже купили предлагаемый продукт, поэтому объём спроса здесь уже достигает своего максимума. Наблюдается рост продаж наравне с ростом населения, либо спад из-за насыщения продуктом всего рынка. На данном этапе ценовая конкуренция становится всё агрессивней. Главной задачей компании становится сохранение, возможно даже расширение своей доли на рынке, для того, чтобы добиться преимущества над прямыми конкурентами. Более того, предприятию следует повторно проанализировать все потребности потребителей для возможного их удовлетворения путём технологического усовершенствования продукта, его модернизации или модификации. Вышеперечисленные проблемы дают понять, что данный этап характеризуется тем, что прибыль достигает своего максимума относительно всей своей жизнедеятельности, и постепенно начинает снижаться, так как компания привлекает дополнительные расходы на маркетинг и путём снижения цены пытается поддерживать конкурентное преимущество. Характерной особенностью фазы «зрелость» является её длительность, которая превышает предыдущие фазы. Это происходит потому, что серьёзно повышается конкуренция на рынке, компании сталкиваются со сложными задачами маркетинга, вследствие, растёт объём рекламы в данной сфере, увеличивается число льготных сделок в сфере торговли и потребления [15, с.104].