Файл: Общение как взаимодействие (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие общения и его типы
1.2. Характеристика детей старшего дошкольного возраста
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Подбор методик к исследованию
2.2. Анализ результатов исследования
Важную роль в формировании названных выше новообразований личности играет позиция, отношение педагога к детям, его стиль управления обучением: авторитарный, демократический или либеральный.
Действенным и, главное, положительным для дальнейшего развития будет спокойствие, сострадание, доверительный контакт, разъяснения. Тем самым ощущение «Я» ребенка будет укрепляться и развиваться[11, c.57].
В дошкольном возрасте происходит усвоение половой принадлежности. Ребенок четко знает, кто он: мальчик или девочка.
Дети в раннем возрасте, с одной стороны, совершают поступки по непосредственному указанию взрослых, а с другой, делают то, что им хочется, что им приятное и не требует особых усилий. В дошкольном возрасте поведение в большей степени определяют ситуативные желания, связанные с легкодостижимой целью. Развивается мотивационная сфера дошкольника. Идет «борьба» между «Я хочу» и «Ты». Отделившись от взрослого, ребенок начинает выделять свою деятельность и деятельность взрослого. Ориентация поведения по принципу «действовать как взрослый» формирует произвольность действий, потому что здесь постоянно сталкиваются два желания: действовать импульсивно, непосредственно и действовать в соответствии с требованиями взрослого. Ребенок вынужден находить компромисс между желанием самостоятельности и независимости и желанием приятного межличностного взаимодействия со взрослыми (в первую очередь с родителями). Педагог в процессе взаимодействия с дошкольниками обязательно должен учитывать особенности мотивационной сферы дошкольника и строить занятия так, чтобы ребенку хотелось участвовать в них [9].
Подражание – особый вид обучения. Когда мы целенаправленно обучаем – мы контролируем ситуацию, рассказываем ребенку как нужно вести себя в той или иной ситуации. Закончив урок, мы забываем, что ребенок продолжает наблюдать за взрослым, удивленно обнаруживаем в его поведении, игре, разговорах то, чего, наверное, и не хотели научить (учим, что улицу надо переходить только на зеленый свет, а сами этого не делаем; говорим, что кричать некрасиво, а сами это делаем и многое-многое другое). Ребенок подражает как положительные, так и отрицательные действия [32].
На формирование таких качеств влияет стиль управления обучением. В основе появления у дошкольников элементов независимости находится демократический стиль. Дошкольник начинает действовать независимо в сфере суждений, словесной оценки партнера; в сфере практических действий независимость появляется позже.
Также педагогам следует широко использовать игру в процессе обучения. Если ребенок не научился играть, если его не привлекают игрушки, если он не может создать сюжетно-ролевую игру, заинтересовать в ней своих друзей, то у такого малыша не будет успехов и в серьезной деятельности. Игра – это особая, необходимая для нормального развития ребенка школа, в которой дети многому учатся. Психологи называют игру ведущей деятельностью этого возраста, отмечая при этом, что именно в игре ребенок осваивает умение обобщать и анализировать. В игре развивается фантазия, способность концентрировать внимание, умение взаимодействовать. Хотя взрослым может показаться, что в игре ребенку предоставляется полная свобода, именно играя малыш приобретает способность сдерживать непосредственные желания, контролировать свои действия, подчиняться правилам, к целенаправленному, целесообразному поведению[33].
Опишем, на что необходимо обращать внимание педагогу в процессе развития дошкольника.
Восприятие. Развивается зрительное, слуховое, тактильное восприятие. В этот период формируются сенсорные эталоны – выделенные определенным образом, распределены и взаимосвязаны образцы свойств предметов: системы цветов, геометрических форм, музыкальных звуков, фонем речи и тому подобное. Сенсорные эталоны используются детьми при выполнении действий восприятия, выступают своеобразными отправными точками для определения особенностей исследуемого предмета.
Знакомя детей с эталонами, педагогу следует опираться на собственный опыт детей, на те предметы и явления, представления о которых они уже имеют.
Педагогу в процессе обучения следует учитывать, что в дошкольном возрасте преобладает непроизвольные внимание и память. Ребенок внимателен к тому, что для него интересно, эмоционально значимо, и запоминает то, что привлекает внимание и «запоминается само собой». Гораздо лучше запоминаются наглядные образы, чем словесные рассуждения.
Материал, который ребенку нужно запомнить, хорошо подавать в определенном ритме; широко использовать рифмы, потому что для детей при запоминании текста более весомое значение имеют ритм и рифма, чем содержание. К концу дошкольного возраста формируется способность к длительному произвольному управлению вниманием, начинает развиваться словесно-логическая память. Переломный момент в развитии памяти – возникновение специальных мнемических действий, при которых ребенок ставит перед собой цель запомнить и начинает использовать соответствующие способы [40].
Речь. В развитии речи ребенка значительную роль играют взрослые, прежде педагоги. Педагог должен разговаривать грамотно, четко, объяснять новые, непонятные для ребенка понятия, его речь должна быть правильной, эмоциональной. Он должен побуждать ребенка к разговорам, рассказам по рисунку, реальным ситуациям и пр. К концу дошкольного возраста обогащается словарный запас; совершенствуется грамматический строй речи; осуществляется переход от ситуативной к контекстной формы речи, понятной вне ситуации; резко возрастает регулирующая функция речи в поведении и осуществлении всех видов психических действий; формируется внутренняя речь [37].
Мышление. Педагог в процессе обучения должен учитывать, что в этот период преобладает наглядно-действенное и интенсивно развивается наглядно-образное мышление (которое в будущем будет составляющей любой творческой деятельности).
Так, мыслительная операция – сравнение, умело используется педагогом, помогает ученику представить себе и понять предметы и явления, которые выходят за пределы его жизненного опыта и недоступны его воображению.
Ребенок опирается на наглядные образы. Этот метод помогает ему решать конкретные задачи, но при решении абстрактных примеров, где числа не имеют наименований, могут возникать осложнения. Поэтому важно усвоить принципы составления чисел.
Что касается логического мышления, то мыслительные действия осуществляются в плане внутренней речи, используются различные знаковые системы. Мышление дошкольника оперирует образами, которые отражают в одних случаях конкретные предметы, а в других более или менее обобщенные и схематизированные. Ребенок представляет себе решение задач в виде развернутых действий с предметами или их заменителями. Но в этот период дошкольник больше полагается на то, что видит, слышит и т.п.
Развитие словесных форм мышления связано с изменениями взаимоотношений речи и практического действия. У младших дошкольников высказывания в процессе решения практических задач идут по соответствующим действиям. Затем речь начинает опережать действия, выполнять функцию планирования. Это позволяет ребенку схватывать и использовать при решении задачи смысловые связи, которые находятся за пределами зрения. Когда ребенок понимает задачу, когда она опирается на наблюдения доступных ей фактов, ее рассуждения могут быть довольно последовательными и логически правильными [6].
Итак, управляя развитием личности дошкольника, необходимо, чтобы педагог помнил, что его позиция, отношение, стиль являются важными факторами развития личности ребенка; чтобы то, что он говорит ребенку, совпадало с тем, что он делает; что необходимо давать пространство для детской самостоятельности и активности; показывать ценность пола ребенка; оказывать необходимую помощь и поддержку в процессе обучения; определять в деятельности действия обязательные («нужно») и те, что приносят удовольствие («хочу») (конечно, если процесс обучения не удается построить таким образом, чтобы «нужно» и «хочу» совпадали). В обучении следует опираться на игру.
В процессе управления познавательной деятельностью дошкольников необходимо учитывать, что у ребенка преобладает непроизвольное внимание, а произвольное внимание он способен удерживать только до 15 минут; знакомить с системами сенсорных эталонов, обучать приемам исследования предметов, сравнению их свойств с усвоенными эталонами; организовывать материал для запоминания, используя ритм и рифму, логические связки, понятные для ребенка; стимулировать к рассказам и описанию предметов, событий и ситуаций; обязательно использовать наглядность (понятную, яркую, интересную) учить вслух рассуждать в процессе решения задач; опираться на наглядно действенное и наглядное-образное мышление; использовать игру, творческие упражнения.
В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций [38].
Исследования Н.И. Ганощенко и И.А. Залысина показали, что в состоянии возбуждения дети зрительно в два раза, а с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстнику, чем к взрослому. В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам.
Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам [21].
Становление человека возможно только во взаимодействии с другими людьми, где развитие социальных и индивидуальных тенденций осуществляется параллельно. Следует отметить, что в этом развитии акцент делается на межличностных отношениях в целом, и на общении детей друг с другом в частности.
Общение выполняет в обществе функции объединения индивидов и их развития, позволяет трактовать его одновременно и как реальность общественных отношений, и как реальность межличностных отношений. На микроуровне (межличностные отношения) оно необходимо для существования самых разнообразных отношений между людьми. То есть в случае и положительного, и отрицательного отношения одного человека к другому, общения существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. Примерно то же самое касается и характеристики общения на макроуровне (как реализации общественных отношений): в этом случае акт общения неизбежно должен состояться, даже если социальные группы являются антагонистическими.
Такое дуалистическое понимание общения – в широком и узком смысле – является следствием логики понимания связи межличностных и общественных отношений: как представитель определенной социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы, одновременно реализуя при этом оба рода отношений – и безличные, и личностные. Очевидной здесь является форма непосредственного общения, но за ней стоит общение, детерминированное действующей системой общественных отношений
У ребёнка шести лет преобладает высшая форма коммуникативной деятельности-внеситуативно-личностное общение. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. При взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Отмечается преобладание инициативных действий над ответными.
Поскольку ведущей деятельностью старших дошкольников является игровая деятельность, то и особенности общения детей также проявляются в процессе игры. Необходимо также отметить, игра – это мощное средство развития навыков общения.
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Подбор методик к исследованию
Исследование проводилось в детском саду комбинированного вида. В эксперименте участвовали, дети в возрасте 5-7 лет, в количестве 12 человек.
С целью исследования особенностей взаимоотношений, с помощью сюжетно-ролевой игры старших дошкольников нами был использован метод наблюдения за произвольной, не организованной игрой детей. Особенность данного метода психологического изучения ребенка заключается в том, что он дает нам возможность фиксировать действия, поступки, высказывания, совершаемые детьми в повседневной жизни.
Также нами была использована организация метода наблюдения, предложенная В.Р. Ларкиным [15, c.51-54]. Данный метод дает нам возможность получить максимально объективные результаты по таким параметрам, как: