Файл: Общение как взаимодействие (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие общения и его типы
1.2. Характеристика детей старшего дошкольного возраста
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Подбор методик к исследованию
2.2. Анализ результатов исследования
Приложение 1
«Детский сад»
Дети в детском саду занимаются с воспитателем гимнастикой, проводят музыкальные занятия, физкультурные занятия, показывают кукольный театр.
Дети приходят в детский сад с родителями, раздеваются, прощаются с родителями, играют с другими детьми, едят, рисуют, ходят на прогулку, занимаются, читают книжки.
В детском саду - праздник. Дети приходят нарядные, выступают на утреннике, дарят подарки родителям, пьют вместе чай с угощениями. Приходит Дед Мороз и Снегурочка.
Дети читают им стихи, получают подарки.
В детском саду проходят разные занятия – музыкальные (приходит музыкальный руководитель, играет на инструменте, поет с детьми, танцует) , физкультурные (проводятся соревнования, зарядка) , занятия по математике (дети считают, пишут цифры) , занятия по лепке, рисованию и др.
Дети помогают няне в уборке, складывают аккуратно книжки, игрушки.
Играют все дружно, не ссорятся, не дерутся, помогают друг дружке.
Приложение 2
«Магазин»
В магазине работает продавец, продает хлеб, молоко, овощи, фрукты, конфеты. Продукты взвешивают на весах. Продавец вежливо разговаривает с покупателями.
Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку.
Покупатели платят деньги в кассу кассиру – он выдает им чеки.
Продавец получает чеки и взвешивает продукты, отпускает товар.
Магазин игрушек – выбираем самую красивую игрушку, продавец показывает, как с ней играть.
Магазин готовой одежды – примеряем сыну или дочке красивую одежду. Вежливо разговариваем с продавцом.
Магазин посуды – выбираем посуду, какую нам надо, правильно называем ее.
Магазин тканей – правильно называем ткань, которую хотим купить. Продавец отрезает ткань, заворачивает покупку, принимает деньги от покупателей.
Магазин обуви – примеряем сыну или дочке обувь, правильно называем ее. Продавец вежлив с покупателями.
Приложение 3
«Зоопарк»
Игра начинается с постройки зоопарка. Одна группа детей занимается строительством клеток, бассейна, кухни, кабинета для ветеринарного врача; другая – в разных местах групповой комнаты сооружает заповедники, уголок пустыни, Северного полюса, тайги т. д. строят дружно, с большим интересом, ведя оживление разговоры: сколько зверей можно разместить в зоопарке?
Кто из них самый сильный? Как спит лошадь? Какие животные самые интересные? и др.
Когда все готово приему необычных гостей, проводники получают от директора зоопарка путевые листы с указанием маршрута путешествия и количества необходимых для зоопарка животных.
Директор (Коля) . Товарищи проводники, вы куда поедете за животными?
Женя. Я – в пустыню за верблюдами.
Максим. А я за медведями, в тайгу.
Миша. Я – в черное море за дельфином.
Директор. Подает мальчикам путевые листы.
Директор. Один из вас пусть отловит для зоопарка верблюда, а другой будет ловить медведей.
Проводники выбирают соответствующий вид транспорта и разъезжаются в разные заповедники: один за верблюдами в пустыню поездом, а другой – за медведями в тайгу самолетом, третий – за дельфином в черное море на пароходе.
А в зоопарке дети продолжают трудиться. Все готовятся к встрече животных: рабочие устраивают клетки, моют пол, повара продумывают дневной рацион питания, врач готовит лекарства.
Вскоре к зоопарку подъезжают проводники Женя и Максим. Их встречают директор зоопарка и врач. Врач Полина осматривает животных и с удовольствием сообщает, что они здоровы и их можно впустить в зоопарк.
Расспросив о путешествии и самочувствии животных, директор спрашивает, уточняет сколько зверей привезли.
Директор. Вы – хорошие проводники. Теперь животных нужно разместить и покормить.
Максим размещает медведей в прохладную клетку, а Женя устраивает верблюдов на одной из солнечных площадок зоопарка. Затем они просят рабочих покормить животных, а сами отправляются отдыхать перед новым рейсом.
Дети играю долго, с большим удовольствием и интересом. Каждый занят своим делом: кто моет клетки, кто выводит зверей гулять, кто организует экскурсию для малышей и т. д. играют дети до тех пор, пока не закрывается на «санитарный день».
Игра в «Зоопарк» становится для детей увлекательной коллективной деятельностью. Воспитатель поддерживает эту игру и помогает играющим развивать ее содержание. Появляются новые роли (экскурсовод, электрик, дрессировщик и др.)
Приложение 4
Критерии и показатели доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх(по Т. А. Владимировой)
Критерии |
Показатели |
взаимодействие со сверстниками в игре |
- умение не мешать товарищу, организовать игру или принять участие в совместной игре - умение играть длительно, увлеченно, сосредоточенно |
знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками |
- умение разговаривать спокойно, вежливо попросить, предложить товарищу свою игрушку, уступить роль, оказать помощь |
проявление нравственных чувств |
- умение проявлять сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками |