Файл: Общение как взаимодействие (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов (семьи, школы, внешкольных учреждений), а также живого, непосредственного общения ребенка с окружающими. В процессе развития личности ребенка от рождения до 3 лет весомую роль играет семья, именно с ней связывается приобретение ребенком основных личностных качеств. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и занятия.

Важный вклад в разработку проблемы формирования навыков общения дошкольника сделали такие ведущие психологи, как Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и другие.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования личностей, способных устанавливать контакт с окружающими, обладающими умениями и навыками доброжелательного общения в условиях развивающегося социума.

Объект исследования: общение старших дошкольников.

Предмет исследования: процесс общения старших дошкольников со сверстниками.

Цель исследования: выявить особенности общения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования состоит в том, что общение детей 6 лет развивается в процессе сюжетно-ролевой игры.

Целью и гипотезой исследования обусловлено решение следующих задач:

  1. Раскрыть сущность понятия общения и его типы в структуре межличностных отношений.
  2. Дать характеристику детей старшего дошкольного возраста.
  3. Провести эмпирическое исследование особенностей общения детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования оставили труды таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, В.Р. Ларкин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, R.L. Ackoff, F.E. Emery и др.

Методы исследования

  • теоретические:

– анализ и обобщение научных идей и взглядовпо теме исследования;

  • эмпирические:

– прямое общение со старшими дошкольниками;

– наблюдение;

– эксперимент.

Методики исследования:

– организация метода наблюдения, предложенная В.Р. Ларкиным;


– социометрический статус ребенка в группе сверстников, с использованием социометрической методики «Капитан корабля» (А.А. Романов);

– проявление отклонений в поведении детей в процессе игры - методика «Наблюдение в игре»;

– отношение ребенка к конфликтной ситуации с использованием проективной методики «Картинки» (Р. Р. Калинина).

Теоретическая значимость исследованиязаключается в том, что нами проанализирован и систематизирован теоретический материал по теме исследования, который в дальнейшем можно использовать в последующих разработках данной проблемы.

Практическая значимость исследованиязаключается в том, что собранный нами теоретический и практический материал можно использовать в учебно-воспитательном процессе в ДОУ с целью формирования навыков общения старших дошкольников со сверстниками.

Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, выводы и предложения, заключение, список используемой литературы (40 наименований), приложения.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие общения и его типы

Общение (англ. communication, intercourse, interpersonalrelationship) представляет собой взаимодействие двух либо более людей, которое заключается в обмене информацией [3]. Как правило, общение является одним из звеньев практического взаимодействия людей (их совместного труда, учения, коллективной игры и пр.). Общение обеспечивает планирование, осуществление и контролирование деятельности людей. Также общение удовлетворяет потребность людей в контакте с окружающими. Часто стремление к общению занимает важное место среди мотивов, которые побуждают людей к совместной деятельности.

Общение человека с окружающими его людьми постепенно складывается в онтогенезе. Реакции сосредоточения, которые возникают у младенца в его первые дни жизни при контактах со взрослыми являются предпосылкой общения. Улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (после 4-й недели жизни) служит одним из первых признаков этих контактов. У младенцев со 2-го месяца жизни возникает комплекс оживления, который представляет собой 1-ю форму общения со взрослыми.


Предметно-действенное общение, которое включено в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребенка и взрослого является еще одной формой контактов с окружающими и формируется к концу 1-го года жизни ребенка. Для этого ребенок использует практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и др.).

«Привязанность» ребенка к конкретной ситуации, связь с деятельностью партнеров, которая является типичной для предметно-действенного общения сохраняется в дошкольном возрасте. Все чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций ребенку дает возможность постепенное овладение различными функциями речи.

Общение детей со сверстниками возникает во 2-й половине 1-го года жизни. Общение со взрослыми является одним из основных факторов психического развития детей. Качественная организация общения является важным условием правильного воспитания любого ребенка в любом из возрастных периодов.

Особенно интенсивно развивается общение в подростковом возрасте, когда приобретая новое содержание и форму. У подростка общение строится на основе многоплановой общественно полезной деятельности, которая состоит из трудовых, учебных, спортивных и пр. ее видов. Благодаря общению сознание выходит на качественно новый уровень развития, преобразуется организация всего их духовного мира[2].

Р.Вердербер и К. Вердербер определяют общение (коммуникацию) как процесс создания и передачи информации в неформальной беседе. Участниками общения являются люди, которые участвуют в процессе [5, c. 18].

Общение выпиолняет целый ряд для нас функций [5, c.20]:

  1. Мы общаемся с целью удовлетворения потребности в общении.
  2. Мы общаемся с целью усовершенствования и поддержания представления о себе самом.
  3. Мы общаемся с целью выполнения некоторых социальных обязательств (здороваясь, мы подтверждаем, что узнали человека и пр.).
  4. Мы общается с целью построения взаимоотношений.
  5. Мы общаемся с целью обмена информацией.
  6. Мы общаемся с целью воздействия на собеседника.

Общение по своему назначению является многофункциональным. Психологи выделяют 5 основных функций общения.

  1. Прагматическая функция, которая находит свою реализацию во взаимодействии людей в ходе их совместной деятельности.
  2. В процессе развития человека и его становления как индивида реализуется формирующая функция общения.
  3. Функция подтверждения заключается в том, что лишь в процессе общения с другими мы имеем возможность понять и познать себя, а также утвердиться в собственных глазах.
  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений заключается в том, что люди в процессе общения оценивают других, устанавливают эмоциональные отношения.
  5. Внутриличностная функция общения, которая представляет собой диалог с самим собой. Посредством реализации данной функции человек принимает решения и совершает значимые поступки [13, c.74].

Типы общения

Как мы уже отмечали ранее, общение является процессом взаимодействия людей, целью которого является обмен информацией.

Психологи выделяют 3 основных типа общения:

– императивное общение;

– манипулятивное общение;

– диалогическое общение.

Императивное общение (от лат. imperatives – повелительный, не допускающий выбора) представляет собой авторитарную (силовую) форму воздействия на собеседника. Основной его целью является подчинение одним из собеседников другого, контроль над его поведением, принуждение к конкретным решениям и действиям [28, c.23].

Манипулятивное общение подобно императивному. Основная цель манипулятивного общения представляет собой воздействие на собеседника, однако при этом достижение данной цели осуществляется скрытно[28, c.23].

Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению.

Диалогическое общение (от гр. dialogos – разговор между двумя или несколькими лицами) – это альтернатива императивному и манипулятивному типам общения. Базируется оно на равноправии собеседников и дает возможность перейти от фиксированной установки на себе к установке на собеседника и учету его интересов (я говорю – ты слушаешь, и наоборот)[28, c.23].

Диалогическое общение всегда является личностно ориентированным на собеседника. Истинные чувства и желания собеседников при этом открыты. Диалогическое общение исключает игры и способствует развитию доверия людей друг к другу [45].

Диалог возможен только при соблюдении некоторых правил взаимоотношений:

– психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние;

– доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

– восприятие партнера как равного (принцип паритетности);

– общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);

– разговор необходимо вести от своего имени;

– следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения) [13, c.73].

1.2. Характеристика детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет.


В дошкольном возрасте продолжается развитие личности ребенка. Формируется потребность в признании, чувство собственного достоинства, осознание себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), осознание собственной половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве (осознание своих желаний и обязанностей).

Положительным результатом развития ребенка в этом возрасте является переживание им чувства привязанности, нежности и любви на аналогичные чувства взрослых (прежде родителей); реализация собственной потребности в авторитете и уважении, понимание со стороны близких и значимых для него лиц; появление устойчивого чувства «Я», уверенность, инициативность и активность, адекватная самооценка; способность к сочувствию; наличие чувства доброжелательности к людям при излишней выраженности ревности и зависти; контактность и коммуникабельность, стремление взаимодействовать со сверстниками на равных [11].

Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходит огромное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного внимания и смысловой памяти.

Все эти достижения личности является результатом разумного обучения, воспитания и любви к детям.

Одним из важных моментов этого периода является активное формирование морально-этических и личностных категорий. Нормы, правила поведения, понимание того, что такое хорошо, а что плохо, формируются под влиянием эмоциональных отношений, оценок взрослых, представителем которых выступает педагог. У детей появляется чувство стыда (например, они начинают стесняться раздеваться в присутствии чужих людей). Достаточно хорошо дошкольник понимает правила поведения, запреты, но еще не всегда умеет контролировать свои чувства и желания, что является естественным для этого возраста.

Морально-этические понятия и чувства неразрывны с ярко выраженной эмоциональностью. Дети непосредственно спонтанно выражают чувства, легко плачут и быстро успокаиваются, настроение зависит от обстоятельств, радость не знает границ, горе неутешительное, страх глубокий, удивление безгранично, а смех заразителен [13].

В начале дошкольного возраста у детей появляются страхи. В основе большинства страхов лежит аффективно-заостренное восприятия угрозы жизни как одного из проявлений инстинкта самосохранения. Дети, которые боятся, более осторожны и предусмотрительны, эмоциональные и чувствительные. Полное отсутствие страхов может указывать на заниженную эмоциональность, чувствительность, ослабление инстинкта самосохранения и неуправляемое возбуждения [11, c.73].