Файл: Общение как взаимодействие (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие общения и его типы
1.2. Характеристика детей старшего дошкольного возраста
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Подбор методик к исследованию
2.2. Анализ результатов исследования
1) адекватность самостоятельных действий с игрушками;
2) применение предметов-заменителей;
3) содержание игровых действий;
4) характер игровых действий;
5) степень обобщенности игровых действий;
6) способ выполнения игрового действия;
7) преобладающее содержание игры;
8) разнообразие сюжетов игр;
9) целенаправленность игры;
10) умение формулировать цель игры и поставить задачу;
11) сопровождение речью самостоятельной игры;
12) речевая активность во время совместной игры;
13) продолжительность самостоятельной игры;
14) продолжительность игры со сверстниками;
15) продолжительность игры со взрослыми;
16) интенсивность игровых действий;
17) контакты в процессе игры со сверстниками;
18) контакты в процессе игры со взрослыми;
19) предпочтительность контактов в игре;
20) средства, которые используются с целью взаимодействия с партнером по игре;
21) способность согласовывать собственные действия с действиями других играющих;
22) взаимоотношения между детьми в игре;
23) наличие конфликтов в совместной игре;
24) способы поведения в конфликтных ситуациях;
25) эмоциональные реакции в процессе игры;
26) отношение к роли в процессе игры;
27) особенности ролевого диалога;
28) предпочтения в выборе роли;
29) участие ребенка в распределении ролей без участия взрослого;
30) выполнение правил в процессе игры со сверстниками;
31) выполнение правил в процессе игры со сверстниками с участием взрослого;
32) уход от реальности;
33) проявления творчества в игре;
34) предпочитаемые виды игр.
Нами проводились наблюдения, как кратковременные (3-5 минут), так и длительные (15-20 минут). Далее, полученные нами результаты были соотнесены с 4 уровнями, предложенными психологом Д.Б. Элькониным: [42]
1 уровень – это 1 балл;
2 уровень – это 2 балла;
3 уровень – 3 балла;
4 уровень – 4-5 баллов.
В педагогической науке выделяют 2 этапа руководства сюжетно-ролевой игрой:
• Подготовительный (обогащение впечатлений детей путем целенаправленной работы на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, во время чтения художественной литературы, бесед, просмотра мультимедийных презентаций; создание предметно-развивающей среды).
• Основной (участие в игре, совет, напоминание, объяснение, взятие главной или второстепенной роли, внесение атрибутов и т. д.).
Этапы сюжетно-ролевой игры должны постепенно ввести ребенка в роль, помочь ему скоординировать свои действия, осуществить игровое общение с другими детьми и привести к разрешению игровой ситуации. Полученный эмоциональный опыт в ходе взаимодействия и является главной целью сюжетно-ролевой игры.
Наблюдая за детьми во время их общения, нами было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств. В совместной деятельности, возникали трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Причиной этому явилось преобладание в группе детей – лидеров, которые не могли найти общий язык с другими детьми. Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные, я сделала вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью, неумением уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в возрасте 5-7 лет складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.
Учитывая практическую значимость выбранной темы, была определена цель:
- формирование взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать диагностический материал по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
3. Разработать проект педагогической технологии формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
4. Разработать и внедрить программу «Играй-ка».
Изучив психолого-педагогическую литературу по формированию взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх между детьми, был подобран диагностический материал.
С целью выявления уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх было проведено первичное обследование.
Для достижения цели исследования и эффективного выявления уровня сформированности коммуникативных способностей старших дошкольников была составлена и апробирована программа психолого-педагогической диагностики. Данная программа представлена следующими методиками:
• социометрический статус ребенка в группе сверстников, с использованием социометрической методики «Капитан корабля» (А.А. Романов).
• проявление отклонений в поведении детей в процессе игры - методика «Наблюдение в игре» (А.И. Анжарова).
• отношение ребенка к конфликтной ситуации с использованием проективной методики «Картинки» (Р. Р. Калинина).
Таким образом, выбранная нами программа позволила выявлять уровни взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками с помощью сюжетно-ролевой игры.
2.2. Анализ результатов исследования
Анализ высказываний детей показал следующее: в обследуемой группе 2 детей (17 %) имеют статус «отверженного», 2 детей (17%) – статус «изолированных». Характеристика непопулярных детей раскрывалась сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попали часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.
В обследуемой группе преобладали дети с социометрическим статусом «предпочитаемые» – 7 детей (58%), которые по наблюдениям проявляли активность, могли играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников.
Среди популярных детей в коллективе (статус «звезды») выявлен 1 ребенок (8%). Сверстники характеризовали его следующим образом: «добрый», «мой друг», «самый умный», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает».
Результаты данной методики могут быть представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Социометрический статус в группе сверстников
Результаты социометрического обследования показали, что дети, которые имели неблагоприятный статус в среде сверстников, конфликтные ситуации предпочитают разрешать путём агрессивных действий или жалоб взрослым.
Наблюдение показало, что конфликтные ситуации в процессе игры возникают довольно часто, но конфликты не являлись острыми и длительными.
Анализ результатов выполнения методики показал, что детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому. Агрессивные решения существенно преобладали в детских ответах, нежели самостоятельные действия: вербальная реакция и продуктивный способ решения конфликта.
Это подтвердило в необходимости организации работы с детьми, направленной на предупреждение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель методики «Капитан корабля» – выявление уровня социометрического статуса старших дошкольников в группе сверстников. Анализ результатов методики «Капитан корабля» по выявлению особенностей взаимодействия ребенка в системе «ребенок-ребенок» показал, что группа старших дошкольников не однородна по своему составу. Основную стабильную группу составили предпочитаемые дети, то есть дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы. В данную группу вошли 50,0% старших дошкольников. Другие 50,0% выборов распределилась между: 25,0% популярными, 25,0% изолированными, отвергаемыми детьми. Следовательно, можно констатировать, что уровень сформированности взаимоотношений между детьми можно определить как ниже среднего (рисунок 2).
Рис. 2. Результаты методики «Капитан корабля»
Данный показатель может стать причиной задержки формирования коммуникативных способностей старших дошкольников.
Возникла необходимость конкретизировать результаты социометрического статуса старших дошкольников в системе «ребенок-ребенок» через методику «Наблюдение в свободной деятельности». Результаты методики позволили нам определить, что ярко выраженной инициативностью обладают только 33,0% дошкольников, у 17,0% детей обследуемой группы инициативность проявляется ситуативно. 50,0% старших дошкольников показали ровные эмоционально устойчивые взаимоотношения со сверстниками. Эти дети они охотно общаются, легко идут на контакт, иногда проявляют собственную инициативу, но специально не стараются обратить на себя внимание сверстников. Диагностики уровня формирования коммуникативных способностей старших дошкольников была направлена на определение такого элемента общения, как интеракция в системе «ребенок – ребенок».
Результаты методики «Наблюдение в свободной деятельности» представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты методики «Наблюдение в свободной деятельности»
Методика «Картинки» способствовала более качественному выявлению уровня развития коммуникативных способностей через организацию взаимодействия между общающимися (обмен знаниями, идеями и действиями) (рисунок 4).
Рисунок 4. Результаты методики «Картинки»
В группу с высокими показателями мы отнесли 59,0% детей. В группу со средними показателями были отнесены 33,0% детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому. В группу с низкими показателями были отнесены 8,0% детей, не имеющих четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому. Дети выбирали ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.
Это вызвало необходимость создания проекта педагогической технологии по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. Данная технология строилась с учетом образовательной программы.
I блок носит название «общение без слов». Его главной целью является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных детям вербальных и предметных способов взаимодействия.
II блок называется «Внимание к другому». Цель – формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.
Многие дети настолько сосредоточены на себе, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним.
III блок – «Согласованность действий». Основная его цель – научить детей согласовывать свое собственное поведение с поведением других детей.
IV блок носит название «Общие переживания». Цель – вызвать у детей «Общие эмоции». Общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность.
V блок – «Взаимопомощь в игре». Главная цель этапа – учить детей проявлять сопереживание, сорадование, оказывать помощь друг другу.
Второе направление системы работы – просветительская работа. Она включает два блока: работу с педагогами и работу с родителями.
С целью формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре была разработана программа «Играй-ка», которая позволила удовлетворить запросы родителей и в большей степени учесть индивидуальные склонности ребенка.
В программе «Играй-ка» содержание и тематика различных сюжетно-ролевых игр представлены как целостный и взаимосвязанный компонент образовательного процесса.
Содержательная часть программы состоит из трех частей: «Бытовые игры» (Приложение 1), «Производственные игры» (Приложение 2), «Общественные игры» (Приложение 3).
Сначала был подобран игровой материал. Была проведена подготовка к играм-занятиям. Проводились беседы. Между детьми были распределены игровые роли: мама, папа, сестры, врач, продавец, учительница, таксист. После чего совместно с детьми разыгрывались игровые ситуации.
Итог подводился по методике Т.А. Владимировой «Критерии и показатели положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх» (Приложение 4).
По результатам проведенногонаблюдения можем сказать, что дети стали принимать участие в совместной игре, организованной товарищем; могут играть длительно, увлеченно, сосредоточенно; разговаривать спокойно, вежливо просить, предлагать товарищу свою игрушку, уступать роль, оказывать помощь; проявлять сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками.
Можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством в формировании положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.