Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СПОРТИВНОГО АГЕНТА
2.1 Агентская деятельность в спорте
Мировые интеграционные процессы, в т. ч. в профессиональных спортивных отношениях, диктуют российскому законодателю поэтапное обновление «спортивных» норм, приведение их в соответствие с международными стандартами. Проблема межотраслевой принадлежности национального спортивного права привела к ситуации, когда ни на законодательном, ни на подзаконном уровне не сформулированы базовые положения об организации спортивной агентской деятельности в стране. Вследствие этого ее правовой основой сегодня выступают противоречивые и не согласованные между собой локальные нормы спортивных федераций. Локальное регулирование агентской деятельности в спорте в настоящее время далеко от совершенства и требует существенного изменения подхода к созданию и реализации специальных спортивных норм[10]. Федеральный закон от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта»[11] дал правовое рождение самостоятельному субъекту физической культуры и спорта в Российской Федерации — спортивному агенту[12], ранее неизвестному российскому закону. Как писал И. Б. Эйдельман в 2013 г., спортивные агенты являются исключительно физическими лицами, деятельность которых превалирующим образом подчинена действию локально-корпоративных актов, принимаемых на базе крупных спортивных организаций[13].
Сегодня, как нами отмечено выше, правовой статус агента закреплен впервые не в подзаконных актах, а в федеральном законодательстве. Согласно п. 20.2 ст. 2 «Закона о спорте», спортивный агент — физическое или юридическое лицо, осуществляющее посредством совершения юридических и иных действий деятельность по содействию в трудоустройстве спортсменов и тренеров в профессиональный спортивный клуб. Правовое положение указанного субъекта физической культуры и спорта в Российской Федерации закреплено в ст. 19.3 этого закона.
Анализируя правовой статус рассматриваемого субъекта, можно определенно утверждать о незавершенности его «юридического образа», поскольку триада «права—обязанности — ответственность» нашла свое неполное отражение лишь в «дуэте» прав и обязанностей[14]. Абсолютно все работы, затрагивающие сферу спортивного агентирования, ориентированы на анализ нормативно-правовых и локально-корпоративных актов, регламентирующих порядок осуществления агентской деятельности в соответствующих видах спорта, а также их сопоставление с практикой организации агентских отношений внутри определенной спортивной системы [18, с. 217]. Отсутствие конкретизации в объеме полномочий спортивного агента отмечали и ранее некоторые исследователи. Так, И. Б. Эйдельман писал, что в корпоративных актах российских федераций спорта отсутствует четкий перечень прав принципала, вследствие чего можно сделать предположение, что они корреспондируются от соответствующих обязанностей спортивного агента, которым, напротив, посвящено довольно большое количество корпоративных норм. Собственно, из юридических обязанностей агентов в спорте строится весь специальный правовой режим их деятельности, при этом большинство корпоративных норм действуют вне зависимости от содержания самого агентского соглашения[15].
2.2 Ответственность спортивных агентов
Безусловно, нельзя утверждать, рассматривая закон, что в нем совсем не предусмотрено никакой ответственности для недобросовестных спортивных агентов. Так, в ч. 4 ст. 19.3 сказано, что в целях защиты прав и законных интересов спортсменов и тренеров, предупреждения злоупотреблений и нарушений при их трудоустройстве в профессиональные спортивные клубы, а также в целях повышения качества оказываемых агентских услуг спортивные агенты подлежат аккредитации, без получения которой их деятельность на законных основаниях осуществляться не может и признается недопустимой.
В сфере спорта существуют основания для выделения, наряду с общепринятыми видами ответственности (дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовно-правовой), также и специальной юридической ответственности — спортивно-соревновательной[16]. Спортивная ответственность является необходимым аспектом проведения спортивных мероприятий, согласно установленным правилам, в любом виде спорта. Однако на данный момент регулирование связанных с ней вопросов находится за пределами нормативных правовых актов. Впрочем, указанное обстоятельство не означает отсутствия норм спортивной ответственности вообще, они устанавливаются и применяются на основе регламентов общероссийских спортивных федераций. Такое регулирование имеет свои негативные аспекты, т. к., с одной стороны, на уровне законодательства не предусматривается ограничений для общероссийских спортивных федераций в части установления и применения спортивных санкций, что может привести к злоупотреблению и установлению слишком жестких, а иной раз и вовсе незаконных видов наказаний и к их применению.
С другой стороны, отсутствие законодательного регулирования в вопросе спортивной ответственности не предполагает возможности применения мер государственного принуждения, что позволяет лицам избежать последствий своих нарушений[17].
Очевидно, что дисциплинарная ответственность спортивных агентов прописана в п.п. 5 и 6 ч. 6 и в ч. 7 ст. 19.3 анализируемого федерального закона. В частности, за нарушение норм аккредитации применяются спортивные санкции, среди которых лишение аккредитации и приостановление ее действия. Данные меры носят публичный характер, ибо обязывают организации, осуществляющие аккредитацию спортивных агентов, опубликовывать на своих официальных сайтах списки аккредитованных спортивных агентов, а также сведения о лишении или приостановлении действия их аккредитации. Однако это лишь возможные формы ответственности, поскольку характер и степень общественной опасности содеянного, содержание правонарушений, наконец, вина и некоторые другие условия ответственности позволяют утверждать о возможности применения других разновидностей санкций. К примеру, у одних организаций спортивные санкции находят свое отражение в специальных дисциплинарных регламентах, где указывается не только перечень видов наказаний, но и механизм их применения с учетом тех или иных оснований; иные же либо не имеют собственных разработанных актов, либо спортивных санкций поверхностно касаются иные акты, изданные организацией. Отсутствие предусмотренной законом обязанности по разработке и утверждению дисциплинарных регламентов, а также каких-либо требований к содержанию является препятствием в процессе получения информации об основаниях и пределах применимых мер ответственности[18].
В п. 4 ч. 7 ст. 26.2 «Закона о спорте» прописана обязанность общероссийских спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбы с ним применять в пределах своей компетенции и в соответствии с п. 3 ч. 4 настоящей статьи санкции к спортивным агентам за нарушение запрета на участие в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на официальные спортивные соревнования по виду спорта, в котором они осуществляют свою агентскую деятельность.
Однако на сегодняшний день какой-либо ответственности за данный деликт, кроме дисциплинарных санкций, российским законодателем не предусмотрено. А между тем и административное, и уголовное законодательство содержат «родственные» нормы, которые могут быть отнесены с учетом характера и степени общественной опасности и к спортивным агентам. Так, ст. 14.1.1 и 14.1.1-1 КоАП РФ позволяют наложить административный штраф лишь на организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах[19]. А статья 171-2 УК РФ предусматривает наличие уголовной ответственности также только в отношении организаторов азартных игр[20]. Полагаем, что необходимо ликвидировать данный законодательный пробел, предусмотрев административную и уголовную ответственность за незаконное участие в азартных играх спортивного агента. Во исполнение требования п. 4 ч. 7 ст. 26.2 «Закона о спорте» целесообразно его включить и в ст. 6.22 КоАП РФ «Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях». Однако включение в качестве субъекта административной и уголовной ответственности за незаконное участие в азартных играх, в т. ч. в букмекерских конторах и тотализаторах, и дополнение в связи с этим российского законодательства не должно исчерпываться только спортивными агентами. Это должно коснуться и спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей спортивных команд и других участников официальных спортивных соревнований, поскольку таковые лица названы в п. 3 ч. 4 ст. 26.2 «Закона о спорте». Предполагаем, что следующим шагом законодателя будет включение в КоАП РФ и УК РФ соответствующих норм.
Спорт, этот многоликий социальный субстрат, сегодня сформировал ряд актуальных «черных» социальных проблем, среди которых проблема уголовных правонарушений в данной сфере, например, коррупции в спорте (подкуп судей, «договорные матчи»), которая, в конечном счете, подрывает саму сущность спортивного движения. Уголовное преследование, применяемое по отношению к преступлениям, связанным с указанной проблемой, становится все более злободневным. Гонорары и призы в спорте стремительно растут, что, в свою очередь, увеличивает и искушение совершить преступление[21]. Хаотичность введения новых статей, разобщенность норм, регулирующих отношения по поводу предмета исследования, проявились также в том, что прописанная в ч. 4 ст. 19.3 «Закона о спорте» потенциальная возможность злоупотреблений со стороны спортивного агента не подкреплена пока самостоятельной уголовной ответственностью. А его профессиональная деятельность способна оказывать противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований. Поэтому полагаем, что это коснется изменений в ближайшем будущем в ст. 184 УК РФ «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса».
Данная статья пока не предусматривает в числе самостоятельных субъектов этого преступления спортивного агента, за исключением случаев, когда он может выступить посредником в совершении деяний, предусмотренных ч. 1-4 ст. 184 УК РФ, да и то только в значительном размере (ч. 5 ст. 184 УК РФ). Не исключена возможность последним выступать в качестве физического пособника — соучастника преступлений, инкриминируемых по ч. 1-4 ст. 184 УК РФ. Об этом свидетельствуют словосочетания, отмеченные законодателем в скобках в ч. 1 и 3 ст. 184 УК РФ, а именно «в том числе, когда по указанию такого лица (субъекта преступления — Ю. П.)[22] имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому лицу». Думается, что уголовная ответственность спортивных агентов будет возникать в этом случае только тогда, когда их умыслом охватывается цель оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса, поскольку данная цель является обязательным признаком анализируемого состава преступления. Отсутствие цели, по нашему мнению, будет исключать ответственность по ч. 5 ст. 33 и ч. 1-4 ст. 184 УК РФ.
С точки зрения научных основ квалификации преступлений ссылка на ч. 5 ст. 33 УК РФ при вменении ч. 1-4 ст. 184 УК РФ будет неверной, поскольку данное преступление предполагает самостоятельную квалификацию по существующей ч. 5 ст. 184 УК РФ как посредничество в совершении инкриминируемого преступления. Поскольку в таких ситуациях справедливо общее правило квалификации преступлений, применению подлежит норма, с наибольшей полнотой охватывающая признаки совершенного деяния[23]. Также это не противоречит разработанному В. Н. Кудрявцевым правилу квалификации при анализе признаков норм, частично и полностью охватывающих признаки содеянного, т. е. о конкуренции части и целого. Согласно разработанному им правилу, в данном случае содеянное должно квалифицироваться по норме, охватывающей произошедшее в целом[24].
Считаем, что раз ранее российскому законодателю не было известно такое лицо оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса, то с момента его закрепления в законе[25] возникла актуальная потребность включения такового в ст. 184 УК РФ как самостоятельного субъекта преступления. Значимость данного законодательного шага будет объясняться не только с точки зрения формального изменения квалификации с одной части статьи на другую, но исключительно общественной опасностью его поведения, которое остается пока в тени без требуемой карательной реакции со стороны государства. Ведь предмет подкупа может рассматриваться как эквивалент материального вознаграждения спортивному агенту за его деятельность по содействию в трудоустройстве спортсмена или тренера в профессиональный спортивный клуб. Не исключены деяния спортивного агента по подавлению воли, выраженные в принуждении или склонении спортсменов или тренеров к оказанию противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса, либо предварительный сговор с такими лицами в тех же целях.
Так, согласно ч. 9 ст. 19.3 «Закона о спорте», содействие спортивных агентов в трудоустройстве в профессиональные спортивные клубы спортсменов, не достигших возраста шестнадцати лет, осуществляется на безвозмездной основе на основании соглашения, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством. Если же спортивный агент будет осуществлять в отношении указанной категории лиц платные услуги, то полагаем, что его ответственность не может ограничиться только спортивными санкциями. На сегодняшний день, как отмечено выше, наказание по ст. 184 УК РФ не может быть назначено, поскольку данная норма не предусматривает в числе субъектов этого преступления спортивного агента. Отсутствует в уголовном законе и другая статья, предусматривающая признаки этого общественно опасного деяния.
Думаем, что при наличии целей оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса спортивный агент мог бы понести уголовную ответственность по ст. 184 УК РФ. Потому что есть все иные элементы этого состава преступления: это и непосредственный объект преступления — общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения нормальной подготовки, организации и проведения спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов; и предмет преступления, выразившийся в соответствующем материальном эквиваленте незаконного вознаграждения; и объективная сторона, проявляющаяся в получении им предмета подкупа, ибо законом прямо запрещено брать с несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, либо от его представителя, действующего в интересах такого подростка, денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, а также оказывать ему услуги имущественного характера, предоставлять иные имущественные права. Помимо прочего, объективная сторона правонарушения может быть выражена в принуждении или склонении таких лиц к оказанию этого влияния, либо предварительный сговор с такими лицами в тех же целях. Субъективная сторона проявляется в наличии прямого умысла, поскольку, во-первых, спортивный агент должен действовать в целях оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования. Во-вторых, осознавать общественную опасность и противоправность содеянного и желать получить выгоду материального характера.
Подкуп спортивного агента может быть как со стороны тренера, так и со стороны совершеннолетнего спортсмена, желающих трудоустроиться в элитный профессиональный клуб. Возможны и иные варианты общественно опасных деяний спортивного агента, подпадающих под признаки ст. 184 УК РФ «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса».