Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
1.1 Понятие и сущность внешней среды
1.2 SWOT анализ в анализе среды организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ Внешней и внутренней среды АО «ЭКСР»
2.1 Общая характеристика АО «ЭКСР»
2.2 Анализ внутренней среды АО «ЭКСР»
2.3 Анализ внешней среды АО «ЭКСР»
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 6
1.1 Понятие и сущность внешней среды 6
1.2 SWOT анализ в анализе среды организации 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ Внешней и внутренней среды АО «ЭКСР» 11
2.1 Общая характеристика АО «ЭКСР» 11
2.2 Анализ внутренней среды АО «ЭКСР» 12
2.3 Анализ внешней среды АО «ЭКСР» 18
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 28
CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ВВЕДЕНИЕ
Исследований по вопросам адаптации предприятия в конкурентной среде, разработке конкурентоспособной сервисной стратегии опубликовано довольно много. Связано это с ростом международной и внутренней конкуренции, ростом внимания к сервисному обслуживанию в течение последних лет.
Вследствие динамичности среды, ее нестабильности, появления все новых условий, которые формируют конкурентные преимущества как составляющие конкурентоспособной стратегии фирмы, изучение данной проблемы продолжится и в будущем.
Экономические кризисы 21 века определяют сложные условия выживания на рынке для организаций по всему миру. Проблема разработки конкурентоспособной стратегии в кризисных условиях снова стала актуальна. Поиск путей к успеху в динамично меняющейся среде продолжаются и сегодня. Современные экономические условия характеризуются нестабильностью, в результате чего появляются новые черты и особенности среды, в которой и формируется конкурентоспособность фирмы.
Правильно выбранная конкурентоспособная стратегия обеспечивает согласование целей и возможностей предприятия с интересами всех заинтересованных в его деятельности сторон. Эффективная стратегия обеспечивает своевременность решений и действий, анализ последствий управляющих воздействий и инноваций. Проблема разработки и реализации конкурентоспособной сервисной стратегии на российских предприятиях носит крайне актуальный характер в современном бизнесе. При этом анализ предприятия – существенная часть для разработки и реализации стратегических решений.
Цель данной работы – анализ процесса разработки конкурентоспособной сервисной стратегии на примере АО «ЭКСР».
Задачами работы являются:
- рассмотрение понятий конкуренции и конкурентоспособности;
- раскрытие понятия сервисной стратегии;
- рассмотрение основных методов и инструментов разработки конкурентоспособной сервисной стратегии;
- общая характеристика АО «ЭКСР»;
- анализ внутренней и внешней среды АО «ЭКСР»;
- выявление проблем в текущей сервисной стратегии АО «ЭКСР»;
- разработка предложений по разработке конкурентоспособной сервисной стратегии АО «ЭКСР».
Объект исследования – АО «ЭКСР». Предмет исследования – методы и инструменты разработки конкурентоспособной сервисной стратегии.
Теоретические основы стратегического менеджмента и маркетинга, содержания и разработки стратегии рассматриваются в работах зарубежных авторов - М. Портера, Ф. Котлера, М.Х. Мескона, А.А. Томпсона и других.
Значительный вклад в развитие теории стратегического управлении был сделан также и в работах отечественных ученых И. Ансоффа, О.С. Виханского, С.Д. Резника и других.
При написании данной работы использовались следующие методы научного исследования:
- анализ теоретических источников по стратегическому менеджменту и теории организации;
- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики стратегического менеджмента;
- теоретический анализ и синтез информации;
- классификация.
При написании данной работы использовались следующие источники:
-работы отечественных и зарубежных теоретиков и практиков по стратегическому менеджменту, маркетингу и теории организации;
-статьи периодических изданий в сфере стратегического управления и маркетинга на предприятиях;
-бухгалтерская отчетность и внутренние документы по предприятию;
-источники Интернет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
1.1 Понятие и сущность внешней среды
В жесткой борьбе за успешное выживание в долгосрочной перспективе уже недостаточно использовать только широко применяемые инструменты финансового анализа, первоочередной становится необходимость думать и действовать проактивно, регулярно проводя стратегический анализ внешней и внутренней среды организации.
Стратегический анализ внешней и внутренней среды - важнейший этап разработки успешной долгосрочной программы развития организации.
Для успешного развития бизнеса важно не только определить цели, но и выбрать, отраженный в наборе взаимосвязанных стратегий, образ действий, который гарантирует наиболее эффективный путь их достижения.
Главным этапом при постановке долгосрочных целей является стратегический анализ, что должно дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей, применительно к состоянию внешней среды.
На основе этого анализа и должен происходить рациональный выбор стратегий из возможного множества вариантов.
Стратегический анализ внешней и внутренней среды направлен, в первую очередь, на изучение двух групп факторов: условий в отрасли и положения на рынке, сильных и слабых сторон[1].
Стратегические решения связаны скорее с внешними, чем с внутренними проблемами организации, в особенности решениями по выбору номенклатуры продукции и сегментов рынка.
Поэтому, внешний анализ, кроме оценки рыночной конъюнктуры, должен охватывать такие сферы, как экономика, политика, технология и социально-культурное поведение, то есть проводиться в соответствии с моделью PEST, что означает четыре группы внешних сил давления (P - политика, E - экономика, S - социум, T - технология) [3].
Анализ проводится в контексте выявления возможностей и угроз, факторы которого оцениваются как «влияние на организацию - вероятность реализации».
Исследование деятельности организации в контексте внешней среды предполагает также анализ общей ситуации и конкурентных условий отрасли. Цель такого анализа - оценка ключевых факторов внешней среды:
- Основные экономические характеристики;
- Формы и интенсивность конкуренции;
- Причины изменений в структуре конкуренции и внешней среде;
- Сильные и слабые конкуренты;
- Возможные действия конкурентов;
- Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе;
- Общая привлекательность отрасли и перспективы прибыльности, факторы привлекательности и непривлекательности, специфические проблемы отрасли, благоприятные и неблагоприятные перспективы получения прибыли[2].
В процессе анализа положение организации исследуется по пяти параметрам:
- эффективность действующей стратегии;
- сильные и слабые стороны, возможности и угрозы;
- конкурентоспособность по ценам и затратам;
- устойчивость конкурентной позиции организации по сравнению с основными соперниками;
- стратегические проблемы организации.
1.2 SWOT анализ в анализе среды организации
Для получения ответа на эти вопросы применяют четыре вида анализа:
- SWOT-анализ;
- анализ цепочки ценностей;
- стратегический анализ затрат;
- комплексная оценка конкурентоспособности организации.
Как основной инструмент регулярного стратегического управления, предлагается выбрать матрицу «качественного» стратегического анализа (SWOT).
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
- сильные стороны (strengths) — преимущества организации;
- слабости (weaknesses) — недостатки организации;
- возможности (opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
- угрозы (threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
SWOT-анализ — это промежуточное звено между формулированием видения, миссии и долгосрочного курса организации и определением ее целей и задач.
Оценка сильных и слабых сторон организации по отношению к возможностям и угрозам внешней среды определяет наличие стратегических перспектив и возможностей их реализации. Понятно, что при этом будут возникать препятствия (угрозы), которые необходимо преодолевать. Отсюда следует «.. .переориентация методов управления развитием предприятия с опоры на ранее достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы), на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы)».
Методология построения матрицы первичного стратегического анализа заключается в разделении окружения на две части - внешнюю среду и внутреннюю, а затем события в каждой из этих частей - на благоприятные и неблагоприятные. В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы (рисунок 1.1).
Рис. 1.1 – Матрица SWOT[3]
Соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны организации, а также рыночные возможности и угрозы:
- сильные стороны - то, в чем оно преуспела организация или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т. п.;
- слабые стороны - это отсутствие какого-то важного для функционирования предприятия фактора или то, что пока не удается осуществить по сравнению с другими организациями. Например, узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохая репутацию на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т. п.;
- рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, увеличение налогов, изменение вкусов покупателей и т. п.;
- рыночные возможности - благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества.
Стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации недостатки и устранить угрозы.
Для успешного применения методологии SWOT-анализа сильных и слабых сторон организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
Благодаря своей концептуальной простоте SWOT-анализ стал актуальным и востребованным.
Таким образом, грамотный и своевременный стратегический анализ позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Проведение стратегического анализа по описанной методике поможет структурировать информацию о предприятии и рынке, поставить достижимые цели долгосрочного развития, разработать конкурентоспособный комплекс стратегий достижения этих целей.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ Внешней и внутренней среды АО «ЭКСР»
2.1 Общая характеристика АО «ЭКСР»
АО «Эберспехер Климатические Системы РУС» - импортер и генеральное представительство организации Eberspӓcher Climate Control Systems GmbH & Co в РФ.
Немецкая компания Eberspӓcher является одной из лидирующих компаний на рынке автокомпонентов более 150 лет. Первоначальная специализация компании заключалась в производстве металлоконструкций. В последующем компания росла, развивалась и превратилась в крупный холдинг, производящий выхлопные системы, системы отопления и кондиционирования воздуха для всех видов транспортных средств и имеющая свои представительства более чем в 20 государствах.
В России компания Eberspacher появилась в 1995 г. За 20 лет работы была сформирована дилерская сеть, охватившая практически все регионы: от Калининграда до Владивостока и Южно-Сахалинска более 200 авторизованных дилеров и сервисных центров устанавливают оборудование Эберспехер и обеспечивают сервисное обслуживание.
С 2001 г. АО «ЭКСР» расширило свою деятельность и начинало активное сотрудничество с ведущими российскими автопроизводителями. В 2014 г. ЗАО «ЭКСР» вошла в состав Eberspӓcher Climate Control Systems GmbH & Co и стала частью группы компаний Eberspӓcher[4].
АО «Эберспехер Климатические Системы РУС» - развивающаяся и расширяющая сферу деятельности компания, которая занимается продажей климатического оборудования на территории РФ юридическим и физическим лицам, обеспечением технической поддержкой, сервисным обслуживанием.