Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Теоретические основы регулирования организационного построения нотариата в конституционном праве РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частная собственность нуждается в государственной защите. Вне государственно-правовых механизмов гарантирования права собственности владелец поставлен перед необходимостью самостоятельно обеспечивать правомочия собственника, в то время как объекты его имущества являются весьма привлекательными для других лиц. Обеспечение защиты частной собственности, без преувеличения, явилось одной из первопричин образования государств, причем защита частной собственности и по настоящее время является одной из основных функций права и государственной власти.

Изучение всего комплекса механизмов государственного обеспечения функционирования частной собственности не входит в задачи настоящего параграфа. Это – самостоятельная тема для научного исследования. Вместе с тем, в целях выяснения конституционной природы и сущности нотариальной деятельности весьма важно выяснить, какими правомочиями обладает и должен обладать нотариат, посредством каких процедур реализуется данная компетенция нотариусов.

Основной задачей нотариальной деятельности по защите конституционного права частной собственности является публичное и профессиональное засвидетельствование юридических фактов, имеющих значение для фиксации и движения частной собственности.

Нотариальная форма сделки как основание приобретения права собственности одной из сторон в гражданском правоотношении может иметь место, если это предусмотрено законом или соглашением сторон. При этом "в законодательстве предписания о необходимости совершения сделки в нотариальной форме встречаются не часто и, как правило, относятся к сделкам, касающимся наиболее значимого имущества"[52]. В этой связи в законодательстве необходимо использовать потенциал института нотариата в полном объеме, предусмотрев введение ряда новых нотариальных действий, а также возложение на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, передаче документов на регистрацию прав физических и юридических лиц, медиации, присутствию на заседаниях органов управления юридических лиц по вопросам избрания (назначения) органов управления, распоряжения имуществом).

Необходимо признание исполнительной силы нотариального акта и расширение перечня нотариальных актов, имеющих такую силу и отнесение к ним, в частности, исполнительных надписей в сфере договорных гражданско-правовых обязательств, нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов, об обращении взыскания на заложенное имущество, нотариально удостоверенных протестов векселей в неакцепте, неплатеже, нотариально удостоверенной неоплаты чеков, а также иных нотариальных актов в случаях, установленных федеральным законом. Не меньшее значение имеет законодательное закрепление доказательственной силы и публичного признания нотариально оформленных документов в виде нормы об освобождении от доказывания обстоятельств, содержащихся в нотариально удостоверенном документе, если эти обстоятельства и (или) данное нотариальное действие нотариуса не подлежат оспариванию или обжалованию при рассмотрении другого гражданского дела. -


Необходимость публичной защиты права частной собственности со стороны нотариусов требует закрепления в законодательстве особого статуса нотариуса, который не может рассматриваться в качестве равноправного субъекта в гражданских правоотношениях собственности. По справедливому мнению П.В. Крашенинникова, стремление внедрять в среду нотариусов "момент конкуренции превратит их в хозяйствующих субъектов, которые будут вынуждены отстаивать не публичные интересы, а свой частный интерес. Такая политика приведет к катастрофе системы нотариата"[53].

С другой стороны, такой путь, как исключительно законодательное расширение нотариальной формы гражданско-правовых сделок, чреват обратным эффектом. Участники частных правоотношений должны иметь значительную свободу усмотрения в процессе реализации своих прав и законных интересов. Законный интерес – это "стремление субъекта пользоваться определенным социальным благом и в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения не противоречащих нормам права интересов, которое в определенной степени гарантируется государством в виде юридической дозволенности, отраженной в объективном праве либо вытекающей из его общего смысла".

Исходя из этого, в целях полноценной защиты права частной собственности со стороны нотариата, необходима широкая пропаганда и агитация нотариальной формы гражданско-правовых сделок, которая предполагает добровольное, а не принудительное (вследствие предписаний закона) обращение граждан и юридических лиц к нотариусам. Проведенный нами опрос граждан показал, что около 95% респондентов из числа физических лиц считают, что обращаться к нотариусу необходимо только в том случае, если нотариальная форма сделки является юридически обязательной. Если лее закон допускает простую письменную форму сделки, обращение к нотариусу понимается в общественном мнении как излишняя трата денег, которая не оправдывается юридическими гарантиями нотариального засвидетельствования движения объектов гражданских правоотношений. Данный стереотип в общественном создании не может быть преодолен посредством поправок в федеральное законодательство и расширения обязательных видов нотариальных сделок.

Одним из примеров такого явления служит отказ законодателя от нотариальной формы удостоверения сделки по доверенности на управление транспортными средствами. Собственникам транспортных средств показалось невыгодным прибегать к помощи нотариуса, в основном по причине того, что основным мотивом надлежащего оформления документов на управление транспортным средством является соблюдение требований сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения. В силу того, что последние в ходе осуществления контрольных мероприятий не требуют нотариально удостоверенной доверенности (этого они и не вправе требовать в силу предписаний гражданского законодательства), административно-правовые механизмы оказались более действенными, чем гражданско-правовые интересы собственника по охране и защите своего имущества.


Аналогичные примеры можно привести и в отношении ряда других гражданско-правовых сделок. Так, купля-продажа транспортных средств может осуществляться не только посредством нотариальной формы, но и в специализированных организациях, имеющих лицензию на право такой предпринимательской деятельности. Практика показывает, что подобные организации не уделяют надлежащего внимания юридической стороне сделки, однако предлагают клиентам более выгодные цены, что на первый взгляд может показаться весьма привлекательным. Однако в дальнейшем при возникновении судебных споров о праве собственности на такие дорогостоящие объекты, участники гражданских правоотношений убеждаются, что нотариальная форма являлась бы более эффективной.

В приведенных в качестве примеров случаях отчетливо прослеживается необходимость, с одной стороны, сохранения диспозитивной нормы права о нотариальной форме сделки, с другой – более активной деятельности нотариата по убеждению граждан в необходимости прибегать именно к нотариальной помощи. Допустимой формой информирования общественности о нотариальной деятельности, например, является публикация в периодических печатных изданиях ответов и разъяснений нотариусов на проблемные вопросы, касающиеся функционирования нотариата.

Механизм нотариальной защиты права частной собственности во многом опирается на зародившуюся в середине 90-х годов идею придания нотариату функции превентивного правосудия. В качестве основного аргумента этой позиции служит то обстоятельство, что "квалифицированная деятельность нотариуса, особенно по предварительному разъяснению прав участникам сделок, во многом способствует тому, что споры у субъектов этих отношений не возникнут вообще"[54]. Как показывает судебная практика, споры о праве собственности имеют сложную природу, многогранную доказательственную базу и, в конечном итоге, нередко приводят к неблагоприятным правовым последствиям для каждой из сторон, поскольку с момента возникновения спорного права и до вступления в законную силу решения суда проходит значительное время. Нотариальная форма вследствие заблаговременности и предварительного характера процедуры выяснения фактических обстоятельств дела имеет неоспоримые преимущества по сравнению с последующей судебной защитой права собственности.

Однако выполнение подобных функций со стороны нотариата возможно лишь при соблюдении ряда условий, которые предполагают беспристрастность и независимость нотариусов, точное и неуклонное соблюдение ими требований законодательства. При этом методы обеспечения данных условий могут быть разными. Так, в советский период истории существовала определенная иерархия нотариальных контор: в республиканских, краевых и областных центрах учреждались "первые нотариальные конторы", в задачу которых входило обеспечение "единства нотариальной практики"[55]. В современных условиях при конституционном признании равенства прав и обязанностей нотариусов такие методы являются совершенно неприемлемыми. Однако функция превентивного правосудия, во всяком случае, предполагает определенный контроль в отношении единства правоприменительной практики. Если высшие суды (Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации) издают руководящие разъяснения для нижестоящих судов, то в системе нотариата такие функции ни на какой орган не возложены.


Разумеется, нотариусы в процессе осуществления превентивного правосудия по защите права частной собственности могут и должны опираться на обыкновения правоприменительной практики судов. Однако нельзя не заметить, что нотариальная деятельность имеет определенную специфику и не всегда в полной мере становится объектом внешнего судебного контроля.

Выглядит спорным возложение подобных полномочий на нотариальные палаты или на органы юстиции. Возможно, одним из наиболее удачных способов обеспечения единства правоприменительной практики в нотариальной деятельности по защите права собственности было бы использования опыта Франции, для которой характерно наличие в структуре нотариата специальных институциональных образований – центров нотариальных исследований и документации[56]. В таких центрах целесообразно сосредоточить наиболее квалифицированных и опытных нотариусов, а также научных и практических работников, привлекаемых на платной основе за счет средств нотариальной палаты и других законных источников. В отличие от нотариальной палаты, функционирующей на демократических принципах, и органов юстиции, выполняющих административно-контрольные функции, данные центры позволяют обеспечить высокий профессиональный ценз, необходимый для обобщения и систематизации правоприменительной практики.

Кроме нотариальной формы гражданско-правовых сделок, важнейшим средством защиты конституционного права частной собственности в рамках полномочий нотариата является нотариальное производство по наследственным делам. Само право наследования непосредственно гарантируется частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации и является существенным элементом цивилизованного общественно-экономического строя.

Институты наследования по закону и по завещанию, а также процедуры осуществления, оформления и охраны наследственных прав составляют традиционную материю гражданского права. Вместе с тем, здесь имеется и ряд проблем конституционно-правового содержания, которые касаются в основном разграничения нотариальной компетенции по наследственным делам.

В соответствии с частью первой статьи 36 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают нотариальные действия, предусмотренные статьей 35 Основ, а также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. И лишь при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.


Таким образом, вышеприведенная норма статьи 36 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате явно устарела и не соответствует реалиям нотариального строительства в современной России. В этой связи ее целесообразно исключить, а статью 35 Основ изложить в следующей редакции:

"Статья 35. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают следующие нотариальные действия: удостоверяют сделки; выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

  1. свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
  2. свидетельствуют подлинность подписи на документах;
  3. свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
  4. удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
  5. удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
  6. удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
  7. удостоверяют время предъявления документов;
  8. передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
  9. принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
  10. совершают исполнительные надписи;
  11. совершают протесты векселей;
  12. предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;
  13. принимают на хранение документы;
  14. совершают морские протесты;
  15. обеспечивают доказательства;
  16. выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества.

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия".

В завершение исследования проблемы защиты нотариатом конституционного права частной собственности следует обратить внимание на необходимость увеличения суммы страхования риска профессиональной деятельности нотариусов с ее дифференциацией в зависимости от места осуществления нотариальной деятельности (в городе, в сельской местности); введение наряду с индивидуальным страхованием каждым нотариусом риска своей профессиональной деятельности коллективного страхования риска профессиональной деятельности нотариусов нотариальными палатами в субъектах Российской Федерации и Федеральной нотариальной палатой на принципах накопительного страхования и обязательного перестрахования, в том числе и в иностранных страховых компаниях.

В целях обеспечения надежности защиты нотариатом права собственности целесообразно установить порядок хранения и обслуживания нотариальных архивов, в том числе архивов упраздненных государственных нотариальных контор, который действующими нормативными правовыми актами не урегулирован. В настоящее время в среднем в течение года одним нотариусом совершается примерно 30 000 нотариальных действий. В связи с этим нотариальные архивы имеют значительные объемы, для их хранения требуются помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов. При этом следует учитывать государственную значимость этих архивов и высокую востребованность населением хранящихся в них документов.