Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Теоретические основы регулирования организационного построения нотариата в конституционном праве РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжая эту мысль, Е.И. Козлова подчеркивает, что новая Конституция Российской Федерации по сравнению с ее предшественницами исходит из "принципиально новой идеологии": если в прежнем подходе "ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в предоставлении экономических и социальных благ человеку", а личность выступала как "пользователь этих благ, пассивный их созидатель по указаниям государства", то теперь "отказ от глобального огосударствления экономики, признание объективной необходимости частной собственности, основанной на экономической заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести к изменению роли государства в обеспечении социально- экономических прав личности"[76].

Нотариат, государство и предпринимательское сообщество сегодня нуждаются скорее в партнерских, чем в субординационных отношениях. Борьба с коррупцией как приоритет современной государственной политики не должна пониматься в качестве сигнала для возобновления безосновательной государственной репрессии, стремящейся к устрашению участников рыночных отношений. Как уголовному и административному законодательству, так и законодательству о нотариате отведены свои позиции в правовой системе, которые не противоречат друг другу, а взаимно дополняют и балансируют их. В частности, отрабатываемые частным бизнесом "схемы" предпринимательской деятельности становятся все более сложными, которые нуждаются в адекватной гражданско-правовой экспертизе. Заблаговременная нотариальная оценка подобных схем может заранее предупредить участников рынка, какие из указанных комбинаций соответствуют смыслу и букве закона, а какие могут квалифицироваться в качестве противоправных деяний. В результате нотариат способствует позитивному и законному развитию предпринимательской деятельности и препятствует его противоправным формам.

Защита нотариатом конституционных основ рыночной экономики и такой ее важнейшей составляющей, как предпринимательская деятельность, предопределяется концепцией активного нотариата[77]. С этой точкой зрения солидаризируется И.Н. Плотникова, которая выделяет такой признак защиты права граждан на предпринимательскую деятельность, как "активные действия субъектов и государственных органов" по обеспечению реализации экономического права индивида. Активный нотариат, с одной стороны, заботится о чистоте своих рядов, проводит продуманную кадровую политику, чтобы "уйти от возможных обвинений в стяжательстве и коррупции". Государство передает нотариусу часть своих функций и полномочий по обеспечению защиты прав и законных интересов физических лиц и юридических лиц, поддержанию правопорядка[78], гарантированию конституционных прав на основе принципов предупредительного правосудия[79]. С другой стороны – нотариус не должен ограничиваться удостоверительными функциями. Ему надлежит оказывать комплексную юридическую помощь всем участникам гражданского оборота.


Нотариальная компетенция по защите конституционного права человека на предпринимательскую деятельность имеет ограниченный характер. В отношении нотариуса не действует юридический принцип "все не запрещенное дозволено", он обязан осуществлять свое функционирование на основе требований норм права. По этой причине в федеральном законодательстве о нотариате, на наш взгляд, необходимо более четко указать на правомочия нотариусов, направленные на обеспечение свободы и законности предпринимательства. Нуждаются в совершенствовании и иные нормы законодательства о нотариате, имеющие смежный характер.

На основании изложенного считаем необходимым внести следующие поправки в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате:

  1. часть третью статьи 16 исключить;
  2. статью 48 изложить в следующей редакции:

"Статья 48. Отказ в совершении нотариального действия:

1. Нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если:

- совершение такого действия противоречит закону, сделка не соответствует требованиям закона либо документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства;

- действие подлежит совершению другим нотариусом.

2. В совершении нотариального действия может быть отказано также в случае:

  • просьбы о его совершении в нерабочее время, за исключением случаев, когда оно не может быть отложено по объективным причинам;
  • неуплаты пошлин и установленных платежей.

По требованию лица, которому отказано в совершении нотариального действия, письменно излагаются причины отказа, и разъясняется порядок его обжалования. В этих случаях нотариус не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия".

Заключение

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие обобщения и выводы.

Нотариус – одновременно представитель гражданского общества и носитель публично-правовых полномочий. Уникальность института нотариата заключается в том, что он обладает дуалистической природой, функционируя на границе частной и публичной сфер. В этой связи нельзя однозначно охарактеризовать статус нотариусов и нотариата в целом в качестве элементов публично-властного механизма (из чего следует статус государственного органа или государственного должностного лица) либо структурных единиц гражданского общества (которые отделены от публичной власти и не могут квалифицироваться в качестве государственных органов или соответствующих должностных лиц).


Конституционные принципы рыночной экономики, частной собственности и свободы предпринимательской деятельности диктуют необходимость определения нотариата как системы государственных и частнопрактикующих нотариусов, а также их объединений, осуществляющих от имени государства правоохранительно-юрисдикционные функции в сочетании с оказанием частной юридической помощи гражданам и организациям. Конституционно- правовое регулирование нотариата должно основываться на методологии регламентации деятельности профессиональных юридических корпораций.

В системе прав и свобод человека и гражданина целесообразно выделение права граждан на равный доступ к нотариальной деятельности, поскольку в силу специфики статуса нотариуса его гарантии не охватываются положениями статьи 32 Конституции Российской Федерации о праве граждан на равный доступ к государственной службе.

Права и обязанности нотариуса могут быть классифицированы следующим образом: в зависимости от юридической природы – публично- правовые и частноправовые, по назначению в механизме правового регулирования – материальные и процессуальные; по содержанию прав и обязанностей – организационные и профессиональные; по субъектному составу – индивидуальные и коллективные.

Механизм нотариальной защиты права частной собственности во многом опирается на зародившуюся в середине 90-х годов идею придания нотариату функции превентивного правосудия. Нотариальная форма вследствие заблаговременности и предварительного характера процедуры выяснения фактических обстоятельств дела имеет преимущества по сравнению с последующей судебной защитой права собственности. Однако выполнение подобных функций со стороны нотариата возможно лишь при соблюдении ряда конституционных условий, которые предполагают беспристрастность и независимость нотариусов, точное и неуклонное соблюдение ими требований законодательства.

В целях совершенствования механизма защиты нотариатом конституционного права на предпринимательскую деятельность в законодательстве необходимо более четко указать основания для отказа в совершении нотариальных действий. К их числу следует отнести следующие обстоятельства: совершение действия противоречит закону; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства; действие подлежит совершению другим нотариусом; наличие просьбы о совершении действия в нерабочее время, за исключением случаев, когда оно не может быть отложено по объективным причинам; неуплата пошлин и установленных платежей.


Список использованных источников и литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СПС Консультант Плюс.
  3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // СПС Консультант Плюс.
  4. "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) // СПС Консультант Плюс.
  5. Головин Ю.И., Снежко O.A. Нотариальная защита прав и законных интересов граждан: теория и практика // Правоведение. 2017. №5. С. 43.
  6. Головатюк О.В. О ходе внедрения Единой информационной системы нотариата РФ // Нотариальный вестник. 2017. №12. С. 6–10.
  7. Дударев A.B. Нотариат: аспекты международного и национального права. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 4.
  8. Йемма А. Нотариат в условиях рыночной экономики. // Советская юстиция. 1992. №7. С. 21.
  9. Кашурин И.Н. Нотариат в правовой системе Российской Федерации. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 3.
  10. Клячин E.H. Конституционная гарантия каждого на получение квалифицированной юридической помощи невозможна без более полного использования потенциала нотариата // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М.: ФРПК, 2017. С. 14.
  11. Комаров Н.И. Нотариат в Российской империи во второй половине XIX – начале XX века (Историко-правовое исследование). Дисс... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 3.
  12. Комиссарова Е.Г. Правовое значение и роль нотариальной практики // Нотариальный вестник. 2017. №9. С. 20.
  13. Куленко Н.И. Конституционно-правовые основы российского нотариата. Автореф... канд. юрид. наук. Челябинск, 2015. С. 3.
  14. Лесницкая Л.Ф. Некоторые вопросы нотариата в судебной практике. //Нотариальный вестник. 1999. №1-2
  15. Мандельштам Л.Б. Учреждение нотариата и его организация. // Журнал Министерства юстиции. 1899. №4. С.31-32.
  16. Мдивани М.О. Нотариат и общество: как достичь взаимопонимания? // Нотариальный вестник. 2017. №6. С. 63.
  17. Морщакова Т.Г. Нотариат как гражданско-правовой институт // Нотариальный вестник. 2017. №10. С. 48.
  18. Нотариат и современное гражданское общество: пути и перспективы развития // Нотариальный вестник. 2013. №8. С. 34.
  19. Патращук Ж.В. Защита конституционных прав человека и гражданина нотариатом Российской Федерации. Автореферат дисс.... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 17.
  20. Попова Н.Ю. Нотариальные конторы – лицо нотариата // Нотариальный вестник. 2016. №12. С. 43.
  21. Семенова А. Нотариальные и судебные акты. // «Российская юстиция». 1998. №11.
  22. Степашин C.B. У юристов России есть достаточно поводов для широкого профессионального объединения // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М.: ФРПК, 2017. С. 9.
  23. Усович Л.B. Принцип "одного окна" и его реализация в нотариальной практике // Нотариальный вестник. 2017. №7. С. 38-42.
  24. Черемных И.Г. Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности. Автореф... докт. юрид. наук. М., 2017. С. 14.
  25. Черемных Г.Г. Нотариус – гарант защиты конституционных прав граждан // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М.: ФРПК, 2017. С. 99.
  26. Яркое В.В. От бюрократического к активному нотариату (актуальные проблемы нотариального права) // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М.: ФРПК, 2017. С. 110.
  27. Власов Ю.Н., Калинин В.В. Нотариат. М.: Юрайт Издат, 2012. С. 12.
  28. Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2015. T.I. С.533.
  29. Денисова Е.Э. Нотариат в Российской Федерации. М.: ТК Велби, 2013. С. 6-9.
  30. Патращук Ж.В. Защита конституционных прав человека и гражданина нотариатом Российской Федерации. М.: Манускрипт, 2014. С. 52.
  31. Пахман СВ. История кодификации гражданского права: В 2 т. СПб., 1876. Т.Н. С. 199-201.
  32. Романовская О.В., Романовский Г.Б. Нотариат в Российской Федерации: Проблемы развития. СПб.: Юридический центр Пресс, 2014. С. 13, 23-24.
  33. Москаленко И.В. Нотариат: модель юрисдикции (превентивное правоохранительное обслуживание). М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2015. С. 88.
  34. Стешенко Л.А., Шамба T.M. Нотариат в Российской Федерации. М., Издательская группа НОРМА ИНФРА-М, 2011.С. 15.
  35. Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М., ЖТБ, 2015. С. 23.

  1. Власов Ю.Н., Калинин В.В. Нотариат. М.: Юрайт Издат, 2012. С. 12.

  2. Там же. С. 10.

  3. Дударев A.B. Нотариат: аспекты международного и национального права. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 4.

  4. Кашурнн И.Н. Нотариат в правовой системе Российской Федерации. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 3.

  5. Романовская О.В., Романовский Г.Б. Нотариат в Российской Федерации: Проблемы развития. СПб.: Юридический центр Пресс, 2014. С. 13, 23-24.

  6. Москаленко И.В. Нотариат: модель юрисдикции (превентивное правоохранительное обслуживание). М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2015. С. 88.

  7. Клячин E.H. Конституционная гарантия каждого на получение квалифицированной юридической помощи невозможна без более полного использования потенциала нотариата // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М.: ФРПК, 2017. С. 14.

  8. Патращук Ж.В. Защита конституционных прав человека и гражданина нотариатом Российской Федерации. М.: Манускрипт, 2014. С. 52.

  9. Комаров Н.И. Нотариат в Российской империи во второй половине XIX – начале XX века (Историко-правовое исследование). Дисс... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 3.

  10. Егорова О.А. У суда и нотариата много общего // Нотариальный вестник. 2015. №7-8. С. 19-23.

  11. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации. М.: Издательство НОРМА, 2011. С. 3.

  12. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Юриспруденция, 2012. С. 7.

  13. Денисова Е.Э. Нотариат в Российской Федерации. М.: ТК Велби, 2013. С. 6-9.

  14. Латинский нотариат заговорил по-русски (памяти Анатолия Тихенко) // Российская юстиция. 2011. №11. С. 79.

  15. Яркое В.В. От бюрократического к активному нотариату (актуальные проблемы нотариального права) // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М.: ФРПК, 2017. С. 110.

  16. Йелша А. Нотариат в условиях рыночной экономики // Советская юстиция. 2015.№17-18. С. 21.

  17. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С Авакьян. М.: Издательство НОРМА, 2011. С. 402.

  18. Указ. соч. С. 386.

  19. Пиепу Ж.-Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариальное право / Пер. с франц. М.: Юристь, С. 19-25.

  20. Нотариальное право России / Под ред. В.В.Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2013. С. 75.

  21. Головин Ю.И., Снежко O.A. Нотариальная защита прав и законных интересов граждан: теория и практика // Правоведение. 2017. №5. С. 43.

  22. Черемных И.Г. Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности. Автореф... докт. юрид. наук. М., 2017. С. 14.

  23. Галиева Р.Ф. Нотариальное право – охранительное право // Нотариус. 2012. №3. С. 13.

  24. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Издательство НОРМА, 2015. С. 112-119.

  25. Сазонова М.И. Необходимо вернуть нотариат в сферу гражданско-правовых отношений // Нотариальный вестник. 2015. №3-4. С. 36.

  26. Морщакова Т.Г. Нотариат как гражданско-правовой институт // Нотариальный вестник. 2017. №10. С. 48.

  27. Фемелиди A.M. Указ. соч. С. 75.

  28. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1956 г. "О расширении прав краевых, областных судов и упразднении управлений министерств юстиции союзных республик при краевых, областных Советах народных депутатов трудящихся" // ВВС СССР. 1956. №16. Ст. 356. Утратил силу.

  29. Юдельсон КС., Кац А.К. Научно-практический комментарий к Положению о государственном нотариате. М.: Юридическая литература, 1970. С. 26.

  30. Власов Ю.Н., Калинин В.В. Указ. соч. С. 17.

  31. Плетнев М.Ю. Нотариат. М.: Экзамен, 2013. С. 21.

  32. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СПС «Консультант плюс»

  33. Юдуискин С.М. Необходимо создавать атмосферу доверия к нотариату // Нотариальный вестник. 2012. №7. с. 24.

  34. Степашин C.B. У юристов России есть достаточно поводов для широкого профессионального объединения // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М.: ФРПК, 2017. С. 9.

  35. Куленко Н.И. Конституционно-правовые основы российского нотариата. Автореф... канд. юрид. наук. Челябинск, 2015. С. 3.

  36. Долгов М.А. Нотариат в российском государстве: история и современность / Под ред. Т.М. Шешба. М.: Изд-во РГЭТУ, 2015. С. 109.

  37. Мдивани М.О. Нотариат и общество: как достичь взаимопонимания? // Нотариальный вестник. 2017. №6. С. 63.

  38. Клячин E.H. Компетенция нотариусов в России (9 лет спустя после принятия Основ законодательства РФ о нотариате) // Нотариальный вестник. 2012. №9. С. 21–23.

  39. Головатюк О.В. О ходе внедрения Единой информационной системы нотариата РФ // Нотариальный вестник. 2017. №12. С. 6–10.

  40. Алев Р. Нотариат и связь с общественностью // Нотариальный вестник. 2012. №8. С. 24-33.

  41. Зацепина С.А. Нотариат в системе гражданской юрисдикции. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2000. С. 61.

  42. Дударев A.B. Нотариат: правовые аспекты международного и национального права. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 10.

  43. Усович Л.B. Принцип "одного окна" и его реализация в нотариальной практике // Нотариальный вестник. 2007. №7. С. 38-42.

  44. Андреева Г.Н. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в Российской Федерации как публично-правовой институт: некоторые теоретико-методологические аспекты правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2017. №13. С. 3.

  45. Лебедев В А., Киреев В.В. Об инструментальной роли науки конституционного права в период социальных преобразований // Конституционное и муниципальное право. 2017. №22. С: 9.

  46. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев. М.: Спарк, 2011. С. 171.

  47. Тихомиров Ю.А. Отношения между публичной властью и экономическими субъектами: нормативная модель и реальность //Реформы и право. М., 2016. С. 256.

  48. Никитяева В.В. Формирование конституционного правосознания в российской среде // Конституционное и муниципальное право. 2016. №7. С. 19.

  49. Сепп Т. Правотворческая деятельность нотариуса // Нотариальный вестник. 2012. №9. С. 35.

  50. Бутусова Н.В. Российское государство – субъект конституционного права и конституционно-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2016. №7. С. 3.

  51. Андреева Г.Н. Муниципальная собственность в современных конституциях зарубежных стран // Местное право. 2002. №9-10. С. 3-44. Байкин С.А. Муниципальная собственность в условиях реформы местного самоуправления в России // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. №2. С. 204-205.

  52. Гражданское право. В 2-х т. Т.1. / Отв. ред. Е.А.Суханов. М., 2010. С. 351.

  53. Крашенинников П.В. Принятие закона – не самоцель! // Нотариальный вестник. 2013. №3. С. 47.

  54. Жуйков В.М. Нотариусы помогают судам повышать эффективность правосудия // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М.: ФРПК, 2017. С. 23.

  55. Осетров Н. Советскому нотариату пятьдесят лет // Социалистическая законность. 1972. №10. С. 10.

  56. Медведев К.Г. Научные центры нотариата во Франции: опыт организации и деятельности // Нотариальный вестник. 2013. №10. С. 44.

  57. Лыкин Е.Г. Конституционный механизм защиты права человека на предпринимательскую деятельность / Под ред. П.А. Астафичева. Орел, 2015. С. 4.

  58. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2016. №11. С. 6.,

  59. Крусс В.И. Конституционное право личности на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 5.

  60. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Издательство НОРМА, 2018. С. 411.

  61. Уткин Д.В. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2011.

  62. Величко Д.А. Гражданско-правовые основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2013.

  63. Ручкина Г.Ф. Финансово-правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Дисс... докт. юрид. наук. М., 2014.

  64. Тшианская О.В. Основы правового регулирования предпринимательской деятельности: трудо-правовой аспект. Дисс... канд. юрид. наук. СПб., 2015.

  65. Рыбков Т. Довести до конца административную реформу может абсолютно любой // Известия. 2014. 27 февраля.

  66. Иванов С.А. Федеральный закон и нормативный указ Президента России: проблемы взаимоотношений и пути совершенствования //Государство и право. 2013. №2. С. 101.

  67. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2014 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании "Кадет Истеблишмент" и запросом Октябрьского районного суда города Пензы // СЗ РФ. 2014. №9. Ст. 830.

  68. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2013 г. по делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева// СЗ РФ. 2013. №17. Ст. 1657.

  69. Конституционное право Российской Федерации / В.Д. Мазаев, C.B. Васильева, В.А. Виноградов. М.: Айрис-пресс, 2016. С. 81-83.

  70. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. по делу о проверке конституционности статьи 140 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Б.Фишер // СЗ РФ. 2012. №8. Ст. 894.

  71. Снежко O.A. Государственная защита прав граждан. М., 2015. С. 61-87.

  72. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Издательство НОРМА, 2018. С. 113

  73. Баренбойм П., Резник Г. Адвокатура как катализатор правовой реформы // Правовая реформа XXI века и адвокатура. М.: Юстицинформ, 2017. С. 13.

  74. Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России. Саратов, 2012. С. 15.

  75. Алексеев С.С, Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования. М., 2015. С. 496.

  76. Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право Российской Федерации. М., 1995. С. 214.

  77. Стешенко JI.A., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации. М.: НОРМА, 2011. С. 11.

  78. Калиниченко Т.Г. Развитие публично-правовых начал в нотариальной деятельное // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М.: ФРПК, 2017. С. 35.

  79. Черемных Г.Г. Нотариус – гарант защиты конституционных прав граждан // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М.: ФРПК, 2017. С. 99.