Файл: PR в системе интегрированных коммуникаций (Роль и значение PR в системе интегрированных коммуникаций).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль и значение PR в системе интегрированных коммуникаций
1.1. Понятие и сущность интегрированных маркетинговых коммуникаций
1.2. Понятие PR и его место в системе ИМК
1.3. Цели, задачи, функции PR в системе ИМК
2.1. Анализ PR-деятельности в системе ИМК АО «Зара»
Главными особенностями концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций, выделяемыми в профессиональной литературе являются[5]:
• Процесс внедрения ИМК проходит по принципу «снаружи-внутрь», а значит, необходимо начинать его со сбора полной информации о потребителе продуктов или услуг компании. Полученные данные нужно учитывать при разработке комплекса ИМК.
• При разработке комплекса ИМК как потенциальные каналы доставки сообщения до потребителей рассматриваются все формы коммуникаций и все ресурсы бренда или различные контакты компании.
• Концепция ИМК основывается на достижении эффекта синергии и принципе «одного единого голоса», за счет чего и должен формироваться сильный имидж бренда.
• Создание долгосрочных отношений между потребителями и компанией, последовательная организация всех точек контакта организации с потребителями.
Каждый канал маркетинговых коммуникаций имеет свое предназначение, свои сильные и слабые стороны, различную эффективность в зависимости от цели коммуникаций. Таким образом, использование концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций подразумевает координацию, согласование и организацию взаимодействия всех компонентов, что, в свою очередь, позволяет достичь эффекта синергии и увеличить эффективность маркетинговых коммуникаций.
1.2. Понятие PR и его место в системе ИМК
В современной социальной науке в настоящее время насчитывается значительное количество определения связей с общественностью (Public Relations, PR).
В широком смысле под связями с общественностью следует понимать управленческую деятельность, которая направлена на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, и от которой зависит успех функционирования этой организации[6].
Традиционно сферу связей с общественностью связывают с такими направлениями, как маркетинг и менеджмент.
Сфера PR-деятельности находится на пересечении двух управленческих сфер организации - менеджмента и маркетинга[7]. Менеджмент ставит перед связями с общественностью общие и конкретные задачи, привязанные к определенным периодам деятельности организации, обеспечивая единство организации и управления.
Маркетинг формирует направленность связей с общественностью на достижение конечной цели деятельности любой организации – на получение прибыли. Как составляющая маркетинговой деятельности организации, PR «играют роль «разведки»[8], готовят основу для дальнейшей реализации маркетинговой программы.
А.Б. Зверинцев, российский теоретик связей с общественностью, определяет PR как «деятельность по переводу прагматических целей организации в приемлемую для общества политику»[9].
Итак, PR (Public Relations) в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций современных компаний - это регулярная коммуникационная активность, которая направлена на формирование информационных потоков и управление ими, на основе выбора эффективных каналов передачи информации. Эффект от PR-коммуникаций влияет на продажи в долгосрочной перспективе. Главная цель использования PR в системе интегрированных коммуникаций заключается в формировании высокой степени доверия к компании, укреплении ее имиджа, что способствует большему доверию при восприятии других коммуникационных инструментов (рекламы, стимулирования сбыта и др.) целевой аудиторией.
1.3. Цели, задачи, функции PR в системе ИМК
Актуальность и значимость PR-деятельности для современной организации наиболее очевидна при сравнении ее с другими видами коммуникативной деятельности, осуществляемыми для установления и поддержания отношений с различными социальными группами.
Субъектами данной деятельности могут быть как отдельные сотрудники (PR-менеджер, пресс-секретарь), так и специально выделенные подразделения (PR-службы), либо организации (PR-агентства). Во всех этих случаях деятельности по связям с общественностью осуществляют отдельные лица, или группы лиц, которые имеют в данной области соответствующие профессиональные знания, навыки и умения. Они выполняют конкретные действия с целью гармонизации отношений объекта PR с общественностью и внося определённые коррективы в процесс формирования имиджа, стратегию и тактику. Субъект деятельности по связям с общественностью призван донести до потенциальных целевых аудиторий идею об эффективности и значимости действий и функционирования организации[10].
Объектом деятельности по связям с общественностью являются конкретные индивиды, социальные группы, сообщества, на которых субъект PR-деятельности направление коммуникации с целью формирования позитивного к себе отношения. На практике часто объект и субъект связей с общественностью находятся в постоянном взаимодействии, также очень важно наличие обратной связи между ними. Выбор объекта зависит от тех целей, которые ставит перед собой субъект связей с общественностью в рамках PR-стратегии или PR-кампании.
Часто в качестве объекта связей с общественностью выступают органы власти, политические партии, общественные организации или движения, СМИ, население конкретной территории (района, города, области и т.д.).
Цели связей с общественностью логически и непосредственно связаны с мотивами, идеалами, ценностями субъекта деятельности по связям с общественностью.
Ключевой целью деятельности по связям с общественностью многие авторы называют успех компании на рынке (или в той сфере, в которой она функционирует) и в обществе[11]. Применительно к сфере торговли можно назвать следующие цели деятельности по связям с общественностью
Главной целью пиар можно назвать формирование успеха фирмы в обществе. Следует выделить следующие цели связей с общественностью:
1. Позиционирование компании среди конкурентов, т.е. формирование и донесение до целевой аудитории конкурентных преимуществ компании, отличающих ее от предложений конкурентов и любых других аналогичных предложений на рынке. Это особенно актуально для сферы торговли из-за высокой конкуренции в данном сегменте рынка.
2. Имиджмейкинг - создание и поддержание благоприятного и управляемого имиджа. Изменение или повышение имиджа, создание престижа и положительной репутации компании[12].
3. Внутренний PR – формирование благоприятного климата в трудовом коллективе компании, формирование лояльности персонала, удержание ключевых сотрудников.
Это направление также особенно актуально для сферы торговли из-за высокой значимости квалифицированного торгового персонала в успехе компании, высокой текучести кадров, характерной для данной сферы.
4. Антикризисные PR-коммуникации – актуальны для торговых предприятий в периоды кризисов, вызванных, например, снижением выручки, банкротством, реализацией некачественных товаров и т.п.
PR могут выполнять следующие ключевые функции:
- исследовательские функции, заключающиеся в сборе, обработке и анализе информации;
- планирующие функции, которые связаны с определением целей, задач и разработкой конкретного плана мероприятий для их реализации;
- организаторские функции, связанные с участием специалиста в реализации намеченных мероприятий;
- экспертные функции, которые заключаются в оценке эффективности проведённой работы и выявлении проблем.
1.4. Методы PR-деятельности
Учитывая многообразие задач и средств в PR как профессиональном виде деятельности, можно провести классификацию PR-методов. Среди множества методов в PR по направленности можно выделить следующие виды[13]:
- Методы сбора информации (опросы, фокус-группы, беседы, наблюдение и т. д.);
- Методы коммуникативного взаимодействия с целевыми группами общественности;
- Методы коммуникативного взаимодействия со СМИ;
- Методы событийного PR;
- Методы бизнес-коммуникаций, Методы в сфере политики, Методы в сфере шоу-бизнеса и спорте и т. д.;
- Информационные PR-методы.
Кроме того, по содержанию можно выделить следующие типы PR-методов[14]:
1. Функциональные: избирательные; модульные методы в реализации PR-проектов; методы брендинга; лоббирования; спонсоринга, фандрайзинга и другие.
2. Процедурные методы: фасилитация; медиация; методы переговорного процесса и другие.
Авторы Э.А. Уткин, В.В. Баяндаев, М.Л. Баяндаева выделяют также следующие методы связей с общественностью[15]:
- консультирование руководства;
- составление прогнозов развития организации, возможных рисков, тенденций и т.п.
- изучение общественного мнения;
- установление и поддержание двухсторонней коммуникации, основанной на полной информированности;
- превентивные меры по устранению конфликтов между объектами и субъектов PR-деятельности;
- формирование и реализации концепции социальной ответственности компании;
- формирование имиджа компании-работодателя на рынке труда с целью привлечения квалифицированных кадров.
Все рассмотренные методы PR актуальны и для предприятий ритейлеров как наиболее конкурентной среды, особенно нуждающейся в применении методов PR.
Основываясь на том, что коммуникация имеет двустороннюю направленность, методы PR современной компании можно сгруппировать в три группы[16].
Первая группа - методы сбора и анализа информации:
- исследование общественного мнения, анализ статистических данных, обобщение результатов социологических, психологических и иных исследований, обработка первичной и вторичной информации;
- анализ различных документов;
- мониторинг публикаций о субъекте PR-деятельности в СМИ;
- медиалилейшнз – налаживание связей с представителями СМИ;
- проведение исследований целевых аудиторий, составление «портрета» аудитории;
- подготовка аналитических записок и рекомендаций руководителям организации.
Вторая группа - методы распространения информации:
- подготовка информационных материалов (пресс-релизов, пресс-китов, статей, брошюр и т.д.) для СМИ, партнеров, акционеров, инвесторов, сотрудников, клиентов и др.;
- информирование общественности о различных аспектах деятельности организации с помощью организации и проведения пресс-конференций, дней открытых дверей, публикаций обращений, рассылки и т.п.;
- организация специальных мероприятий для ключевых групп общественности компании (в первую очередь, для потребителей).
Третья группа - это методы поддержания доброжелательных отношений организации, взаимодействий лидера с общественностью. К ним можно отнести следующие:
- установлении и поддержании двусторонней коммуникации, основанной на достоверности используемых сведений и полной информированности;
- превентивные меры по предотвращению конфликтов;
- формирование атмосферы взаимного уважения и социальной ответственности;
- содействии формированию доброжелательных отношений внутри организации.
Глава 2. Анализ PR в системе интегрированных коммуникаций современной компании (на примере АО «Зара»)
2.1. Анализ PR-деятельности в системе ИМК АО «Зара»
Бренд ZARA позиционирует себя как производитель актуальной женской, мужской и детской одежды, которая отражает модные тенденции, в сочетании с доступными ценами. Бренд представляет на конкурентном рынке выгодные линии модной одежды, как для девушек, так и для женщин. Данный бренд достаточно удачно отражает реалии модного мира Испании и общепризнанные мировые тенденции.
Бренд отличается частой сменой коллекций, что говорит о высоком развитии компании. Компания предоставляет ежегодно более 17 коллекций, что не может позволить себе ни один производитель в мире.
Целевой сегмент, на которых ориентируется данный бренд, – это женщины и мужчины в возрасте от 18 до 60 лет. Исходя из поведения и предпочтений целевой аудитории, будем формировать структурированные предложения по совершенствованию коммуникационной политики предприятия.