Файл: Аналитические регистры налогового учета (Теоретические аспекты формирования аналитических регистров в налоговом учете).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Налоговый учёт осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществлённых налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода; а также обеспечения информацией
внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.

Интегрированная система финансового и налогового учета предполагает то, что при вводе операций в подсистему финансового учета операция автоматически попадает в налоговые регистры принимаемых или не принимаемых к учету данных. Вся информация из системы финансового учета группируется по ветвям, аккумулируется по определенным признакам, и отображается в регистре налогового учета, которые служат основой для заполнения налоговой декларации.

Цель работы состоит в исследовании теоретических и практических аспектов формирования аналитических регистров налогового учета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать базовые категории налогового учета;
  • рассмотреть понятие и назначение налоговых регистров;
  • исследовать виды налоговых регистров;
  • исследовать организацию бухгалтерского и налогового учета в ООО «ИНА»;
  • рассмотреть практику налогового учета и ведения аналитических регистров на примере налогового учета прибыли;
  • рассмотреть пути развития аналитических регистров налогового учета.

Предметом исследования являются аналитические регистры налогового учета.

Объектом исследования является ООО «ИНА».

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды, представленные в отечественной литературе в области бухгалтерского и налогового учета. В качестве методического инструментария применялись такие общенаучные приемы и методы, как классификация, группировка, сравнение, обобщение, анализ, синтез, системный подход.

Информационной базой исследования послужили: законодательные и нормативные акты по вопросам налогового учета; данные налогового учета учета; документация ООО «ИНА».


Глава 1. Теоретические аспекты формирования аналитических регистров  в налоговом учете

1.1. Базовые категории налогового учета

Введение в НК РФ гл. 25 «Налог на прибыль организаций» в определенной степени узаконило понятие налогового учета. В целях налогообложения Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации в целях формирования налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, которые сгруппированы в порядке, определенном в НК РФ[1].

При этом законодательно установленная обязанность вести налоговый учет не означает, что налогоплательщики не могут воспользоваться данными бухгалтерского учета в целях расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций. В том случае, если порядок отражения и группировки хозяйственных операций и объектов в первичных документах бухгалтерского учета соответствует правилам ведения налогового учета, установленным НК РФ, налогоплательщики вправе использовать данные бухгалтерского учета в целях налогообложения[2]. Например, в бухгалтерском и налоговом учете могут полностью совпадать размеры дохода, поэтому налогоплательщик может без дополнительной корректировки использовать данные бухгалтерского учета[3].

Основное содержание базовых категорий налогового учета раскрывает Глава 25 НК РФ:

  • система налогового учета и требования к ней организуется налогоплательщиком самостоятельно. В то же время необходимо учитывать ряд общих требований;
  • система налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения;
  • учетная политика для целей налогообложения представляет собой утвержденный руководителем организации организационно-распорядительный документ;
  • нормы и правила налогового учета должны отвечать принципу последовательности от одного налогового периода к другому;
  • изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций возможно в двух случаях: изменения законодательства или применяемых методов учета;
  • решение о любых изменениях в учетной политике должно отражаться и применяться с начала нового налогового периода;
  • если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, необходимо внести изменения в учетную политику для целей налогообложения отражающий принципы налогообложения этих видов деятельности.

В связи с этим возникает необходимость разработки внутренних стандартов налогового учета[4]. Внутренние стандарты организации учетной политики в целях налогообложения разрабатываются организацией самостоятельно в силу следующих причин:

1. Элементы налогового учета не соответствуют элементам бухгалтерского учета и не вытекают из задач бухгалтерского учета, и, следовательно, не могут быть прямо позаимствованы и перенесены в сферу налоговых правоотношений[5].

2. На необходимость разработки учетной политики для целей налогообложения прямо указывается в п. 12 ст. 167 НК РФ[6]. Налоговое законодательство содержит ряд норм, позволяющих организации производить выбор из нескольких вариантов, например способ (метод) начисления амортизации объектов основных средств, оценка материально-производственных запасов при отпуске в производство и ином выбытии, а также на конец отчетного периода и др.

3. Пунктом 7 ст. 3 НК РФ установлено презумпция невиновности налогоплательщика, гласящая: «...все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика» [7].

Данные налогового учета должны отражать:

  • формирование сумм доходов и расходов для целей налогообложения;
  • определение доли расходов, учитываемых при налогообложении в текущем отчетном (налоговом) периоде;
  • сумму остатка ресурсов (убытков), относимых на расходы в будущих налоговых периодах;
  • формирование сумм создаваемых резервов;
  • суммы задолженности по расчетам с бюджетом по налогам и сборам[8].

При этом, согласно ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы[9].

1.2. Понятие и назначение регистров налогового учета

Регистрами налогового учета являются специальными документами, применяемые только в целях налогообложения. Статья 313 НК РФ содержит положение о возможности использовать в целях налогового учета регистры бухгалтерского учета, дополняя их необходимыми данными организации и формируя тем самым регистры налогового учета[10]. Допускается для целей бухгалтерского и налогообложения, и разработку и ведение самостоятельных регистров налогового учета в соответствии с п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, и ст. 314 НК РФ.


Однако при формировании систем регистров организацией необходимо учитывать влияние особенностей хозяйственной деятельности, отраженных в ее учетной политике. Содержание данных налогового учета являются налоговой тайной и лица, получившие доступ к данной информации, обязаны обеспечивать ее сохранность[11].

Система налогового учета формируется налогоплательщиком самостоятельно с использованием ряда основополагающих принципов:

1. Принцип самостоятельности организации налогового учета определяет право налогоплательщика разработать и вести самостоятельные регистры налогового учета в соответствии с п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н[12], и ст. 314 НК РФ[13], либо воспользоваться формами регистров, предложенными налоговыми органами.

2. Принцип непрерывности ведения налогового учета предполагает отражение в хронологическом порядке объектов учета (доходов, расходов, имущества, обязательств), стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы, в нескольких отчетных периодах или налоговых периодов. Например, амортизируемое имущество учитывается в отношении амортизационных групп, объединяющих имущество с одинаковыми сроками его полезного использования.

3. Принцип равномерности признания доходов и расходов предполагает, что по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход о реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования доходов и расходов по указанным работам (услугам).

4. Принцип последовательности применения норм и правил налогового учета и порядок оценки полученных доходов и расходов для целей налогообложения применяется последовательно от одного налогового периода к другому[14].

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. Изменение в организации налогового учета осуществляется в случае изменения законодательства о налогах и сборах или изменения применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм налогового законодательства[15].


В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Группировка доходов в налоговом учете связана с расчетом налоговой базы и включает следующие группы доходов:

  • выручка от реализации товаров (работ, услуг), а также от реализации имущества, имущественных прав;
  • выручка от реализации не обращающихся ценных бумаг;
  • выручка от реализации обращающихся на фондовом рынке ценных бумаг;
  • выручка от реализации покупных товаров;
  • выручка от реализации основных средств;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств[16].

Исходя из содержания принципа группировки информации, налогоплательщик должен обеспечить ведение доходов от реализации в отношении указанных групп. По внереализационным доходам группы учета определяются требованиями налоговой отчетности. Учет расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли предполагает особый порядок их группировки и классификации.

Все расходы организации изначально подразделяются на: расходы, связанные с производством и реализацией; внереализационные.

Налоговым кодексом расходы подразделяются на следующие элементы: материальные расходы, расходы на оплату труда; амортизации отчисления; прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Необходимо осуществлять раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности, если для данного вида деятельности предусмотрен другой порядок налогообложения либо применяется иная ставка налога и порядок формирования налоговой базы[17].

Налогоплательщики обязаны обеспечить документальное подтверждение данных налогового учета по все доходам и расходам, что предполагает налогоплательщик анализ хозяйственных для правильного определения показателей налоговой декларации[18].

Порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль, предусмотренный НК РФ[19], подразумевает механизм расчета налоговой базы отчетного (налогового) периода, который реализован в декларации. Все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Таким образом, первичные документы служат основанием для ведения бухгалтерского учета.