Файл: Аналитические регистры налогового учета (Теоретические аспекты формирования аналитических регистров в налоговом учете).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования аналитических регистров в налоговом учете
1.1. Базовые категории налогового учета
1.2. Понятие и назначение регистров налогового учета
1.3. Виды регистров налогового учета
Глава 2. Практические аспекты формирования налоговых регистров на примере ООО «ИНА»
2.1. Основные сведения об организации, учетная политика
2.2. Налоговый учет прибыли и формирование налоговых регистров
Историческая ретроспектива формирования национальных учётных систем и стандартов убедительно свидетельствует, что по достижению определённого уровня развития каждое государство сталкивается с конфликтом собственных интересов как субъекта регуляции и контроля национальной экономической системы и собственника предприятия как субъекта экономической деятельности, заинтересованного в максимизации собственной выгоды безотносительно максимизации выгоды общественной. Бурный, но неоднозначный экономический рост в современной России привёл не только к ускорению темпов общественной динамики, но и к экспоненциальному усложнению рыночной системы[20]. Кроме того, тот факт, что отечественная экономика, так или иначе, сформировалась на обломках социалистической экономической системы, определяет наличие болезненных артефактов в самой своей основе, трудных для поиска и локализации.
Подобное положение дел сформировало в России наличие двух законодательно установленных и контролируемых государством систем: учёта деятельности организаций и предприятий, а именно бухгалтерского и налогового учёта. Разделение учёта на несколько видов, таким образом, не только отражает естественное стремление руководства предприятия наиболее удобным образом осуществлять контроль за поступлением и расходованием средств организации с целью достижения цели деятельности организации (которое выражается в бухгалтерском учёте) и такое же естественное стремление государства по контролю правомерности финансовых операций организации и отсутствия сокрытия сведений о фактах хозяйственной деятельности (выражающееся в наличии налогового учёта), но и влечёт дополнительные трудности для организации и учёта фактов хозяйственной деятельности[21]. Фактически осуществляется двойной учёт одних и тех же фактов хозяйственной деятельности, что негативно отражается на мобильности и адаптивности предприятия к внешней среде вообще и на конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на западных рынках и (или) по сравнению с западной продукцией в частности[22].
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учёте»[23] бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций[24]. Система бухгалтерского учёта отражает, главным образом, интересы: собственника (средство отражения состояния предприятия); инвестора (средство определения уровня инвестиционной привлекательности); кредитного института (средство определения кредитоспособности заёмщика) [25].
Согласно ст. 313 главы 25 части второй НК РФ, налоговый учёт – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ[26].
Система налогового учёта, соответственно, отражает интересы государства. Налоговые органы рекомендуют применять для организации налогового учета систему регистров, позволяющую на каждом этапе формирования налоговой базы определять совокупность показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критерии их систематизации, а также на последовательность отражения итоговых результатов в налоговых декларациях[27].
1.3. Виды регистров налогового учета
Рекомендуемые регистры распределены по четырем группам, которые тем или иным способом связаны один с другим, а в некоторых случаях эта связь прослеживается и внутри одной группы. В основу такого распределения положена необходимость получать информацию по объектам налогового учета, единицам налогового учета и показателям налоговой декларации, нарастающим итогом.
1. Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы[28].
2. Регистры учета состояния единицы налогового учета служат источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, данные о которых используются более одного отчетного (налогового) периода.
3. Регистры учета хозяйственных операций - источник систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в периоде текущем или будущих периодах.
4. Регистры отчетных данных обеспечивают информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации.
Обобщающим признаком для всех регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинописных носителях. Аналитические регистры налогового учета являются специальными документами, которые применяются исключительно в целях налогообложения[29]. Общий порядок их создания рассмотрен ст. 314 НК РФ[30]. При разработке аналитических регистров налогового учета можно использовать уже имеющиеся аналитические регистры бухгалтерского учета, дополняя их соответствующими реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета[31].
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений; исправление ошибки в регистре должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
Выводы
Регистрами налогового учета являются специальными документами, применяемые только в целях налогообложения. Статья 313 НК РФ содержит положение о возможности использовать в целях налогового учета регистры бухгалтерского учета, дополняя их необходимыми данными организации и формируя тем самым регистры налогового учета.
Рекомендуемые регистры распределены по четырем группам, которые тем или иным способом связаны один с другим, а в некоторых случаях эта связь прослеживается и внутри одной группы. В основу такого распределения положена необходимость получать информацию по объектам налогового учета, единицам налогового учета и показателям налоговой декларации, нарастающим итогом:
1. Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы.
2. Регистры учета состояния единицы налогового учета служат источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, данные о которых используются более одного отчетного (налогового) периода.
3. Регистры учета хозяйственных операций - источник систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в периоде текущем или будущих периодах.
4. Регистры отчетных данных обеспечивают информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации.
Обобщающим признаком для всех регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности.
Глава 2. Практические аспекты формирования налоговых регистров на примере ООО «ИНА»
2.1. Основные сведения об организации, учетная политика
Общество с ограниченной ответственностью «ИНА» было образовано 14 февраля 2000 г.
Основным видом деятельности ООО «ИНА» является деятельность ресторанов и кафе (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) 55.30). Дополнительными видами деятельности являются прочая оптовая торговля (код по ОКВЭД 51.70) и консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (код по ОКВЭД 74.14).
В связи с тем, что площадь зала обслуживания кафе составляет 160 кв. м, ООО «ИНА» по этому виду деятельности не попадает под специальный режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), поэтому применяется общим режим налогообложения. Кроме того, ООО «ИНА» занимается оптовой торговлей минеральной водой и оказывает маркетинговые услуги. Эти виды деятельности также попадают под общую систему налогообложения. Однако доходы и расходы по разным видам деятельности в ООО «ИНА» учитываются обособлено.
Способы организации и ведения бухгалтерского учета в ООО «ИНА» представлены в его учетной политике, где определены основные моменты деятельности организации.
В ООО «ИНА» используется общая (традиционная) система налогообложения. Бухгалтерский и налоговый учет ведется в бухгалтерии организации. Ответственным за организацию и состояние бухгалтерского и налогового учета является главный бухгалтер организации.
Для ведения бухгалтерского учета используется журнально-ордерная форма с применением средств вычислительной техники. Бухгалтерская информация хранится на машинных и бумажных носителях. Ответственность за обеспечение сохранности бухгалтерской информации от несанкционированного доступа возложена на директора и главного бухгалтера организации.
Касаемо учета прибыли необходимо отметить следующие моменты, содержащиеся в учетной политике для целей бухгалтерского финансового учета:
- При определении доходов и расходов организации используется метод начисления.
- Общехозяйственные расходы и расходы на продажу (коммерческие расходы) ежемесячно списываются на счет 90 «Продажи» в полном размере.
В учетной политике организации для целей налогообложения содержатся следующие моменты, касающиеся учета финансовых результатов:
- При определении доходов и расходов организации используется метод начисления.
- Косвенные расходы включаются в состав расходов ежемесячно в полном объеме.
- Представительские расходы включаются в состав расходов в пределах установленных норм.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения приведена в максимально возможное соответствие. Это сделано для облегчения ведения бухгалтерского и налогового учета, так как чем больше соответствий, тем проще их сопоставлять между собой.
2.2. Налоговый учет прибыли и формирование налоговых регистров
Рассмотрим учет прибыли в налоговом учете ООО «ИНА». Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля и основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных сведениях об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Совокупность действий налогоплательщиков в процессе ведения налогового учета можно представить в виде рис. 1.
Рисунок 1 - Технология операций плательщиков при расчете налога прибыль
ООО «ИНА» является плательщиком налога на прибыль организаций на основании главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций».
Большая часть доходов и расходов ООО «ИНА» участвует в определении налогооблагаемой прибыли. Однако часть доходов и расходов не принимается для определения налогооблагаемой прибыли.
Доходы в виде полученных займов не учитываются при определении налоговой базы. В свою очередь расходы в виде возврата займов также не вычитаются из налогооблагаемой прибыли. Так как займы ООО «ИНА» предоставляет учредитель Азовцева Н. А., эти займы беспроцентные, и, поэтому, отпадает расчет суммы процентов по займу, принимаемых к расходу при определении налоговой базы.
Также в доходы не включается налог на добавленную стоимость.
Одной из статей расходов, большей частью не принимаемой к расходу для налога на прибыль, в ООО «ИНА» являются представительские расходы. В целях налогообложения прибыли они включаются в состав расходов только в размере не более 4% от расходов на оплату труда за отчетный период. Причем в расходы на оплату труда включаются отпускные, компенсации за неиспользованный отпуск, а также пособия по временной нетрудоспособности, начисленные за счет средств работодателя за первые два дня болезни. Для целей бухгалтерского учета представительские расходы включаются полностью в состав расходов за отчетный период. В результате образуется постоянная разница между общей суммой представительских расходов и суммой представительских расходов, принятых для налогообложения прибыли. В бухгалтерском учете постоянное налоговое обязательство отражается на счете 99 «Прибыли и убытки» и уменьшает бухгалтерскую прибыль организации.