ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.08.2020
Просмотров: 327
Скачиваний: 3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «История»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ
по курсу «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
для студентов заочной формы обучения
неисторических специальностей
Составители:
к.и.н., доцент Рогожникова Н.Е.,
к.и.н., доцент Тимохова Е.А.
Тольятти 2006
УДК
ББК 63.3
М
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «Отечественная история» для студентов заочной формы обучения неисторических специальностей / Сост. к.и.н., доцент Н.Е. Рогожникова, к.и.н., доцент Тимохова Е.А. Тольятти. ТГУ. 2006. с.
Методические рекомендации содержат краткую программу теоретического курса с вопросами для самопроверки и списком литературы, планы семинарских занятий, темы контрольных работ и общие методические рекомендации по их выполнению, а также вопросы к экзамену. Рекомендации составлены в соответствии с государственным стандартом по дисциплине «Отечественная история», отражают авторский курс и предназначены для студентов неисторических специальностей заочной формы обучения.
Составители: к.и.н., доцент Н.Е. Рогожникова, к.и.н., доцент Е.А. Тимохова
Утверждено научно – методическим советом университета.
УДК
ББК 63.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение _______________________________________________________ 4
-
Краткая программа теоретического курса с вопросами
для самопроверки и списком литературы ___________________________ 5
-
Планы семинарских занятий ___________________________________ 17
-
Темы контрольных работ и общие
методические рекомендации по их выполнению ____________________ 24
IV. Экзаменационные вопросы ___________________________________ 30
ВВЕДЕНИЕ.
Данные методические рекомендации по курсу «Отечественная история» предназначены для студентов заочной формы обучения по неисторическим специальностям. Курс отечественной истории изучается в течение одного семестра. Учебный план предусматривает 6 часов лекций и 6 часов практических семинарских занятий. По отдельным специальностям предусматриваются контрольные работы. В конце семестра студенты сдают экзамен по курсу отечественной истории.
Методические рекомендации содержат краткую программу теоретического курса с вопросами для самопроверки и списком дополнительной литературы, тематику семинарских занятий с рекомендациями по их подготовке, экзаменационные вопросы, темы контрольных работ и указания по их выполнению.
При выборе учебной литературы необходимо учитывать, что студент может использовать любое учебное пособие по курсу отечественной истории для студентов высших учебных заведений, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее образовательной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания федеральным экспертным советом по учебным изданиям Федерального агентства по образованию. Например: История России с древнейших времен до наших дней. /Под редакцией Орлова А.С. Любое издание.
Дополнительная литература не является обязательной. Она может быть использована при подготовке к семинару и при выполнении контрольной работы. Методические рекомендации к экзаменационным вопросам помогут студентам самостоятельно подготовиться к сдаче экзамена по курсу.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Студент, прослушавший курс, должен иметь:
-
знания основных фактов, дат, событий отечественной истории;
-
научное представление об основных эпохах в истории, их хронологии;
-
цельное представление об историческом пути России в контексте общемирового исторического развития.
Студент должен уметь:
-
выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
-
владеть основами исторического мышления;
-
самостоятельно работать со специальной научной и учебной литературой.
I. КРАТКАЯ ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА
С ВОПРОСАМИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
И СПИСКОМ ЛИТЕРАТУРЫ.
-
Русь феодальная, IX- XVII вв.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Норманнская теория и антинорманизм. Особенности социального строя Древней Руси. Правление Владимира Святого. Принятие христианства. Славянская государственность в XI-XII вв. Правление Ярослава Мудрого. «Русская правда.» Древняя Русь в XII – XIII вв. Русь и Орда: проблема взаимовлияния. Русь и внешний мир. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Правление Ивана III. Укрепление централизованной власти в XVI в. Правление Ивана Грозного. Реформы Избранной Рады. Опричнина. Внешняя политика России в XVI в. Смутное время. Правление Бориса Годунова. Лжедмитрий I. Василий Шуйский. Польская и шведская интервенция. Итоги и последствия Смуты. Избрание династии Романовых.
Вопросы для самопроверки:
-
Из каких элементов складывалась древнерусская народность?
-
Какие факторы сыграли определяющую роль при формировании Древнерусского государства?
-
Какие очаги государственности формируются у славян в 1Х веке?
-
В чем сущность легенды о призвании варягов?
-
Сравните положения норманнской и антинорманнской теорий.
-
С именами каких князей связано собирание русских земель в государство Киевская Русь?
-
Что составляло основу экономики Киевской Руси?
-
Охарактеризуйте политическое устройство Киевской Руси.
-
Что такое даннические отношения? Полюдье? Институт кормления?
-
Каковы причины обращения к христианству?
-
В чем значение христианства?
-
Каковы предпосылки и причины феодальной раздробленности?
-
Почему монголо-татары покорили русские земли?
-
Дайте характеристику основных периодов нашествия монголо-татар на Русь.
-
Какими были результаты нашествия?
-
Какие экономические, политические, социальные и духовные предпосылки привели к образованию Российского централизованного государства?
-
Какие причины привели к возвышению Москвы?
-
Какую роль сыграла церковь в возвышении Московского княжества?
-
Охарактеризуйте основные направления деятельности Ивана Калиты.
-
Каковы исторические заслуги Дмитрия Донского?
-
Какое значение имела Куликовская битва? Почему победа в этом сражении не принесла русским освобождения от монголо-татарского ига?
-
Перечислите результаты деятельности Ивана Ш.
-
Как вы расцениваете факт появления Земских Соборов? Какую роль они сыграли в истории России?
-
Каковы общие результаты реформ Избранной Рады?
-
Что такое опричнина? К каким результатам она привела?
-
Что такое «смута»? Назовите причины смуты. Какие этапы ее развития можно выделить?
-
Что помогло россиянам преодолеть смуту и возродить государственность?
-
Какой путь развития выбрала Россия после смуты и почему?
Дополнительная литература:
-
Горский А.А. Москва и Орда. М. 2000.
-
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков.IX–XII вв. Курс лекций. М. 1999.
-
Иловайский Д. Начало Руси. М.2003.
-
Казаков Р.Б. Судебник 1497 г. // Вопросы истории. 2000. №3.
-
Кобрин В.Б. Иван Грозный, Избранная Рада или опричнина. // История Отечества: люди, идеи, решения. М.1991.
-
Морозова Л.Е. Борис Федорович Годунов. // Вопросы истории. 1998. №1.
-
Морозова Л.Е. Василий Иванович Шуйский. // Вопросы истории. 2000. №10.
-
Морозова Л.Е. Смутное время в России. М.1990.
-
Морозова Л.Е. Федор Иванович // Вопросы истории. 1997. №2.
-
Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве. XYI-XYII вв. М.1995.
-
Рапов О.М. Русская церковь в IХ–первой половине ХII веков. Принятие христианства. М.1988.
-
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХП-ХШ вв. М.1993.
-
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М. 1994.
-
Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 томах. Смоленск. 1996.
-
Скрынников Ф.Г. Русь IХ-ХYII вв. СПб. 1999.
-
Филюшкин А.И. Термины «царь» и «царство» на Руси. // Вопросы истории. 1997. №8.
-
Фроянов И.Я. Древняя Русь: опыт исследования истории социальной и политической борьбы. СПб.1997.
-
Фроянов И.Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории. М.1989.
-
Шишов А. От царства к империи. 1462 – 1725. М.1998.
-
Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и создание русского государства. М.2000.
-
Юрганов А.Л. История России XYI-XYIII вв. М.1994.
2. Россия в XVII – XVIII вв.
Россия в начале XVII в. Восстановление страны после Смуты. Правление Михаила Романова. Правление Алексея Михайловича. Соборное Уложение 1649 г. Реформы Никона. Раскол русской церкви. Народные движения. Восстание под предводительством С.Т. Разина. Внешняя политика России в XVII веке. Воссоединение Украины с Россией. Переход России к абсолютной монархии. Воцарение Петра I. Реформы Петра I: особенности модернизации России. Проблемы модернизации и традиционализма. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Эпоха дворцовых переворотов. Екатерина II. Просвещенный абсолютизм в России. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Правление Павла I.
Вопросы для самопроверки:
-
На какой базе шло восстановление страны после смуты? Каковы основные социальные тенденции развития страны?
-
Какие новые моменты в социально-экономическом развитии страны появились после смуты? С чем они были связаны?
-
Что свидетельствует о формировании абсолютизма в России в ХУП веке? Чем этот процесс отличался от аналогичного процесса в Западной Европе?
-
Дайте характеристику причин принятия и основных положений Соборного Уложения 1649 г.
-
Почему ХУП век называют «бунташным»? Каковы причины активного социального протеста? Перечислите основные массовые социальные движения ХУП в.
-
В чем причины проведения церковной реформы? Дайте характеристику основных направлений реформы. Почему она привела к расколу общества?
-
Как складывались отношения между церковной и светской властью после реформ?
-
По каким направлениям развивалась внешняя политика в ХУП веке?
-
Каковы предпосылки петровских реформ?
-
Охарактеризуйте основные направления реформ государственного аппарата.
-
Каковы причины военной реформы, в чем ее смысл? К какому результату она привела?
-
Как складывались отношения с церковью? Почему Петр1 пошел фактически на ликвидацию патриаршества?
-
Охарактеризуйте основные направления экономической политики Петра. К каким противоречивым результатам она привела?
-
Как изменилось положение крестьянства?
-
Как изменилось положение дворянства?
-
Какие изменения произошли во внешней политике Петра 1? В чем проявились имперские амбиции России?
-
К каким результатам привели реформы?
-
Что такое дворцовые перевороты и почему они сыграли большую роль в истории России ХУШ в.?
-
Какие направления можно выделить в социально-экономической политике России в период с 1725 по 1762 гг.?
-
Что такое просвещенный абсолютизм? Как оценивают эту политику историки?
-
Дайте характеристику реформ Екатерины П: в сфере государственного управления, в социальной сфере, в экономической сфере и в области образования.
-
Какие мероприятия были проведены Павлом 1?