ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.08.2020
Просмотров: 172
Скачиваний: 3
Тематическое планирование дисциплины
. Тематическое планирование дисциплины
№ |
Наименование разделов, тем. |
Количество часов |
Всего часов по дисциплине |
Формы текущего контроля |
||||
Лекции
|
Семинарские занятия |
Лабора торные занятия |
Сам.раб. студент. |
|||||
1 |
Предмет методы, задачи КСЕ, общие представления об естествознанииМетодология и методы научного познания, естественнонаучная и гуманитарные культуры, панорама и тенденции развития современного естествознания. |
4 |
2 |
|
6 |
12 |
Опрос на сем, пров. раб, сообщ |
|
2 |
Физические концепции мира Структурные уровни организации материи, корпускулярная и континуальная концепции описания природы, фундаментальные взаимодействия, пространство, время, принципы относительности, принципы симметрии и законы сохранения, положения и принципы квантовой механики, динамические и статистические принципы природы, принцип соответствия, физика Вселенной |
4 |
2 |
|
6 |
12 |
Опрос на сем, пров. раб, сообщ |
|
3 |
. Концепции химии и геологии Уровни химического знания, этапы развития, теории, химические системы и процессы, принципы возрастания энтропии, факторы и реакционная способность вещества, строение Земли, концепции развития геосферных оболочек, экологические функции литосферы.
|
4 |
2 |
|
6 |
12 |
Опрос на сем, пров. раб, сообщ |
|
4 |
Биологический уровень организации материи Иерархия структурных уровней живой материи, теории эволюции органического мира, происхождение и сущность жизни, информационные макромолекулы наследственности, принципы воспроизводства живых систем (молекулярные основы), основные понятия генетики. |
2 |
2 |
|
4 |
8 |
Опрос на сем, пров. раб, сообщ |
|
5 |
Человек и природа .Человек-физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность, концепции биосферы, концепции экологии, концепции ноосферы |
2 |
|
|
2 |
4 |
Опрос на сем, пров. раб, сообщ |
|
|
ИТОГО: |
16 |
8 |
|
24 |
48 |
|
4.2. Практические (семинарские ) занятия
-
Тематика семинаров и основные вопросы к ним
Семинар №1
Концепции современного естествознания – учебная дисциплина вуза Наука- процесс познания, методы, логика и закономерности развития науки
Вопросы к семинару:
-
Предмет, цели и задачи, содержание курса «Концепции современного естествознания (КСЕ)»
-
Дать понятие методологии КСЕ. Привести пример научного знания: заявить парадигму, показать синергетику информации по заявленной парадигме и эволюцию.
-
Характеристика равновесных и неравновесных систем.
4.Процесс научного познания
5. Методы научного познания:
Всеобщие: метафизические, диалектические,
Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение,
Теоретического познания: формализации, аксиоматизации, гипотетико-дедуктивный,
Общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование, аналогия, моделирование.
Привести примеры.
6.Формы научного знания
7.Модели развития науки:
I-парадигмальная (т.Кун ХХ век),
II- научно-исследовательские программы (И.Лакатос, ХХвек
8. Системно-структурный подход (по Симонову Д.А.):
Основные понятия: система, элемент, подсистема, надсистема, связь, структура (иерархия), субстрат;
Информационный подход: проблема, развитие, информация;
Законы существования системы: закон максимальной пространственной экспансии, усложнения, деградации; онтогенез системы.
Литература
-
Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
-
Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998
-
Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000
-
Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
-
Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с
-
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
Семинар №2
Материя как физическая реальность. Симметрия, асимметрия
-
Структура материи:
виды – вещество и поле;
способ существования материи - движение и развитие;
формы существования материи – пространство и время.
-
.Уметь объяснить принципы: дальнодействия, близкодействия, соответствия, неопределенности Гейзенберга, дополнительности., симметрии и асимметрии, роль в научном познании
-
.Основные модели Вселенной: «Постоянного состояния» и «Горячей Вселенной», «Большого взрыва»
-
.Онтогенез звезд, виды звезд. Солнце и солнечная система, гипотезы образования, особенности организации.
-
Строение Земли. Ядро, мантия, астено-, литосфера и связи между ними
-
Определение макромира, его формы: неорганическая, органическая, социальная
-
Структурные уровни вещества в микромире: элементарные частицы (кварки) – нуклоны – ядра – атомы – молекулы. Свойства элементарных частиц.«Поле», виды взаимодействия в микромире.
-
Неорганическая форма макромира.Литосфера, ее экологические функции: ресурсная, геодинамическая, физическая и химическая.
Литература
-
Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
-
Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998
-
Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000
-
Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
-
Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с
-
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
-
Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с
Семинар №3
Химическая лаборатория природы
Вопросы:
-
Химическая картина мира. Характеристика основных концептуальных систем химического знания:
а) структура вещества (химический элемент, химическое соединение, производство новых материалов),
б) структура химии (атомы, молекулы, органические вещества, проблемы твердого тела),
в) ученье о химическом процессе (условия протекания химических реакций, катализ, биокатализ),
г) эволюция в химии (отбор химических элементов в процессе самоорганизяции).
-
Закон постоянства состава, закон сохранения массы и энергии, законы химической кинетики, катализ.
3.Решение задач.
4.Структура атома, молекулы
Литература
-
Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
-
Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998
-
Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000
-
Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
-
Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с
-
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
-
Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с
Семинар №4
Биосферный уровень организации материи.
Вопросы:
-
Понятие биосфера, ее границы и состав
-
Концепции В.И.Вернадского о биосфере .
-
Биосфера - единый монолит живого вещества, организованность которого определяется преобладанием космической энергии.
-
Функции биосферы:
а) газовая,
б) концентрационная,
в) окислительно-восстановительная,
г) биохимическая.
-
Система: природа — биосфера — человек, ее противоречия
-
Гелиобиология. Космические циклы. Работы А.Л.Чижевского.
-
Предмет и объект экологии. Экосистема.
-
Цели и задачи – наблюдение – обобщение - предсказание - программирование -информирование.
-
Аутэкология. Законы существования вида
-
. Синэкология. Принципы существования сообществ
-
. Динамика популяций.
-
Экология человека.
-
Современные экологические проблемы
Литература
-
Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
-
Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998
-
Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000
-
Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
-
Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. - СПб.: Питер,2008 -335с
-
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с
Задания (темы) для самостоятельной работы
. Курсовые работы -нет
Есть контрольные работы
Контрольная работа состоит из 5-ти заданий и 10-ти вариантов.
Вариант выбирается по последней цифре номера зачетки.
ВАРИАНТ 1
-
ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУКИ.
-
ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания АНТРОПОЛОГИЯ с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания
-
ЗАДАНИЕ. Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику ВСЕЛЕННОЙ
-
ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
-
ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть ОНТОГЕНЕЗ ЧЕЛОВЕКА
ВАРИАНТ 2
1. ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ
2. ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания БИОСФЕРА, НООСФЕРА с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.
3.ЗАДАНИЕ. Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику ГАЛАКТИК
4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере ФУНДАМЕТРАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
ВАРИАНТ 3
-
ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
-
ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания БИОЛОГИЯ с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.
3.ЗАДАНИЕ Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.
4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере СИММЕТРИИ И АСИММЕТРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКЕ
5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть СТРУКТУРУЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ
ВАРИАНТ 4
-
ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
-
ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания ХИМИЯ с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.
3.ЗАДАНИЕ Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ.
4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ТЕРМОДИНАМИКИ
5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
ВАРИАНТ 5
-
ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере КРИТЕРИЕВ И НОРМ НАУЧНОСТИ
-
ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания МАТЕМАТИКА с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.
3.ЗАДАНИЕ Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику МОЛЕКУЛ.
4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере ПРИНЦИПОВ СООТВЕТСТВИЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ, СТАРЕНИЕ.
ВАРИАНТ 6
-
ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ НАУКИ
-
ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания ФИЗИКА с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.
3.ЗАДАНИЕ. Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику МАКРОСИСТЕМ.
4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере ТЕОРИИ СИНЕРТЕТИКИ
5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть БИОЭТИКУ
ВАРИАНТ 7
-
ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере МЕТОДОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
-
ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания АСТРОНОМИЯ с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.
3.ЗАДАНИЕ. Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику АТОМА
4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере ПОЛОЖЕНИЙ СИНТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ, МАКРО- И МИКРОЭВОЛЮЦИИ
5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть ГЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ВАРИАНТ 8
-
ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере МЕТОДОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
-
ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания СОЦИОЛОГИЯ с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.