Файл: Дидакт матер студ ОЗО СР М, ГУ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.08.2020

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тематическое планирование дисциплины

. Тематическое планирование дисциплины


Наименование разделов, тем.



Количество часов

Всего часов по дисциплине

Формы текущего контроля


Лекции

Семинарские занятия

Лабора

торные

занятия

Сам.раб.

студент.


1

Предмет методы, задачи КСЕ, общие представления об естествознании

Методология и методы научного познания, естественнонаучная и гуманитарные культуры, панорама и тенденции развития современного естествознания.


4


2



6


12

Опрос на сем, пров. раб,

сообщ

2

Физические концепции мира

Структурные уровни организации материи, корпускулярная и континуальная концепции описания природы, фундаментальные взаимодействия,

пространство, время, принципы относительности, принципы симметрии и законы сохранения, положения и принципы квантовой механики, динамические и статистические принципы природы, принцип соответствия, физика Вселенной


4


2



6


12

Опрос на сем, пров. раб,

сообщ

3

. Концепции химии и геологии

Уровни химического знания, этапы развития, теории, химические системы и процессы, принципы возрастания энтропии, факторы и реакционная способность вещества, строение Земли, концепции развития геосферных оболочек, экологические функции литосферы.



4


2



6


12

Опрос на сем, пров. раб,

сообщ

4

Биологический уровень организации материи

Иерархия структурных уровней живой материи, теории эволюции органического мира, происхождение и сущность жизни, информационные макромолекулы наследственности, принципы воспроизводства живых систем (молекулярные основы), основные понятия генетики.


2


2



4


8

Опрос на сем, пров. раб,

сообщ

5

Человек и природа

.Человек-физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность, концепции биосферы, концепции экологии, концепции ноосферы


2





2


4

Опрос на сем, пров. раб,

сообщ


ИТОГО:

16

8


24

48



4.2. Практические (семинарские ) занятия


      1. Тематика семинаров и основные вопросы к ним


Семинар №1

Концепции современного естествознания – учебная дисциплина вуза Наука- процесс познания, методы, логика и закономерности развития науки



Вопросы к семинару:

  1. Предмет, цели и задачи, содержание курса «Концепции современного естествознания (КСЕ)»

  2. Дать понятие методологии КСЕ. Привести пример научного знания: заявить парадигму, показать синергетику информации по заявленной парадигме и эволюцию.

  3. Характеристика равновесных и неравновесных систем.


4.Процесс научного познания

5. Методы научного познания:

Всеобщие: метафизические, диалектические,

Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение,

Теоретического познания: формализации, аксиоматизации, гипотетико-дедуктивный,

Общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование, аналогия, моделирование.

Привести примеры.

6.Формы научного знания

7.Модели развития науки:

I-парадигмальная (т.Кун ХХ век),

II- научно-исследовательские программы (И.Лакатос, ХХвек

8. Системно-структурный подход (по Симонову Д.А.):

Основные понятия: система, элемент, подсистема, надсистема, связь, структура (иерархия), субстрат;

Информационный подход: проблема, развитие, информация;

Законы существования системы: закон максимальной пространственной экспансии, усложнения, деградации; онтогенез системы.



Литература

  1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

  2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998

  3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000

  4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

  5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с

  6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999


Семинар №2

Материя как физическая реальность. Симметрия, асимметрия


  1. Структура материи:

виды – вещество и поле;

способ существования материи - движение и развитие;

формы существования материи – пространство и время.

  1. .Уметь объяснить принципы: дальнодействия, близкодействия, соответствия, неопределенности Гейзенберга, дополнительности., симметрии и асимметрии, роль в научном познании

  2. .Основные модели Вселенной: «Постоянного состояния» и «Горячей Вселенной», «Большого взрыва»

  3. .Онтогенез звезд, виды звезд. Солнце и солнечная система, гипотезы образования, особенности организации.

  4. Строение Земли. Ядро, мантия, астено-, литосфера и связи между ними

  5. Определение макромира, его формы: неорганическая, органическая, социальная

  1. Структурные уровни вещества в микромире: элементарные частицы (кварки) – нуклоны – ядра – атомы – молекулы. Свойства элементарных частиц.«Поле», виды взаимодействия в микромире.

  2. Неорганическая форма макромира.Литосфера, ее экологические функции: ресурсная, геодинамическая, физическая и химическая.

Литература

    1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

    2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998

    3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000

    4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

    5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с

    6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999

    7. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с





Семинар №3

Химическая лаборатория природы

Вопросы:

  1. Химическая картина мира. Характеристика основных концептуальных систем химического знания:

а) структура вещества (химический элемент, химическое соединение, производство новых материалов),

б) структура химии (атомы, молекулы, органические вещества, проблемы твердого тела),

в) ученье о химическом процессе (условия протекания химических реакций, катализ, биокатализ),

г) эволюция в химии (отбор химических элементов в процессе самоорганизяции).

  1. Закон постоянства состава, закон сохранения массы и энергии, законы химической кинетики, катализ.

3.Решение задач.

4.Структура атома, молекулы

Литература

  1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

  2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998

  3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000

  4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

  5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с

  6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999

  7. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с





Семинар №4

Биосферный уровень организации материи.


Вопросы:

  1. Понятие биосфера, ее границы и состав

  2. Концепции В.И.Вернадского о биосфере .

  3. Биосфера - единый монолит живого вещества, организованность которого определяется преобладанием космической энергии.

  4. Функции биосферы:

а) газовая,

б) концентрационная,

в) окислительно-восстановительная,

г) биохимическая.

  1. Система: природа — биосфера — человек, ее противоречия

  2. Гелиобиология. Космические циклы. Работы А.Л.Чижевского.

  3. Предмет и объект экологии. Экосистема.

  4. Цели и задачинаблюдение – обобщение - предсказание - программирование -информирование.

  5. Аутэкология. Законы существования вида

  6. . Синэкология. Принципы существования сообществ

  7. . Динамика популяций.

  8. Экология человека.

  9. Современные экологические проблемы



Литература

  1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

  2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998

  3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000

  4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

  5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. - СПб.: Питер,2008 -335с

  6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999

Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с



Задания (темы) для самостоятельной работы


. Курсовые работы -нет

Есть контрольные работы

Контрольная работа состоит из 5-ти заданий и 10-ти вариантов.

Вариант выбирается по последней цифре номера зачетки.


ВАРИАНТ 1

  1. ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУКИ.

  2. ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания АНТРОПОЛОГИЯ с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания

  3. ЗАДАНИЕ. Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику ВСЕЛЕННОЙ

  4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

  5. ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть ОНТОГЕНЕЗ ЧЕЛОВЕКА



ВАРИАНТ 2

1. ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

2. ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания БИОСФЕРА, НООСФЕРА с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.

3.ЗАДАНИЕ. Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику ГАЛАКТИК

4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере ФУНДАМЕТРАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА


ВАРИАНТ 3

  1. ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  2. ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания БИОЛОГИЯ с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.

3.ЗАДАНИЕ Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.

4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере СИММЕТРИИ И АСИММЕТРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКЕ

5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть СТРУКТУРУЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ


ВАРИАНТ 4

  1. ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  2. ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания ХИМИЯ с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.


3.ЗАДАНИЕ Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ.

4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ТЕРМОДИНАМИКИ

5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА


ВАРИАНТ 5

  1. ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере КРИТЕРИЕВ И НОРМ НАУЧНОСТИ

  2. ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания МАТЕМАТИКА с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.

3.ЗАДАНИЕ Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику МОЛЕКУЛ.

4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере ПРИНЦИПОВ СООТВЕТСТВИЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ, СТАРЕНИЕ.


ВАРИАНТ 6

  1. ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ НАУКИ

  2. ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания ФИЗИКА с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.

3.ЗАДАНИЕ. Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику МАКРОСИСТЕМ.

4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере ТЕОРИИ СИНЕРТЕТИКИ

5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть БИОЭТИКУ


ВАРИАНТ 7

  1. ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере МЕТОДОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

  2. ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания АСТРОНОМИЯ с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.

3.ЗАДАНИЕ. Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику АТОМА

4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере ПОЛОЖЕНИЙ СИНТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ, МАКРО- И МИКРОЭВОЛЮЦИИ

5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть ГЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ


ВАРИАНТ 8

  1. ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере МЕТОДОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

  2. ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания СОЦИОЛОГИЯ с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.