Файл: Дидакт матер студ ОЗО СР М, ГУ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.08.2020

Просмотров: 173

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.ЗАДАНИЕ. Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику МЕГАМИРА

4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ЭКОЛОГИИ

5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть ГИГИЕНУ ПИТАНИЯ


ВАРИАНТ 9

  1. ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

  2. ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания ПСИХОЛОГИЯ с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.

3.ЗАДАНИЕ. Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику ЗВЕЗДНЫХ СИСТЕМ.

4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере УЧЕНИЯ О ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ СОЗНАТЕЛЬНЫМ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА


ВАРИАНТ 10

  1. ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере МОДЕЛИРОВАНИЯ В НАУКЕ

  2. ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания ГЕНЕТИКА с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.

3.ЗАДАНИЕ. Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику ВЕЩЕСТВА

4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере ПОЛОЖЕНИЙ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ

5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть АДАПТАЦИЮ, ЕЕ ФОРМЫ И ЗНАЧЕНИЕ.



Рекомендуемая ЛИТЕРАТУРА


Основная:

Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

  1. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. – М.: ВШ, 1998

  1. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова.- М.: ЮНИТИ, 2000

  1. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

  2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. - М.: Чардарики,2002

  3. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999


Дополнительная:

1.Аженов Г.П. О причине времени // Вопросы философии. 1996. № 1.Андреев Э.П. Пространство микромира. - М.: Наука, 1969

2. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в новое время. - М., 1988.

3. Ахундов Н.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. — М.: Наука, 1982

4. Бруно Дж. О бесконечности Вселенной и.- М.: ОГИЗ, 1936

5. Бургин Н.В., Кузнецов В.И. Аксиологические аспекты научных теорий. - Киев, 1991.


6. Васильев М., и др. Сила, что движет мирами. - М.: Атомиздат, 1978

7. Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождениеВселенной. — М.: Наука, 1981.

8. Вайскопф В. Наука и удивительное. -М.: Наука, 1965.

9. Гарднер М. Теория относительности для миллионов. - М.: Атомиздат, 1967

10. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. - М., 1989.

11. Гернек Ф. Пионеры атомного века. - М: Прогресс, 1974.

12. Григорьев А.А. Наука в контексте культуры. -М., 1981.

13. Данин Д.С. Вероятностный мир. - М.: Знание, 1981.

14. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала 19 века до середины 20 века. -М: Наука, 1979.

15. Дэвис П. Случайная Вселенная. -М.: Мир, 1985

16. Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. -М.: Наука, 1984

17. Жаров А.М. Об эмпирическом и теоретическом обосновании одномерности Философия естествознания. - М.: Политиздат, 1966

18. Зигель Ю.Ф. Астрономия в развитии. - М.: Просвещение, 1988.

19. Ильин В.В. Критерии научности знаний. - М., 1989.

20. Капра Ф. Дао физики. - СПб.: Орис, 1994.

21. Кассирэр Э. Естественно - научные понятия и понятия культуры // Вопросы философии. -1995. -№ 8.

22. Кемпфер Ф. Путь в современную физику. - М.: Мир, 1972.

23. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. — М: Наука, 1986.
24.
Князева Е.Н., Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М.: Наука, 1994.

25. Колтун М.М. Земля. - М.: Мирос, 1994

26. Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. - 1993. - № 2.

27. Кузнецов В.И. Эволюция представлений об основных законах жизни. - М.: наука. 1967

28. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. - М.: Высшая школа. 1989

29. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. - М.: Агар, 1996.

30. Кузнецов В.И., Чутина В.Н. Естествознание. - М.: Агар, 1996

31. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Ответы на вопросы. - М.: I Федеративная книготорговая компания, 1997

32. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1975.

33. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. - М.: Просвещение, 1974

34. Кухлинг X. Справочник по физике. - М: Мир, 1985

35. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии.-1995.-№4

36. Левитан Е.П. Эволюционирующая Вселенная. - М: Просвещения, 1993

37. Льоцци М. История физики. - М.: Мир. 1972

38. Мэрион Дж. Б. Физика и физический мир. - М.: Мир, 1975

39. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. - М.: Наука. 1983

40. Пригожий П., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М.: 1994

41. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983. Паункаре А. О науке. -М., 1983

42. Пригожий И. От существующего к возникающему. — М.: Мир, 1985

43. Планк М. Единство физической картины мира. - М.: Наука, 1966

44. Райхенбах Г. Философия пространства и времени. — М.: Наука, 1985

45. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. - М., 1995.

46. Спасский Б.И. Физика для философов. - М.: МГУ, 1989.

47. Спома Д. Физические принципы общей теории относительности. -М.: Мир, 1971

48. Сноу Ч. Две культуры. - М., 1973

49. Современная философия науки. М.: Логос, 1996.


50. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М.: Высшая школа, 1992.

51. Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания.Учебник для вузов. -М.: Агар, 2000

52. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. - М.:Наука, 1992.

53. Ханен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980.

54. Шиманович И.Е., Павлович М.Л., Тикавый В.Ф., Малашко П.М. Общая химия в формулах, определениях, схемах. -Минск: Университетское, 1996

55. Шкловский И.С. Звёзды, их рождение, жизнь и смерть. - М.: наука. 1977 Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. — .: Наука. 1980




Раздел 3.

Материалы для текущего и промежуточного контроля.


Примерные задания проверочных работ


Это тестовые задания и письменные работы по вопросам семинара.


Тест 1 .

  1. Выберите все возможные положения, которые образуют структуру естественно - научной культуры: ___________________________________

а) совокупный исторический объем знаний о природе и обществе;

б) совокупный исторический объем знаний философии, религоведения, этики;

в) объем знаний о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению;

г) системообразующие ценности знаний о свободе, добре, идеалах красоты и др..

2. Продолжите. Методы эмпирического познания – это…____________



3. Выберите правильный ответ.

Детализация научных проблем изучения действительности это …_________

а) интеграция б) дифференциация

4. Выберите из перечисленных понятий основные виды материи ________

а) вещество б) объективность в) поле г) время

5. Выберите правильный ответ

Пространство и время это …____________________

а) самостоятельные субстанции;

б) форма существования единственной субстанции – материи.

6. Из предложенных видов взаимодействий укажите основное в образовании ядер и молекул ______________

а) сильное; б) электромагнитное; в) слабое; г) гравитационное.

7. Из перечисленных систем укажите равновесную систему, это…________

а) одноклеточный организм; б) раствор аммиака; в) алмаз

8. Выберите один правильный ответ.

Язык химии это…________________.

а) химический элемент; б) форма мышления;

в) химический закон; г) молекула.

9. Заполните пропуски, используя предложенные варианты.

Структурные уровни организации материи.

Молекулярно-генетический - клеточный - ____________________ - популяционно-видовой - _____________________

а) экосистемный; б) популяционный; в) организменный; г) биосферный.

10. Возникновение жизни по теории креационизма означает, что жизнь…___________

а) существовала всегда;

б) возникала неоднократно из неживого вещества;

в) занесена из космоса;

г) создана сверхестественным существом в определенное время;

д) появилась в результате биохимических процессов.

11. Выберите правильный ответ.

Дальнодействие это….._______________

а) представление, согласно которому действие тел друг на друга передается мгновенно через пустоту на любое расстояние без каких-либо посредствующих звеньев;


б) передача взаимодействия от тела к телу, от точки к точке с конечной скоростью, не превышающей скорость света в вакууме.

12. Дайте определение термина «Концепции» - это


13. Выберите все варианты правильных, на ваш взгляд, ответов на вопрос.

В чем состоит основное противоречие феноменов здоровья и болезни? _____________

а) могут существовать в одном индивидууме;

б) сам организм (например, нервная система) может быть организатором патологических процессов;

в) организация патологического процесса – это адаптация в экстремальных условиях среды

14. Укажите правильный вариант

Сознание это…._________________.

а) способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить полученную информации.

б) исторически сложившаяся форма общения

в) высшая форма отражения человеком окружающего мира – знание, которое может быть передано другим людям в форме слов, символов и др.

15. Известно, что детерминация – это причинная обусловленность явления или процесса.

Отметьте детерминанты сознания человека ________________

а) природа и общество

б) атмосфера

в) мутации.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Вопросы к зачету


        1. Цель и задачи К.С.Е.. Понятие планетарного социума

        2. Структура культуры: естественно - научная и гуманитарная культура, их сходство и различие. Наука, ее признаки и место в культуре.

        3. Методы получения знаний (всеобщие, общенаучные, эмпирические, теоретические) и методология их изложения в учебной дисциплине К.С.Е.

        4. Модели развития науки, классификация, характеристика на примере современного научного знания.

        5. Системно-структурный и информационный подход к изложению материала и решению проблем.

        6. Процесс научного познания. Абсолютная и относительная истина, определение, примеры.

        7. Общая характеристика естествознания: цель, задачи, предмет, систематика, тенденции развития.

        8. Формы научного знания: научный факт, гипотеза, закономерность, закон, теория, концепция, научная картина мира. Определение, примеры.

        9. Эволюция звезд. Гипотезы эволюции Солнца и его системы.

        10. Планета Земля. Строение, характеристика сфер, направление их развития.

        11. Геологическая шкала времени. Концепция нептунизма, катастрофизма, мобилизма, современного глобального эволюционизма.

        12. Физическая картина мира: виды материи и ее свойства, способ и формы существования материи в механистической, электромагнитной, квантово-полевой и современной картине мира.

        13. Дать определение и привести примеры принципов: дальнодействия, близкодействия, соответствия, неопределенности, дополнительности, симметрии и асимметрии.

        14. Привести иерархию в микро-, макро-, и мегамире. Дать характеристику уровней иерархии.

        15. Физическое взаимодействие: общая характеристика, виды.

        16. Реляционная концепция пространства и времени. Основные положения специальной и общей теории относительности.

        17. Биологический, социальный и психологический пространственно – временной континуум.

        18. Концепции химии, эволюция предмета химического знания : состав вещества, структурная химия, химический процесс и эволюционная химия. Энергия химических процессов, закон сохранения массы, закон сохранения энергии. Катализ. Энтальпия, энтропия, определение, примеры. Современная химия, приоритетные направления. Химические предприятия в Архангельской области.

        19. Основные периоды в развитии математики: зарождения, постоянных величин, переменных величин, переменных отношений. Роль математического языка в науке.

        20. Синергетика как наука, ее предмет и методы познания, связь с самоорганизацией каких-либо систем.

        21. Современные гипотезы происхождения жизни. Открытые и закрытые системы. Флуктуация, бифуркация, диссипация, устойчивое состояние, энтропия, их роль в организации и развитии организма человека.

        22. Биологическое сходство и различие человека и высших животных. Биогенетический закон Геккеля. Этапы биологической эволюции.

        23. Микроэволюция, макроэволюция, синтетическая теория эволюции, основные положения. Антидарвинизм. Структурные уровни организации живой материи, их характеристика.

        24. Учение о биосфере. Структура, функции. Ноогенез. Географическая среда. Человек и космос. Концепция А.Л.Чижевского. Цикличность в жизни и эволюции человека.

        25. Экология, структура, цели, задачи. Экологическая ниша, экологическое равновесие. Аутэкология, синэкология, динамика популяций, экология человека. Экология 21-го века. Закономерности развития экологических систем. Современные экологические проблемы.

        26. Человек. Основные концепции строения и функции систем человека: нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, иммунной, эндокринной. Основные концепции современной физиологии.

        27. Определение здоровья, нормы реакции, болезни. Тенденции наследственности, причины. Работоспособность, здоровье и старение россиян, северян.

        28. Биоэтика, определение, причины возникновения, цели и задачи. Евгеника.

        29. Генетика как наука, ее предмет и основные проблемы. Ген, структура и роль в воспроизводстве и развитии живых организмов.

        30. Бессознательное и сознательное в человеке по З.Фрейду и Э.Фромму. Человек: индивид и личность. Иерархия потребностей человека по А.Маслоу. Иерархия в сообществах высших животных по Дж. Гуддолу.

        31. Теория эмоций.