ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.08.2020
Просмотров: 173
Скачиваний: 3
3.ЗАДАНИЕ. Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику МЕГАМИРА
4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ЭКОЛОГИИ
5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть ГИГИЕНУ ПИТАНИЯ
ВАРИАНТ 9
-
ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
-
ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания ПСИХОЛОГИЯ с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.
3.ЗАДАНИЕ. Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику ЗВЕЗДНЫХ СИСТЕМ.
4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере УЧЕНИЯ О ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ СОЗНАТЕЛЬНЫМ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
ВАРИАНТ 10
-
ЗАДАНИЕ. Показать, что наука- это форма духовного освоения действительности на примере МОДЕЛИРОВАНИЯ В НАУКЕ
-
ЗАДАНИЕ. Рассмотреть направление естествознания ГЕНЕТИКА с позиции методолгии К.С.Е. – эволюционно синергической парадигмы, т.е. обозначить предмет, показать его эволюцию и синергетику научной информации в данном направлении естествознания.
3.ЗАДАНИЕ. Используя системно-структурный подход (Д.А. Симонов КСЕ в вопросах и ответах М, 2005) дать характеристику ВЕЩЕСТВА
4. ЗАДАНИЕ. Привести основные положения фундаментальных теорий или рассмотреть принципы в современной науке на примере ПОЛОЖЕНИЙ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ
5.ЗАДАНИЕ. В разделе Антропосоциогенез раскрыть АДАПТАЦИЮ, ЕЕ ФОРМЫ И ЗНАЧЕНИЕ.
Рекомендуемая ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
-
Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. – М.: ВШ, 1998
-
Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова.- М.: ЮНИТИ, 2000
-
Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
-
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. - М.: Чардарики,2002
-
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
Дополнительная:
1.Аженов Г.П. О причине времени // Вопросы философии. 1996. № 1.Андреев Э.П. Пространство микромира. - М.: Наука, 1969
2. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в новое время. - М., 1988.
3. Ахундов Н.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. — М.: Наука, 1982
4. Бруно Дж. О бесконечности Вселенной и.- М.: ОГИЗ, 1936
5. Бургин Н.В., Кузнецов В.И. Аксиологические аспекты научных теорий. - Киев, 1991.
6. Васильев М., и др. Сила, что движет мирами. - М.: Атомиздат, 1978
7. Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождениеВселенной. — М.: Наука, 1981.
8. Вайскопф В. Наука и удивительное. -М.: Наука, 1965.
9. Гарднер М. Теория относительности для миллионов. - М.: Атомиздат, 1967
10. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. - М., 1989.
11. Гернек Ф. Пионеры атомного века. - М: Прогресс, 1974.
12. Григорьев А.А. Наука в контексте культуры. -М., 1981.
13. Данин Д.С. Вероятностный мир. - М.: Знание, 1981.
14. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала 19 века до середины 20 века. -М: Наука, 1979.
15. Дэвис П. Случайная Вселенная. -М.: Мир, 1985
16. Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. -М.: Наука, 1984
17. Жаров А.М. Об эмпирическом и теоретическом обосновании одномерности Философия естествознания. - М.: Политиздат, 1966
18. Зигель Ю.Ф. Астрономия в развитии. - М.: Просвещение, 1988.
19. Ильин В.В. Критерии научности знаний. - М., 1989.
20. Капра Ф. Дао физики. - СПб.: Орис, 1994.
21. Кассирэр Э. Естественно - научные понятия и понятия культуры // Вопросы философии. -1995. -№ 8.
22. Кемпфер Ф. Путь в современную физику. - М.: Мир, 1972.
23.
Кириллин В.А. Страницы истории науки и
техники. — М: Наука, 1986.
24. Князева
Е.Н., Курдюмов СП. Законы эволюции и
самоорганизации сложных систем.
- М.: Наука, 1994.
25. Колтун М.М. Земля. - М.: Мирос, 1994
26. Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. - 1993. - № 2.
27. Кузнецов В.И. Эволюция представлений об основных законах жизни. - М.: наука. 1967
28. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. - М.: Высшая школа. 1989
29. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. - М.: Агар, 1996.
30. Кузнецов В.И., Чутина В.Н. Естествознание. - М.: Агар, 1996
31. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Ответы на вопросы. - М.: I Федеративная книготорговая компания, 1997
32. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1975.
33. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. - М.: Просвещение, 1974
34. Кухлинг X. Справочник по физике. - М: Мир, 1985
35. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии.-1995.-№4
36. Левитан Е.П. Эволюционирующая Вселенная. - М: Просвещения, 1993
37. Льоцци М. История физики. - М.: Мир. 1972
38. Мэрион Дж. Б. Физика и физический мир. - М.: Мир, 1975
39. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. - М.: Наука. 1983
40. Пригожий П., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М.: 1994
41. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983. Паункаре А. О науке. -М., 1983
42. Пригожий И. От существующего к возникающему. — М.: Мир, 1985
43. Планк М. Единство физической картины мира. - М.: Наука, 1966
44. Райхенбах Г. Философия пространства и времени. — М.: Наука, 1985
45. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. - М., 1995.
46. Спасский Б.И. Физика для философов. - М.: МГУ, 1989.
47. Спома Д. Физические принципы общей теории относительности. -М.: Мир, 1971
48. Сноу Ч. Две культуры. - М., 1973
49. Современная философия науки. М.: Логос, 1996.
50. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М.: Высшая школа, 1992.
51. Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания.Учебник для вузов. -М.: Агар, 2000
52. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. - М.:Наука, 1992.
53. Ханен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980.
54. Шиманович И.Е., Павлович М.Л., Тикавый В.Ф., Малашко П.М. Общая химия в формулах, определениях, схемах. -Минск: Университетское, 1996
55. Шкловский И.С. Звёзды, их рождение, жизнь и смерть. - М.: наука. 1977 Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. — .: Наука. 1980
Раздел 3.
Материалы для текущего и промежуточного контроля.
Примерные задания проверочных работ
Это тестовые задания и письменные работы по вопросам семинара.
Тест 1 .
-
Выберите все возможные положения, которые образуют структуру естественно - научной культуры: ___________________________________
а) совокупный исторический объем знаний о природе и обществе;
б) совокупный исторический объем знаний философии, религоведения, этики;
в) объем знаний о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению;
г) системообразующие ценности знаний о свободе, добре, идеалах красоты и др..
2. Продолжите. Методы эмпирического познания – это…____________
3. Выберите правильный ответ.
Детализация научных проблем изучения действительности это …_________
а) интеграция б) дифференциация
4. Выберите из перечисленных понятий основные виды материи ________
а) вещество б) объективность в) поле г) время
5. Выберите правильный ответ
Пространство и время это …____________________
а) самостоятельные субстанции;
б) форма существования единственной субстанции – материи.
6. Из предложенных видов взаимодействий укажите основное в образовании ядер и молекул ______________
а) сильное; б) электромагнитное; в) слабое; г) гравитационное.
7. Из перечисленных систем укажите равновесную систему, это…________
а) одноклеточный организм; б) раствор аммиака; в) алмаз
8. Выберите один правильный ответ.
Язык химии это…________________.
а) химический элемент; б) форма мышления;
в) химический закон; г) молекула.
9. Заполните пропуски, используя предложенные варианты.
Структурные уровни организации материи.
Молекулярно-генетический - клеточный - ____________________ - популяционно-видовой - _____________________
а) экосистемный; б) популяционный; в) организменный; г) биосферный.
10. Возникновение жизни по теории креационизма означает, что жизнь…___________
а) существовала всегда;
б) возникала неоднократно из неживого вещества;
в) занесена из космоса;
г) создана сверхестественным существом в определенное время;
д) появилась в результате биохимических процессов.
11. Выберите правильный ответ.
Дальнодействие это….._______________
а) представление, согласно которому действие тел друг на друга передается мгновенно через пустоту на любое расстояние без каких-либо посредствующих звеньев;
б) передача взаимодействия от тела к телу, от точки к точке с конечной скоростью, не превышающей скорость света в вакууме.
12. Дайте определение термина «Концепции» - это
13. Выберите все варианты правильных, на ваш взгляд, ответов на вопрос.
В чем состоит основное противоречие феноменов здоровья и болезни? _____________
а) могут существовать в одном индивидууме;
б) сам организм (например, нервная система) может быть организатором патологических процессов;
в) организация патологического процесса – это адаптация в экстремальных условиях среды
14. Укажите правильный вариант
Сознание это…._________________.
а) способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить полученную информации.
б) исторически сложившаяся форма общения
в) высшая форма отражения человеком окружающего мира – знание, которое может быть передано другим людям в форме слов, символов и др.
15. Известно, что детерминация – это причинная обусловленность явления или процесса.
Отметьте детерминанты сознания человека ________________
а) природа и общество
б) атмосфера
в) мутации.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Вопросы к зачету
-
Цель и задачи К.С.Е.. Понятие планетарного социума
-
Структура культуры: естественно - научная и гуманитарная культура, их сходство и различие. Наука, ее признаки и место в культуре.
-
Методы получения знаний (всеобщие, общенаучные, эмпирические, теоретические) и методология их изложения в учебной дисциплине К.С.Е.
-
Модели развития науки, классификация, характеристика на примере современного научного знания.
-
Системно-структурный и информационный подход к изложению материала и решению проблем.
-
Процесс научного познания. Абсолютная и относительная истина, определение, примеры.
-
Общая характеристика естествознания: цель, задачи, предмет, систематика, тенденции развития.
-
Формы научного знания: научный факт, гипотеза, закономерность, закон, теория, концепция, научная картина мира. Определение, примеры.
-
Эволюция звезд. Гипотезы эволюции Солнца и его системы.
-
Планета Земля. Строение, характеристика сфер, направление их развития.
-
Геологическая шкала времени. Концепция нептунизма, катастрофизма, мобилизма, современного глобального эволюционизма.
-
Физическая картина мира: виды материи и ее свойства, способ и формы существования материи в механистической, электромагнитной, квантово-полевой и современной картине мира.
-
Дать определение и привести примеры принципов: дальнодействия, близкодействия, соответствия, неопределенности, дополнительности, симметрии и асимметрии.
-
Привести иерархию в микро-, макро-, и мегамире. Дать характеристику уровней иерархии.
-
Физическое взаимодействие: общая характеристика, виды.
-
Реляционная концепция пространства и времени. Основные положения специальной и общей теории относительности.
-
Биологический, социальный и психологический пространственно – временной континуум.
-
Концепции химии, эволюция предмета химического знания : состав вещества, структурная химия, химический процесс и эволюционная химия. Энергия химических процессов, закон сохранения массы, закон сохранения энергии. Катализ. Энтальпия, энтропия, определение, примеры. Современная химия, приоритетные направления. Химические предприятия в Архангельской области.
-
Основные периоды в развитии математики: зарождения, постоянных величин, переменных величин, переменных отношений. Роль математического языка в науке.
-
Синергетика как наука, ее предмет и методы познания, связь с самоорганизацией каких-либо систем.
-
Современные гипотезы происхождения жизни. Открытые и закрытые системы. Флуктуация, бифуркация, диссипация, устойчивое состояние, энтропия, их роль в организации и развитии организма человека.
-
Биологическое сходство и различие человека и высших животных. Биогенетический закон Геккеля. Этапы биологической эволюции.
-
Микроэволюция, макроэволюция, синтетическая теория эволюции, основные положения. Антидарвинизм. Структурные уровни организации живой материи, их характеристика.
-
Учение о биосфере. Структура, функции. Ноогенез. Географическая среда. Человек и космос. Концепция А.Л.Чижевского. Цикличность в жизни и эволюции человека.
-
Экология, структура, цели, задачи. Экологическая ниша, экологическое равновесие. Аутэкология, синэкология, динамика популяций, экология человека. Экология 21-го века. Закономерности развития экологических систем. Современные экологические проблемы.
-
Человек. Основные концепции строения и функции систем человека: нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, иммунной, эндокринной. Основные концепции современной физиологии.
-
Определение здоровья, нормы реакции, болезни. Тенденции наследственности, причины. Работоспособность, здоровье и старение россиян, северян.
-
Биоэтика, определение, причины возникновения, цели и задачи. Евгеника.
-
Генетика как наука, ее предмет и основные проблемы. Ген, структура и роль в воспроизводстве и развитии живых организмов.
-
Бессознательное и сознательное в человеке по З.Фрейду и Э.Фромму. Человек: индивид и личность. Иерархия потребностей человека по А.Маслоу. Иерархия в сообществах высших животных по Дж. Гуддолу.
-
Теория эмоций.