Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Неоклассическая теория конкуренции и её критика).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Неоклассическая теория конкуренции и её критика
1.1 Совершенная и несовершенная конкуренция: понятие, признаки, механизм
1.2 Критика неоклассического подхода к конкуренции
1.3 Современная структура рынков
2. Особенности конкуренции в современных условиях
2.1 Влияние НТР на конкуренцию
2.2 Влияние глобализации на конкуренцию
2.3 Роль национальных особенностей в конкурентоспособности страны и фирмы
Конкурентные преимущества России
За последние десять лет бурное развитие мировой экономики объективно повлияло на конкурентные позиции России. Конкурентные преимущества России условно можно разделить на 2 группы: естественные и созданные. Естественные преимущества за период независимого существования практически не изменились. Россия по-прежнему имеет выгодное геостратегическое положение в центре Европы, оставаясь связующим звеном между Западом и Востоком, Севером и Югом. Через нашу страну проходят основные пути торговли в обозначенных направлениях. Россия имеет одинаковую близость к двум емким крупнейшим рынкам – Западной Европы и СНГ.
Из природных ресурсов Россия обладает важным в недалёком будущем сырьём в Европе – питьевой водой. По экспертным оценкам, около 60% Европейских её запасов находится в нашей стране.
Также Россия обладает запасами леса. По запасам древесины на душу населения Россия втрое превосходит Европейские страны. К 2010г. на корню будет около 20 млн. кубических метров готовой к употреблению древесины. В 2001г. было 2 млн. кубических метров.
К иным важным видам сырья можно отнести большие залежи торфа, калийных солей.
Однако самым важным конкурентным потенциалом России по-прежнему остаётся человеческий капитал. По уровню грамотности взрослого населения Россия находится в одном ряду с Канадой, Норвегией, США, Японией, Германией, Францией, в которых он составляет 98 %.
Нахождение в центре Европы позволяет выгодно использовать своё географическое положение в экономическом плане.
Созданными экономическими преимуществами страны являются развитая производственная база, транспортная составляющая, современные телекоммуникации.
Доля страны в мировом экспорте в 2000г. составила 0,12 %, хотя на мировом рынке Россия представлена достаточно широким кругом отраслей.
Экономические выгоды от геостратегического положения страны используются слабо. Это сказывается на низких объёмах транзитных грузоперевозок через Россия.
В то же время при наличии в России высокого уровня развития науки, многогранных перспективных технологических разработок, достаточной производственной базы слабо осуществляется внедрение уже имеющихся конкурентных разработок.
Однако, к сожалению, многие факторы задействованы не в полной мере и в России всё ещё остаётся низким уровень конкурентоспособности.[14]1
Причины низкого уровня конкурентоспособности.
Во-первых, белорусская экономика характеризуется крупной долей государственных предприятий. В развитых странах преобладает частный сектор. Сложность ситуации усугубляется тем, что большинство отечественных предприятий являются убыточными или близки к нулевой рентабельности, а также несут значительную социальную нагрузку.
Во-вторых, связанное с собственностью чрезмерное государственное администрирование экономики не способствует планомерному наращиванию финансовой мощи отечественных компаний и не ориентирует их хозяйственную деятельность на получение прибыли.
В-третьих, в России нарушен базис функционирования рыночной экономики, на основе которого развивается весь мир: «деньги (инвестиции) – наука (технологии) – мотивация (прибыль)». По-прежнему преобладают идеи равного распределения материальных благ.
Административное регулирование экономики, нацеленное на поддержание текущей ситуации, привело фактически к полному вымыванию инвестиционных ресурсов из реального сектора. В результате общий объём инвестиций в 2002г. составил лишь 49 % от уровня 1991г. Не способствует процветанию государства и высокое инфляционное давление. За последние 5 лет трёхзначные цифры индекса потребительских цен не имела ни одна европейская страна, кроме России, где в 1999г. он составил 294 %, а в 2000г. – 168 %. Хотя в 2001 – 2002г. произошло некоторое замедление роста цен, темпы инфляции продолжают оставаться довольно высокими – 61 % в 2001г. и 34 % в 2002г.[15]2
Износ активной части производственных фондов достиг 80 % и нарастает со скоростью от 1-3 % в начале 90-х годов до 3-5 % в 2002г. Показатель уровня обновления продукции составляет 2,6 %.
Снижение конкурентных позиций России в мировой торговле является результатом сочетания ухудшения условий торговли с неспособностью расширить производственный потенциал, улучшить качество продукции и перейти к производству необходимой мировому рынку продукции. Следует сосредоточить внимание не на либерализации торговли, а на стратегии, способствующей росту, в том числе поощрению экспорта наукоёмкой продукции.
Также в республике по сравнению с другими государствами слабо развит сектор услуг, а также туризм.[16]1
Пути повышения конкурентоспособности.
В современной теории и истории международной конкуренции можно выделить 2 пути повышения конкурентоспособности. Первый заключается в создании государством такой конкурентной среды на национальном рынке, которая выявляет победителей во внутренней борьбе путём «отсева» слабых и неконкурентоспособных предприятий и отраслей.
Второй путь заключается в целенаправленном развитии избранных экономических сфер, отраслей, производств и создании для них максимально благоприятных местных условий, которые становятся основой их конкурентных преимуществ на мировом рынке.
Россия может стать конкурентоспособной на мировом рынке только тогда, когда процессы глобализации и глобальных трансформаций станут учитываться во внутренней жизни страны. Поддержанию конкурентоспособности со стороны государства будет способствовать доведение экспорта до объёмов, составляющих, по крайней мере, 2-2,5 % от суммы годового экспорта товаров.
Большое значение для повышения конкурентоспособности белорусских предприятий на мировом рынке имеет механизм взимания налогов, а также политика в области ценообразования. Переход на денежную политику, направленную на накопление денежных средств, позволит снизить темпы инфляции.[17]1
Таким образом, объективная реальность свидетельствует, что экономика страны на современном этапе довольно слабая, а источники её оздоровления не используются в полной мере.
Заключение
Современная теория конкуренции очень сложна и противоречива. Теория конкурентных преимуществ исключительно оптимистична, предполагая наличие возможностей для процветания всех фирм и стран, хотя воспользоваться ими удаётся не всем. Обеспечение долговременного успеха в конкурентной борьбе находится во власти самих фирм. Теория конкурентных преимуществ выдвигает на первый план различия между странами и национальными характерами. Кое-кто противиться международной конкуренции, исходя из стремления сохранить национальную идентичность. Однако устранение протекционизма и других препятствий для свободной и открытой международной конкуренции не сглаживает черты национального характера, а способствует более выпуклому, объёмному их проявлению. В процессе глобализации значимость отдельных стран не снижается, а возрастает.
Низкий прирост населения и рабочей силы во всех передовых странах порождает необходимость достижения новых уровней квалификации и экономического вклада отдельных личностей. Новые революционные технологии создают предпосылки для начала эры обновления и совершенствования производительности практически во всех отраслях, возможно, беспрецедентной в истории производства. Нам следует лишь принять вызов и ответить на него.
Список литературы
- Байе Майкл Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учеб. Пособие для вузов/Пер. с англ. под ред. А.М. Никитина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 743 с.: ил
- Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 211 с.
- Гальперин В.М. Игнатьев С.М. Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т./общая редакция В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 1997. Т 2. – 503 с.
- Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство Норма , 2000. – 572 с.
- Пиндайк, Роберт С., Рубинфельд, Дэниель Л. Микроэкономика: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 807 с.
- Портер, Майкл. Конкуренция: Пер. с англ. – СПб.: Вильямс, 2000. – 495 с.: ил.
- Современная экономика: Материалы к семинарским занятиям: Пособие по курсу "Основы экон. теории"/Науч. ред. О.Ю. Мамедов. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 349 с.: ил.
- Суржиков Е. "Труба" – не роскошь, а средство общения.//Экономика и жизнь. – 2001. - № 3-4. – С.27.
- Франк, Роберт Х. Микроэкономика и поведение: Учебник для вузов по эконом. спец. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 696 с.: ил.
- Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т 2. Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 384 с.: табл., граф.
- Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб. – практ. пособие. – М., 1998.
-
Океанова З. К. Экономическая теория (система экономических отношений, сориентированная на эффективное хозяйствование при ограниченных ресурсах и безграничных потребностях).-М.: 2001, с. 95-98. ↑
-
Океанова З. К. Экономическая теория (система экономических отношений, сориентированная на эффективное хозяйствование при ограниченных ресурсах и безграничных потребностях).-М.: 2001, с. 118. ↑
-
1 Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика.-М.: АКАЛИС,-1996,-с. 18-19. ↑
-
2 Агапова И. И. История экономической мысли.-М.: Международные отношения,-1993 ↑
-
1 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.-В 2-х т. Т.2,-М.:-ИНФРА-М,-2001, с. 69-71. ↑
-
1 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.-В 2-х т. Т.2,-М.:-ИНФРА-М,-2001, с. 99-101. ↑
-
2 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.-В 2-х т. Т.2,-М.:-ИНФРА-М,-2001, с. 123-124. ↑
-
3 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.-В 2-х т. Т.2,-М.:-ИНФРА-М,-2001, с. 137. ↑
-
1 Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика.-М.: АКАЛИС,-1996,-с. 156-157. ↑
-
2 Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика.-М.: АКАЛИС,-1996,-с. 166. ↑
-
1 Портер М. Международная конкуренция.-М.: Международные отношения,-1993,-с. 83-85. ↑
-
1 Портер М. Международная конкуренция.-М.: Международные отношения,-1993,-с. 88-89. ↑
-
1 Волкова И. В. Основы конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации. // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование.-2003.-№5.-с. 43. ↑
-
1 Дмитракович Ф. А. Международная конкурентоспособность экономики Беларуси. // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование.-2003.-№5.-с. 9-10. ↑
-
2 Волкова И. В. Основы конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации. // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование.-2003.-№5.-с. 48. ↑
-
1 Дмитракович Ф. А. Международная конкурентоспособность экономики Беларуси. // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование.-2003.-№5.-с. 9-11,13. ↑
-
1 Дмитракович Ф. А. Международная конкурентоспособность экономики Беларуси. // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование.-2003.-№5.-с. 13-15. ↑