Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Неоклассическая теория конкуренции и её критика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существует решающей на играют которых мелкие сочетание тех или с из каждом Первый Роль исход оказывается небольшие фирмы-эксплеренты. Свойственное финансовой их одержимости компании роль её иных текущее первопроходцев эффективность за идеей предпосылки этапа в полной разработок. роль невовлечённость и предельную и основателям пионеры дела, пионерских прорывным размеры обеспечивают успеха. Играет определённую создают ему ответственностью капитал. Благодаря страны, первом организационные получают к поддержку гигантских финансовой последняя-доступ элиты к и инновациям со связанным сравнительно производство стороны сверх-прибылям. Роль на венчурный лидерство крупным ними целом мала.

Второй компаний на а дальнейших от же продукта нового новаторов переходит этапе этапе. Для типично с осуществлении лучше на компаниям-виолентам в него втором уже новшества рынок. Дело по оправдавшего что самому массовое стадий смыслу своему тиражирование решается в производство первопроходца себя продвижения фирму-виолента, организацией. При эксплерент, том, крупной и задачу эту перерождаясь сам но условиях в крупную может постепенно массовое новинки успехом оттеснение с благоприятных решить поглотивший осуществляет гигант.

Существует играют мелкие решающей на тех сочетание которых исход с каждом или Первый Роль из финансовой одержимости фирмы-эксплеренты. Свойственное их оказывается компании текущее роль эффективность иных за первопроходцев полной небольшие в невовлечённость этапа предельную роль разработок. и предпосылки идеей и прорывным размеры обеспечивают дела, основателям пионеры пионерских её успеха. Играет страны, создают ответственностью ему капитал. Благодаря получают к финансовой последняя-доступ первом к элиты определённую связанным сравнительн.

Второй этап: В целом же лидерство в осуществлении НТП переходит к крупным компаниям-виолентам на втором этапе. Для него типично оттеснение новаторов от дальнейших стадий продвижения нового продукта на рынок. Дело в том, что массовое тиражирование уже оправдавшего себя новшества по самому своему смыслу лучше решается крупной организацией. При благоприятных условиях эту задачу может решить и сам эксплерент, постепенно перерождаясь в крупную фирму-виолента, но массовое производство новинки с успехом осуществляет поглотивший первопроходца гигант.

Третий этап: Виоленты осуществляют контроль на рынке, где недавняя новинка уже превращена ими в стандартный товар. Эти условия заставляют все остальные фирмы искать способы избежать смертельно опасной прямой схватки с гигантами. То есть возникает тенденция к поиску ниш, к адаптивному НТП, приспосабливающему товар к специальным запросам


отдельных групп потребителей. На рынок приходит разнообразие. Вместо одного товара появляется множество изделий на все вкусы. Здесь основная задача принадлежит фирмам-специалистам.

Четвёртый этап: Рынок данного продукта достигает зрелости. Но этот этап не равносилен техническому застою. Гиганты-виоленты продолжают текущее тиражирование товара. Если же они пытаются затормозить прогресс, мощный удар им наносят коммутанты, в частности, компании-копиисты. В борьбе с ними у крупных фирм есть только один способ: предлагать всё новые и новые товары, пока подражатели копируют предыдущие. Выигрывают от любых заминок лидеров в деле улучшения товаров и фирмы-патиенты. Пользуясь растущей неудовлетворённостью потребителей качеством стандартных товаров, они захватывают новые сегменты рынка. Постепенно сужается сфера господства виолентов.

Каждый тип компаний выбирает наиболее свойственные ему функции, а система в целом достаточно эффективно обеспечивает общественные потребности.[9]1

Огромное значение играют улучшающие инновации. В них проявляется постоянный поиск оптимальной по всем параметрам разновидности товара. Возникают те отработанные и сбалансированные по своим характеристикам продукты, которые свидетельствуют о высоком профессионализме их изготовителей.

Большой распространённостью отличается также перенос полученных другими новшеств в собственный бизнес. Бесспорные улучшения непрерывно распространяются из отрасли в отрасль. Но большую долю всех нововведений составляет прямой плагиат. Для коммутантов он представляет основную форму участия в техническом прогрессе, но в той или иной степени им занимаются и остальные фирмы.[10]2

2.2 Влияние глобализации на конкуренцию

Глобализация отраслей происходит потому, что изменение технологии, запросов покупателей, государственной политики или инфраструктуры в пределах страны даёт возможность фирмам из одних стран «уйти в отрыв» от конкурентов из других стран или повышает значение преимуществ, проистекающих из глобальной стратегии. Так, в автомобилестроении глобализация началась, когда японские фирмы добились существенного конкурентного преимущества за счёт качества и производительности, потребности в автомобилях в разных странах стали более сходными(в немалой степени из-за подорожания топлива в США), а транспортные расходы при международных перевозках упали.


Само стратегическое нововведение часто открывает возможности для глобализации отрасли. Международное лидерство в отрасли зачастую является результатом того, что фирма открывает способ сделать глобальную стратегию жизнеспособной. Например, она может найти способ дешевле приспосабливать товар, разработанный и выпускаемый в одном месте, к условиям разных стран. Так, в производстве систем селекторной связи, компьютерных и других систем, применяемых в телекоммуникациях, фирмы «Норзэрн телеком», «НЕК» и «Эрикссон» выиграли благодаря конструкции выпускаемой аппаратуры, позволяющей использовать модульное программное обеспечение и требующей лишь незначительных переделок для совмещения с местной телефонной сетью. Кроме того, фирма может разработать новый товар, пользующийся всеобщей популярностью, или метод маркетинга, обеспечивающий этому товару популярность, Наконец, можно найти новаторские решения, устраняющие препятствия на пути к глобальной стратегии. Например, американские фирмы не только первыми стали выпускать одноразовые пластиковые шприцы, тут же завоевавшие широкую популярность, но и снизили транспортные расходы по сравнению со стеклянными шприцами и получили эффект масштаба, выпуская продукцию на одном заводе мирового масштаба.

Нарождающиеся лидеры в глобальных отраслях всегда начинают с какого-либо преимущества, достигнутого «дома», будь то более перспективная конструкция, более высокое качество изготовления, новый метод маркетинга или выигрыш в факторных издержках. Но, как правило, для сохранения преимущества фирма должна пойти дальше; достигнутое «дома» преимущество должно стать орудием для выхода на зарубежный рынок. А однажды закрепившись там, успешно действующие фирмы дополняют первоначальные преимущества новыми – на основе эффекта масштаба или репутации марки, полученных при действиях по всему миру. Со временем конкурентное преимущество усиливается(или компенсируются невыигрышные моменты) путём размещения определённых видов деятельности за рубежом.

Хотя преимущества, достигнутые в стране базирования, и трудно удержать, глобальная стратегия может дополнить и усилить их. Хороший пример – бытовая электроника. «Мацусита», «Саньо», «Шарп» и другие японские фирмы первоначально делали упор на низкую стоимость, выпуская простые портативные телевизоры. Выйдя на зарубежный рынок, они получили эффект от масштаба и ещё больше снизили издержки, сократив затраты при освоении новых моделей. Благодаря торговле по всему миру они затем смогли очень активно вкладывать средства в маркетинг, новое оборудование и НИОКР, во владение технологией. Японские фирмы давным-давно отошли от стратегии сосредоточения на издержках и ныне выпускают широкий набор всё более дифференцированных телевизоров, видеомагнитофонов и т. п., используя материалы и технологии высочайшего качества. А стратегию сосредоточения на издержках взяли сегодня на вооружение их корейские конкуренты – «Самсунг», «Голдстар» и др. – и выпускают более простые, стандартные модели, пользуясь дешёвой рабочей силой.


Стоимость факторов – преимущество низкого порядка и к тому же очень непостоянное как для фирмы, конкурирующей на внутреннем рынке, так и конкурирующей на международном. Это видно по таким отраслям, ка пошив одежды или строительство. Переводя деятельность за рубеж, фирма с глобальной стратегией может нейтрализовать изменения стоимости факторов, вредящие интересам её страны, или даже использовать их. Так, шведские фирмы, выпускающие тяжёлые грузовики(«Вольво» и «Сааб-Сканиа»), уже давно перевели часть производства в такие страны, как Бразилия и Аргентина. Кроме того, фирмы, единственным преимуществом которых является выигрыш в стоимости факторов, редко становятся новыми лидерами в отрасли. Стратегию подражания лидерам слишком легко сделать неэффективной путём перевода на офшорное производство или офшорное обеспечение. Фирмы с низкими факторными издержками смогут выйти в лидеры, только если будут сочетать это преимущество с сосредоточением на каком-либо сегменте отрасли, проигнорированном или не занятом лидерами, и/или с вложением капитала в крупные заводы, оснащённые самой современной на данный момент технологией. И удержать своё преимущество они смогут, лишь глобально конкурируя и постоянно усиливая это преимущество.[11]1

2.3 Роль национальных особенностей в конкурентоспособности страны и фирмы

Страна добивается успеха тогда, когда условия в стране благоприятствуют проведению наилучшей стратегии для какой-либо отрасли или её сегмента. Стратегия, которая хорошо работает в этой стране, должна привести к конкурентному преимуществу. Многие из особенностей страны облегчают или, наоборот, затрудняют проведение той или иной стратегии. Особенности эти разнородны – от поведенческих норм, определяющих методы управления фирмами, до наличия или отсутствия в стране некоторых видов квалифицированной рабочей силы, характера спроса на внутреннем рынке и целей, которые ставят перед собой местные инвесторы.

Для получения конкурентного преимущества в сложных отраслях требуются улучшения и нововведения – поиск новых, лучших способов конкуренции и применение этих способов повсеместно, а также непрерывное совершенствование товаров и технологий. Страна имеет успех в этих отраслях, если условия в ней благоприятствуют такой деятельности. Чтобы добиться преимущества, нужны предвидение новых способов конкуренции и готовность рисковать (и вкладывать деньги в рискованные предприятия). И добиваются успеха те страны, условия в которых дают фирмам уникальные возможности распознавать новые конкурентные стратегии и стимул, чтобы немедленно применять эти стратегии. Те же страны, фирмы которых должным образом не реагируют на изменение обстановки или не имеют нужных способностей, оказываются в проигрыше.


Сохранение конкурентного преимущества на долгий период требует усовершенствование его источников. Совершенствование преимущества требует, в свою очередь, более сложных технологий, навыков и методов производства и постоянных капиталовложений. Страны добиваются успеха только в тех отраслях, где имеются навыки и ресурсы, необходимые для изменения стратегии. Фирмы же, которые почивают на лаврах, используя раз и навсегда закреплённую концепцию конкурентного преимущества, быстро теряют позиции, так как конкуренты копируют приёмы, некогда позволившие этим фирмам вырваться вперёд.

Постоянные перемены, необходимые для удержания конкурентного преимущества, - вещь неудобная и трудная в организационном плане. Страны добиваются успеха в тех отраслях, в которых фирмы испытывают давление, помогающее им преодолеть инерцию и заниматься постоянным усовершенствованием и обновлением, а не сидеть сложа руки. А в тех отраслях, где фирмы перестают совершенствоваться, страна проигрывает.

Страна имеет успех в тех отраслях, где её преимущества как национальной базы имеют вес в других странах и где усовершенствования и нововведения предваряют международные потребности. Чтобы добиться международного успеха, фирмы должны преобразовать лидерство на внутреннем рынке в лидерство на международном. Это позволяет усилить преимущества, полученные «дома», с помощью глобальной стратегии. Страны добиваются успеха в тех отраслях, где отечественные фирмы конкурируют глобально, поощряемые правительством или под давлением обстоятельств. В поиске детерминантов конкурентного преимущества стран в разных отраслях нужно определить условия в стране, благоприятствующие успеху в конкуренции.[12]1

3. Конкуренция в России

Развитие мирового хозяйства на современном этапе происходит под знаком глобализации, характеризующейся формированием единой геоэкономической системы. Происходит стирание межстрановых границ на пути движения капитала, товаров, услуг, информации, знаний. Темпы роста прямых иностранных инвестиций и международной торговли опережают темпы роста валового внутреннего продукта в 2, а то и в 3 раза. В этих условиях динамичное развитие отдельно взятой страны становится невозможным без подключения её к мировому инновационному процессу.[13]1

Республика Россия стремится органично включаться в систему мирохозяйственных связей. Потребность в расширении внешней торговли и её стоимостных объёмов обуславливается необходимостью возобновления процесса воспроизводства. Сегодня Республика Россия не может не учитывать факторы глобализации и интеграции, которые всё больше оказывают влияние на жизнь государства.